Найти тему
Сравни

Личный опыт: я вернулся в Россию после двух лет жизни в Европе

Оглавление

Наш читатель провёл два с половиной года за границей и вернулся в Россию. Он на условиях анонимности поделился впечатлениями о том‚ что изменилось в стране и насколько сложнее стало контролировать расходы. Вот какие пять отличий в потребительских привычках россиян его удивили.

-2

Иван (имя изменено)

вернулся в Москву после 2,5 года жизни в Европе

Резкий рост цен

Большинство моих знакомых в России жалуются на то, что выросли цены практически на все товары. При этом официальная инфляция отражает рост цен незначительно — на уровне 10% годовых. Но по факту инфляция ощущается намного более серьёзно. Многие товары подорожали, по моим ощущениям, в два-три раза, соответственно, увеличился и средний чек в магазине.

Если до 2022 года на покупку продовольствия на мою семью из трёх человек в Москве уходило около 40 тысяч ₽ в месяц, то теперь чек у нас вырос минимум в два раза.

Некоторые услуги подорожали более существенно, например каршеринг. Первая стоимость каршеринга в 2020 году в Москве составляла 3,5 ₽ за минуту — в сентябре 2024 года минимальная стоимость начинается от 15 ₽ в минуту. Но нередки и предложения около 30 ₽ за минуту. Таким образом, часовая поездка обойдётся более чем в 1000 ₽. Я считаю, что это дорого.

Появление новых брендов

Из России ушли множество известных зарубежных брендов — это касается не только McDonald’s или знакомых россиянам марок автомобилей, но и более нишевых товаров, например детских магазинов Mothercare. Вместо них в торговых центрах открылись магазины с похожим названием Motherbear.

Мне, выросшему в позднем СССР и начале 1990-х годов, ситуация с брендами во многом напоминает времена, когда на рынке продавали спортивные костюмы Abidas вместо Adidas. При этом российские бренды вроде 12 Storeez очень выиграли в такой ситуации — в любом крупном торговом центре можно увидеть их магазины.

Много китайских автомобилей

Приехав в Россию, я отметил засилье китайских брендов на дороге: Geely, Omoda, Exeed, Beijing, Haval и многих других. С одной стороны, ничего необычного в этом нет. Китайский автопром уже завоевал многие страны. Например, такие автомобили весьма популярны в Израиле или ОАЭ. С другой стороны, в России наибольшей популярностью обычно пользовались автомобили из других стран, например Южной Кореи, Японии или Германии.

Сейчас на их место пришли новые марки, во многом неотличимые друг от друга. Зачастую китайские автопроизводители копируют западные аналоги с точки зрения дизайна, активно инвестируют в интерьер. Но при этом сами автомобили отличаются очень посредственным качеством на дороге: слабо тормозят, быстро глохнут, плохо заводятся зимой и тому подобное. Протестировать новые китайские автомобили можно практически в любой программе каршеринга.

Почти все программы каршеринга предлагают Geely, Exeed или Omoda — с точки зрения дизайна интерьера новые китайские иномарки повторяют европейские бренды: большой экран, управление креслами с помощью электроники и т. д., однако ходовые особенности многих машин оставляют желать лучшего: они довольно медленно разгоняются и тормозят, отличаются невысокой манёвренностью на дороге.

Новые способы оплаты

Как примету нового времени я заметил оплату покупок через универсальный терминал, где можно приложить карточку или использовать QR-код. После того как из России ушли международные платёжные системы Visa и MasterCard, пришлось придумывать новые способы платежей вместо Apple Pay и Google Pay.

Я вижу, что разные конкурирующие компании предлагают собственные способы оплаты и, видимо, будут развивать их в дальнейшем. При этом довольно много магазинов стали предлагать оплату переводом по номеру телефона — видимо, чтобы не платить налоги. Представить такую ситуацию два года назад было невозможно.

Мультфильмы на стриминговых платформах

После того как российские провайдеры стали замедлять YouTube, жители страны с детьми лишились возможности показывать им онлайн мультфильмы или выпуски популярных блогеров типа Влада А4. В такой ситуации наибольшей популярностью пользуются стриминговые платформы типа «Иви», «КиноПоиска» или «Окко», на которых есть достаточно много детского контента. Подписка на такие платформы обычно платная, но альтернативных источников детских мультфильмов практически нет. Поэтому пришлось подписаться на «Иви» за 399 ₽ в месяц, хотя ребёнок недоволен выбором мультфильмов на платформе.

В целом за два с половиной года жизнь в стране изменилась довольно серьёзно: с учётом галопирующей инфляции видно, что расслоение в обществе стало заметным ещё больше. При этом с точки зрения организации жизни, отсутствия крупных брендов, ориентации на китайский автопром Москва оказалась больше похожа на латиноамериканский или арабский город, чем на европейскую столицу.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной