Найти тему
Деньги 24

Заправский расклад. Куда зальют цены на бензин?

Сенсация, дамы и господа. Особо впечатлительных прошу присесть. В Москве подешевел бензин. Да, я говорю про тот самый, что продается на АЗС. И нет, я не сошел с ума. И с глазами у меня - несмотря на то, что я очкарик - всё в порядке. В это трудно поверить, но розничные цены на топливо в Москве впервые за долгое время снизились. Если точнее - впервые с конца января.

По данным Московской топливной ассоциации, за минувшую неделю бензин АИ-92 на заправках подешевел в среднем на 8 копеек, а 95-й - на копеечку. Правда, общее впечатление портит дизель - его средневзвешенная стоимость подросла на 5 копеек.

Источник: Московская топливная ассоциация
Источник: Московская топливная ассоциация

Я думаю, многие владельцы авто уже свыклись с тем, что в нашей стране у цен на топливо нет цели, а есть только путь. И путь этот - вверх. И здесь, если посмотреть на динамику с начала года, всё стабильно. По данным Росстата, топливо в среднем подорожало почти на 7,5%. При этом официальная инфляция за этот же период составила 5,5%. А такого, по идее, быть не должно. Согласно джентельменскому соглашению между нефтяниками и Правительством, цены на АЗС не должны расти быстрее инфляции. Но тут есть нюанс. Имеется в виду, по итогам года. Похожая история была прошлым летом. Тогда рост цен на АЗС тоже обгонял инфляцию, но к концу года ситуация устаканилась.

По итогам 2024 года Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в 7,3%. Но даже при таком раскладе - чтобы цифры этого негласного договора между нефтяниками и властями сошлись, цены на заправках в оставшиеся три месяца должны не просто замереть, а продолжить снижение. Возможно ли такое? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно понять, почему вообще топливо так резко дорожало.

Всё дело в оптовых ценах. Летом стоимость 95-го бензина на бирже всего за несколько недель взлетела более чем на 40% - с 52 000 рублей за тонну в начале июня до 75 000 в конце июля. В сентябре было небольшое снижение - сейчас АИ-95 на бирже стоит примерно 65 000 рублей.

-3

Бензин в опте дорожал летом по одной простой причине - нефтяным компаниям разрешили экспортировать его за рубеж. Для них это было отличной возможностью заработать, и они ей активно пользовались, отправляя топливо тем, кто платит валютой. Но с 1-го августа лавочка прикрыта -

-4

После этого биржевые цены хотя бы стабилизировались, но всё равно не опустились до тех уровней, откуда начинали свой рост.

Почему так? Тут два главных фактора. Во-первых, осень - это традиционный период профилактических ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Из-за чего производство топлива может снизиться. Во-вторых, погода. Сентябрь выдался рекордно тёплым. Дачники продлили сезон, да и в целом россияне - и москвичи в частности - активно путешествовали на машинах.

Всё это оказало мощное давление на бизнес заправок. Как подсчитали аналитики «Петромаркет», в среднем по России чистая маржа АЗС при продаже литра 95-го бензина - минус 4 рубля двадцать копеек. По 92-му бензину они пока в плюсе. Но всего на 30 копеек с литра. И такая картина держится с середины лета. То есть АЗС уже три месяца продают бензин себе в убыток.

-5

Причем большей частью - это независимые АЗС. На них приходится две трети всех заправок в стране. Чтобы снизить свои потери, с конца августа они начали продавать 95-й бензин дороже, чем предлагают АЗС крупных нефтяных компаний. Хотя обычно всё наоборот - мелкие игроки рынка стремятся держать цены ниже, чем у вертикально-интегрированных компаний. И тем самым борются за потребителя. Но запаса прочности у них нет. Потому что, в отличие от нефтяных корпораций, независимые АЗС сильнее завязаны на биржевые цены.

Предстоящие дожди, похолодание и завершение осенних сельхозработ должны остудить спрос на топливо. Это, по идее, приведет к снижению биржевых цен. И АЗС перестанут нести убытки. Но готовы ли они будут уменьшить цены для потребителей? Аналитики рынка считают, что да.

Максим Дьяченко,
управляющий партнёр компании «Пролеум»
Максим Дьяченко, управляющий партнёр компании «Пролеум»
"Сейчас из ремонта все-таки большое количество НПЗ выходит. У нас был на длительном ремонте Нижегородский НПЗ Лукойла, а он как раз в направлении Москвы, Московской области, поставлял большое количество бензинов и собственно эти поставки сейчас возобновились. Уже в оптовом сегменте 95-й подешевел существенно и это отражается потихонечку на АЗС. Те же независимые АЗС, которые раньше были вынуждены повышать цены выше вертикально интегрированных компаний для того, чтобы не получать убытки, хотя бы на грани рентабельности работать. Они сейчас, по мере того, как будет подходить товар по более низким ценам, они смогут цены на АЗС снижать и такая тенденция может продолжиться."

При этом потенциал снижения цен на заправках весьма ограничен. Скорее наоборот - факторов за то, чтобы бензин продолжил дорожать и дальше, сейчас намного больше. Загибайте пальцы.

Во-первых, выросла стоимость доставки топлива от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС. Причём не важно, автоцистерной или поездом. Во-вторых, дефицит персонала не обошел стороной и нефтяную отрасль - и здесь тоже приходится бороться за кадры с помощью роста зарплат. В третьих, оборудование и расходные материалы - не важно, отечественные они или импортные - так же растут в цене.

Ну и что в итоге? Судя по всему, осенью на топливном рынке будет стабилизация. Но ждать, что ценники на заправках снизятся существенно - на рубль или два - точно не стоит. Так что водителям остаётся рассчитывать лишь на программы лояльности, акции и прочие плюшки, которыми АЗС сейчас стараются привлекать потребителей. Конкуренция на топливном рынке по-прежнему высока - и это полезно. Как для автомобилистов, так и для экономики.