Найти тему
Юнгианка

Интеграция комплекса Лилит и женская сексуальность


 Для начала необходимо рассмотреть мифологическую сущность Лилит. В шумерской мифологии в эпосе о Гильгамеше упоминается некая демоница «Лилу». В вавилонской и ассирийской мифологии идёт речь о бесах мужского пола «Лилу» и женского «Лилиту», а также под именами «Ардат-Лили» и «Ирду-Лили», соблазняющие мужчин и вредящие младенцам.

В христианском представлении говорится о создании Адама и Евы, которые были первыми людьми, сотворёнными Богом. При этом Ева – это женщина, созданная из ребра Адама. По иудейскому преданию Бог создал Лилит, так как и Адама – то есть равной ему. Лилит не желала подчиняться Адаму, за что, собственно, и была изгнана из рая.

 Последователи Иудаизма представляют Лилит, как обнаженную женщину, соблазнительную, которая очаровывает мужчин и представляет угрозу для беременных женщин, рожениц и детей. В сказках вы можете встретить её в виде злой ведьмы, которая крадёт детей. В русских сказках образ Бабы-Яги, крадущей детей и запекающей их в печке может быть рассмотрен через призму комплекса Лилит, что соответствует теневой стороне матери – злой ведьмы, которой боятся дети.

 Для женщин, которые являются сторонницами феминизма, Лилит – символ равноправной женщины, которая не принимает власть мужчины, в отличие от Евы, являющейся символом подчинения мужчине.

 Лилит в контексте женской сексуальности,– это та, кто принимает активное участие в сексуальной жизни, любовных играх, отказывается подчиняться и хочет «сидеть сверху». В отличие от Евы, которая ассоциируется с миссионерской позой и полным подчинением мужчине, и таким образом женский образ разделён обществом на послушную Еву и бунтующую Лилит.

 В комплексе Лилит сосредоточено несколько сторон, таких как, равноправная мужчине женщина, сексуальная активность женщины со способностью к удовольствию и соблазнению, враждебность по отношению к детям и отказ от материнства.

 Если рассматривать отказ Лилит от миссионерской позиции в сексе, то мы будем говорить об активности и пассивности, о контроле и свободе, быть принимающей стороной или активной, сдерживать свои чувства или свободно проявлять их. В обществе существуют установки о том, что женщина символизирует пассивное принятие, а мужчина – активную позицию.

 Женщина, которая интегрировала Лилит, не боится проявлять свою активную сторону, тем самым достигая удовольствия.

 Как пишет Ханс-Йоахим Маац «…на мой взгляд, комплекс Лилит является основной причиной широко распространенных в культуре ролевых клише мужского и женского сексуального поведения со всеми вытекающими трудностями в получении удовольствия и партнерскими конфликтами».

 При этом женщина может надевать маску псевдо-Лилит, и лишь казаться с помощью внешних атрибутов раскрепощённой, а на самом деле внутренне не умеет получать удовольствие и стремится контролировать отношения.

Интегрировать Лилит – означает встретиться со своими ранними чувствами и ощущениями, встретиться со своими потребностями, которые могли быть нарушены в раннем детском опыте; а при псевдо-Лилит встреча вызывает лишь чувство страха и желание избежать своих истинных чувств.

 В современном мире, особенно в патриархальных обществах, интеграция Лилит в свой психический мир по-прежнему представляется сложной. Отдельные, раздробленные её части представлены в разных мирах. Интеграция будет означать освобождение от внутренних установок, которые воспринимаются как запретные.

 Интеграция комплекса в сексуальном аспекте будет означать, что женщина сама несёт ответственность за свою сексуальную жизнь, а также за согласованность и обмен с партнёром. Удовлетворение не зависит от партнёра, он лишь усиливает внутреннюю способность женщины к удовольствию. Для женщины это является шагом к собственной автономии.

 Однако, невозможно рассматривать только аспект сексуальности в отрыве от других аспектов Лилит. Так, чувство собственного достоинства, и в целом ощущение своей ценности являются неотъемлемыми аспектами интеграции комплекса Лилит.

Что касается отказа от материнства, то в рамках контекста современного общества мы говорим о том, что в нынешнее время на мать взвалено слишком много, и что она имеет право на тайм-аут от ребёнка, чтобы наслаждаться и другими своими ролями: женщины, партнёрши, человека.

    В современном обществе, и в России, в частности, наблюдается ряд положительных сдвигов в направлении отношения к женщинам, установок и понимания женских ценностей. Несмотря на всё ещё значительный перекос, отмечаются тенденции в карьерных областях , где всё больше женщин могут заявлять о своём голосе, в материнской роли, где уже не считается стыдным и зазорным уставать от своих детей и открыто говорить о том, что нужно переключение на другие свои роли и области жизни, и, конечно, в сфере сексуальности и сексуального воспитания –
мир становится более открыт к истинным чувствам и желаниям женщины, сексуальная тема не является острым табу, а голос просвещения относится к женщинам.

 Цельная женственность нуждается
и в аспекте Евы, и в аспекте Лилит, где женщина имеет возможность прикасаться к сущности обеих и самостоятельно выбирать необходимость того, что ей необходимо в конкретный момент её жизни.