Финансовые организации совершенствуют системы безопасности, а мошенники — придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые. Как защитить свои данные и финансы, рассказали в новой статье.
В последнее время участились случаи мошенничества с ипотечными кредитами. Жертве поступает звонок «от сотрудника банка» с сообщением о просрочке и просьбой срочно погасить задолженность. Запугивая клиента серьезными последствиями, мошенники получают номер СНИЛС и код из SMS, с помощью которых заходят на Госуслуги и в онлайн-банк, после чего оформляют кредиты.
Проверьте кредитную историю
Независимо от того, стали вы жертвой мошенников или просто хотите убедиться, что на ваше имя не оформлены чужие займы — проверьте свою кредитную историю (КИ). В ней отображаются любые взаимодействия клиента с займами.
Финансовые организации передают информацию в БКИ в течение двух дней, поэтому сведения обо всех платежах или недавно оформленных кредитах будут там. Возможно, на вас действительно оформили заем, и у вас есть просрочки — уточните сумму долга, дату оформления и оперативно свяжитесь с кредитором.
Если вы не знаете, в каком БКИ хранится ваша история, сделайте запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ) или обратитесь в банк, с которым сотрудничаете. Случается, что КИ может храниться сразу в нескольких бюро. Посмотреть кредитную историю на сайте НБКИ можно бесплатно два раза в год.
Нашли мошеннический кредит: что делать дальше
1) Подайте заявление в полицию
Это можно сделать очно или через сайт МВД. Укажите как можно больше данных:
- когда был оформлен заем,
- в какой организации,
- какая сумма просрочек.
Приложите доказательство, что не брали этот заем. Это может быть выписка со счета, подтверждающая, что деньги, оформленные в кредит, вы так и не получили.
После подачи заявления вам выдадут талон с регистрационным номером. Далее будет принято решение о возбуждении уголовного дела или отказе. Ответ придет на указанный email или по почте.
2) Пожалуйтесь в финансовую организацию
Составьте претензию и приложите к ней талон из отделения полиции. Он даст кредитору понять, что вы уже уведомили органы о мошеннических действиях.
Банк не меньше клиента заинтересован в поимке преступников, поэтому опишите ситуацию максимально подробно: сумма займа, дата выдачи, как узнали о задолженности, объясните, почему она принадлежит не вам.
Далее банк проведет внутреннюю проверку. Если факт мошенничества подтвердится — финансовая организация может в тот же день аннулировать договор и освободить клиента от выплат. Об этом она обязана уведомить все БКИ, где хранится КИ заемщика.
С 1 июля 2024 года все финансовые организации обязаны отвечать на жалобы клиентов в течение 15 рабочих дней. Этот срок может быть продлен еще на 10 дней при условии, что банку понадобится дополнительная информация для формирования ответа.
3) Обратитесь к регуляторам
- Если чужой заем числится в банке, но там решить проблему не получилось — обратитесь в ЦБ РФ. Он не аннулирует ваш договор, но вы сможете подать жалобу на бездействие кредитной организации.
- Если ваш долг был оформлен в МФО, то необходимо сначала обратиться к ним, а потом уже в ЦБ или Саморегулируемые организации (СРО) в финансовой сфере: «МиР» и «Микрофинансовый альянс». СРО могут назначить проверку для выяснения подробностей оформления займа.
- Иногда кредитор продает долг коллекторам. Тогда направьте заявление в Федеральную службу судебных приставов или Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.
4) Подайте иск в суд
Если решить проблему с кредитором так и не удалось, то единственный вариант избавиться от мошеннического долга — через суд. Подготовьте следующие документы:
- Договор займа и все его приложения;
- Копию паспорта заемщика, сделанную банком при оформлении кредита;
- Данные счета или карты, на которые были переведены средства;
- Кассовый ордер или поручение клиента на снятие средств со счета;
- Фамилию и должность сотрудника банка, оформившего договор;
- Документы, подтверждающие ваше общение с кредитной организацией до обращения в суд;
- Адрес отделения, если заем был выдан очно.
Исковое заявление с требованием признать договор с финансовой организацией незаключенным и удалить записи из КИ можно подать по месту жительства.
Какова вероятность выиграть дело?
Отталкивайтесь от обстоятельств оформления мошеннического кредита: имели ли вы отношение к этому хотя бы косвенно?
- По невнимательности или незнанию передали злоумышленникам свои данные — доказать свою невиновность будет сложнее.
Не сообщили мошенникам по телефону важную информацию, не делились паспортными данными — в таком случае ваши шансы выиграть дело значительно выше.
Как защититься от мошенников
Необходимо быть осторожными с конфиденциальными данными. Учтите советы ниже, чтобы в будущем не оказаться в руках мошенников:
1) Не оставляйте информацию о себе в открытом доступе. Вводите персональные данные только на проверенных сайтах. Лучше лишний раз перестраховаться и проверить, нет ли у сайта двойника.
Подлинность можно определить по иконке «замок» в адресной строке. Это SSL-сертификат, который говорит о защищенности подключения. Так же внимательно читайте адрес сайта. Мошенники часто допускают ошибки в названиях организаций.
2) Будьте внимательны при разговоре с незнакомцами по телефону. Не сообщайте персональные данные по телефону — сотрудники финансовых организаций не имеют права их требовать. Мошенники будут действовать на чувстве страха и всячески торопить жертву. Не ведитесь на провокации — положите трубку и перезвоните представителям банка.
3) Не допускайте потери паспорта. Если это все же произошло, немедленно обратитесь в правоохранительные органы — напишите заявление об утере и возьмите талон-уведомление. Паспорт перестанет действовать и окажется бесполезным в руках мошенников.
4) Поставьте ограничение на онлайн-операции. Вы можете запретить банку, клиентом которого являетесь, выдавать займы дистанционно, а с 1 марта 2025 года — установить самозапрет на выдачу кредитов.
5) Регулярно проверяйте КИ. Тревожным звоночком может стать череда отказов. Возможно кто-то «подкинул» вам нежелательный долг, чем испортил вам КИ и ПКР.
На сайте НБКИ вы можете оформить услугу «Защита от мошенничества». Так вы всегда будете оставаться в курсе изменений в кредитной истории. Если кто-то подаст заявку от вашего имени, оформит новый кредит или изменит паспортные данные, вы получите уведомление и успеете оперативно среагировать.