Для бесперебойной работы двигателя внутреннего сгорания соотношение воздушно-топливной смеси должно быть идеальным — 14,7:1. Проблема с обогащенной смесью возникает, когда в камеру сгорания поступает слишком много топлива и слишком мало кислорода.
В этом руководстве, я постараюсь дать четкое описание проблемы и выделить основные причины, симптомы и способы их устранения.
Двигатель работает на богатой или бедной смеси — в чем разница.
Проблема возникает, когда нарушается баланс между расходом топлива и воздуха (кислорода). Когда ваш автомобиль работает на обогащенной смеси, это означает, что в двигатель поступает слишком много топлива и слишком мало воздуха. Это не только приводит к снижению производительности двигателя, но и отложениям, образующиеся при сжигании избыточного топлива, также засоряют и ухудшают работу каталитического нейтрализатора, что приводит к дорогостоящему ремонту.
С другой стороны, автомобиль, работающий на обедненной смеси, имеет проблему с поступлением в двигатель слишком большого количества воздуха. Это также приводит к плохой производительности, в частности, к вялому ускорению и даже рывкам.
Автомобиль работает на обогащённой смеси.
Существует довольно много симптомов, связанных с работой двигателя на обогащенной смеси. Эти симптомы могут быть результатом других проблем с двигателем, но в целом они указывают на то, что двигатель получает слишком много топлива.
1. Индикатор «Check Engine»
2. Резкий запах выхлопных газов
3. Расход топлива.
4. Снижение мощности двигателя
5. Выстрелы или хлопки из глушителя
6. Нестабильная работа двигателя на холостом ходу
7. Закопченные свечи зажигания
8. Черный выхлопной дым
Устранение проблемы с обогащением смеси в автомобиле.
Обогащенная работа двигателя может быть вызвана многими причинами, однако наиболее распространенными виновниками обычно являются неисправные датчики двигателя, а также неисправный регулятор давления топлива и топливная форсунка.
1. Неисправный датчик массового расхода воздуха (MAF)
Неисправный датчик массового расхода воздуха является, пожалуй, самой распространенной причиной работы автомобиля на обогащенной смеси. Как часть электронной системы впрыска топлива транспортного средства, MAF отвечает за расчет количества воздуха, поступающего в двигатель. Если он загрязнен или неисправен, он будет неверный расчет, что приведет к поступлению слишком большого или слишком малого количества воздуха.
Как исправить
Если у вас возникли подозрения в неисправности или загрязнения датчика, то, одним из вариантов, самостоятельного устранения неисправности очистка датчика MAF от загрязнения. Все, что вам нужно сделать, это найти датчик автомобиля (в помощь схема автомобиля), который обычно можно открыть с помощью плоской отвертки, снять его, аккуратно, и очистить с помощью спирта или специального очистителя, затем вновь установить на прежнее место.
Вторым вариантом, как я считаю, обратиться к спетцу, который, с помощью скана, сделает диагностику, устранит неисправность.
2. Неисправный датчик кислорода - лямбда-зонд.
Датчик воздуха автомобиля расположен на выхлопной трубе и измеряет количество оставшегося кислорода в выхлопных газах, "покидающих" двигатель, помогая двигателю определить правильное соотношение кислорода и топлива для оптимальной работы.
Например, если датчик определяет, что из двигателя выходит слишком много кислорода, блок управления двигателем добавит больше топлива во время следующего цикла сгорания, чтобы сбалансировать ситуацию, и наоборот. Неисправный датчик может подать сигнал модулю управления двигателем о необходимости добавлять больше или меньше топлива, даже если соотношение кислород-топливо хорошее, из-за чего двигатель будет работать на слишком богатой или бедной смеси.
Как исправить
Обычно не рекомендуется чистить датчики кислорода автомобиля, а также не рекомендуется их ремонтировать. Неисправный блок необходимо заменить.
3. Неисправный датчик MAP
Датчик MAP предоставляет электронному блоку управления двигателем (ECM) мгновенную информацию о давлении в коллекторе, которая используется для расчета оптимальной плотности воздуха и массового расхода кислорода для сгорания.
Если датчик MAP загрязнен или неисправен, следовательно, работает неправильно, блок управления двигателем не сможет точно рассчитать нагрузку на двигатель, в результате чего соотношение кислород-топливо станет слишком богатым или слишком бедным.
Как исправить
В большинстве транспортных средств он расположен в легкодоступном месте, чтобы его заменить самостоятельно. Лучшим вариантом устранения неисправности его замена.
4. Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Термодатчик контролирует температуру охлаждающей жидкости двигателя, давая ECM знать, насколько горячий или холодный двигатель. Таким образом, неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости может подавать на ЭБУ неверный сигнал, нарушая расчеты подачи топлива и времени зажигания. Двигатель будет получать слишком много или слишком мало топлива, из-за чего он будет работать на обогащенной или обедненной смеси.
Как исправить
Основой является диагностика определяющая его неисправность с помощью измерения сопротивления мультиметром (от 150–220 Ом (когда двигатель прогрет) и до 7–8 кОм (холодный движок)). Не соответствие этих параметров говорит о его неисправности. Единственным вариантом ремонта - его замена.
5. Неисправный датчик температуры всасываемого воздуха
Основной целью датчика температуры всасываемого воздуха является определение температуры воздуха, поступающего в двигатель, этот параметр блок управления использует для управления соотношением топлива и воздуха. Теплый воздух менее плотный, чем холодный, поэтому для сгорания требуется меньше топлива. Поэтому, если датчик IAT определяет, что воздух теплее, ЭБУ будет регулировать подачу меньшего количества топлива в двигатель. Неисправный датчик IAT может привести к тому, что ваш двигатель будет получать ненадлежащее количество топлива, что нарушит соотношение воздуха и топлива.
Как исправить
Неисправный датчик температуры всасываемого воздуха необходимо заменить.
6. Неисправный регулятор давления топлива (РДТ).
В автомобилях с двигателем внутреннего сгорания регулятор давления топлива помогает регулировать и поддерживать давление топлива. Если система электронного впрыска топлива требует большего давления, регулятор давления топлива позволит большему количеству топлива поступать в двигатель.
Неисправный или неисправный регулятор давления топлива может привести к слишком высокому или слишком низкому давлению топлива, в результате чего двигатель будет получать избыточное или недостаточное количество топлива.
Как исправить
Регулятор давления топлива — одна из самых распространенных деталей автомобиля, ремонт которой обходится сравнительно недорого. Вам нужно будет заменить его, если он неисправен или поврежден, что можно сделать самостоятельно с помощью всего нескольких основных инструментов. Процесс занимает всего 30 минут, и, в зависимости от марки и модели автомобиля, вы можете сэкономить на стоимости ремонта, если решите сделать это самостоятельно.
7. Грязный воздушный фильтр
Воздушный фильтр в автомобиле отвечает за предотвращение попадания мусора, пыли, насекомых, песка и других отложений в камеру сгорания двигателя, что может привести к всевозможным поломкам.
Таким образом, грязный или засоренный воздушный фильтр затрудняет, если не делает невозможным, поступление чистого воздуха в камеру сгорания, нарушая баланс воздуха и топлива.
Как исправить
Решение этой проблемы простое и может быть выполнено самостоятельно. Просто найдите грязные воздушные фильтры в вашем автомобиле, снимите и очистите каждый из них, а затем установите их на место. Если воздушные фильтры повреждены или слишком грязные для очистки, вам следует заменить их новым комплектом.
8. Неисправный топливный инжектор
Вопреки тому, что вы могли подумать, топливные инжекторы действуют просто как распылительная форсунка для топлива, а не фактически контролируют его. Они работают как кран, открываясь и закрываясь, чтобы топливо попадало во впускной коллектор двигателя.
Топливная форсунка, застрявшая в открытом положении, будет выпускать слишком много топлива, что приведет к работе двигателя на обогащенной смеси.
Как исправить
Неисправный инжектор иногда можно отремонтировать, если повреждение не серьезное. Например, если инжекторы загрязнены, то это будет довольно недорого, если их почистит профессионал. Однако, как правило, требуется новый инжектор, если повреждены сопло, корпус, форсунка или внутренние компоненты. Иногда необходимо заменить только уплотнительные кольца, а не весь блок.
Часто задаваемые мне вопросы.
Может ли работа на обогащенной смеси повредить двигатель?
Да. Двигатель, работающий на обогащенной смеси, плох, потому что это приводит к снижению производительности, в частности, к снижению мощности, снижению топливной экономичности и высоким выбросам. Во-вторых, сжигание избыточного топлива приводит к образованию чрезмерного количества углеродистых отложений на свечах зажигания, клапанах и поршнях, а также засорению каталитического нейтрализатора, что снижает его эффективность и создает чрезмерную нагрузку на двигатель. Если не устранить проблему, можно повредить каталитический нейтрализатор, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Лучше эксплуатировать двигатель на бедной или богатой смеси?
Двигатель должен работать при соотношении топлива и воздуха 14,7:1, что считается идеальным. Тем не менее, работа двигателя на немного обедненной смеси может повысить мощность и экономию топлива, но при работе на слишком обедненной смеси он перегреется и выйдет из строя.
Работа на обогащенной смеси никогда не приносит пользы, поскольку она снижает производительность, расходует топливо впустую, увеличивает загрязнение окружающей среды и заставляет ключевые компоненты двигателя работать тяжелее, чем они рассчитаны, а также имеет ряд других проблем.
Что делать, если в вашем автомобиле переобогащенная смесь?
Если вы считаете, что ваш автомобиль работает на обогащенной смеси, проведите полную диагностику, чтобы определить основную причину. Это можно сделать самостоятельно или с помощью профессионального техника. Распространенными причинами являются загрязненный воздушный фильтр, неисправный датчик массового расхода воздуха (MAF) или кислорода (O2), неисправная топливная форсунка или датчик температуры впускного воздуха, неисправный регулятор давления топлива и неисправный датчик абсолютного давления (MAP).
Заключение
Для эффективной работы двигателей требуется правильная смесь топлива и кислорода. Когда в смеси слишком много топлива, говорят, что двигатель работает на богатой смеси. Когда слишком много кислорода, он работает на бедной смеси. Лучший способ решения этой проблемы — провести полную диагностику двигателя, чтобы определить основную причину(ы).
Подписывайтесь на канал и ставьте нравится, чтобы не пропустить новые и полезные статьи. Подписывайтесь на мой канал в телеграмм, где найдете больше информации об автомобилях. Спасибо!