Найти тему
Версия

Из Рады – в сенат

Небывалое дело: депутат Верховной рады Украины Андрей Деркач исчез бесследно, чтобы через несколько месяцев материализоваться в статусе члена Совета Федерации России! Вот это карьерный зигзаг! Как такое могло произойти?

   Из Рады – в сенат
Из Рады – в сенат

Деркачу нынче тщательно перемывает кости российская пресса, так что нет смысла пересказывать общеизвестные факты (к тому же о нём «Наша Версия» достаточно написала ещё в те времена, когда его имя у нас было не на слуху). Лучше расскажем о том, как нынешний российский сенатор оказался в большой украинской политике. Тем паче что его карьерный взлёт происходил непосредственно на глазах у автора этих строк.

На коленях у Кучмы

Андрей Деркач – сын генерала КГБ Леонида Деркача, бывшего сотрудника днепропетровского «Южмаша». Там, на «Южмаше», некогда и познакомились будущий глава СБУ Деркач-старший и Леонид Кучма, будущий президент Украины. Это знакомство, собственно, и предопределило всю дальнейшую судьбу Деркача-сына (тот вспоминал, что «всё детство провёл в семье Кучмы», «сидел у него на коленях»). В 1993 году, вернувшись домой из России, где он учился в Академии ФСБ, Деркач-младший служил обычным опером в управлении СБУ по Днепропетровской области. Карьерный взлёт начался у него в 27 лет. Именно в тот год президентом Украины стал Кучма. Леонида Деркача произвели в первые замглавы СБУ, а затем назначили руководителем Государственной таможенной службы. А бывший оперуполномоченный Андрей Деркач стал заместителем руководителя Контрольной службы президента, затем консультантом президента по внешнеэкономическим вопросам и далее – первым помощником украинского премьера Валерия Пустовойтенко.

Тем временем близилось окончание первого президентского срока Кучмы. Шансов переизбраться у него было, откровенно говоря, немного: слева давили коммунисты во главе с Петром Симоненко, а справа – националисты во главе с Вячеславом Черноволом. Неизвестно, как предполагалось решить политически эту ситуацию в администрации Кучмы. Но сложилось всё следующим образом: Черновол погиб в странной автомобильной катастрофе, как под копирку напоминавшей гибель главы советской Белоруссии Петра Машерова. В конце 1997 года (выборы в Раду были весной 1998-го, а президентские – годом позже) две, мягко говоря, бесперспективные партии – Гражданский конгресс Украины (чей глава Александр Базилюк впоследствии «сольёт» Кучме протестный потенциал русских общин и пророссийских партий, конвертировав их в свой депутатский мандат) и Украинская партия справедливости, созданная на базе профсоюза угольной промышленности, – объявили о создании блока «Трудовая Украина». Деньги на него дал Кучма. Но не блоку, который возглавили уважаемые в стране фигуры (Сергей Червонопиский от лица ветеранов Афганистана и Иван Герасимов от лица пенсионеров плюс председатель ЦК профсоюза угольщиков Виктор Держак), а кураторам. Тут ещё раз пригодились старший и младший Деркачи.

Именно на эти средства рассчитывали в крымском подразделении «Трудовой Украины», однако дважды за осень самым неведомым образом деньги куда-то испарились. Это в итоге и предопределило незавидный финал избирательной кампании. Не дошли деньги ни до афганца Ивана Плохотниченко, возглавлявшего крымскую ячейку блока, ни до штаба, работу которого координировал автор этих строк. Из дальнейшего общения с представителями штабов в других регионах выяснилось, что и им денег почти не перепало. Зато поступил намёк, что ради решения своих финансовых проблем крымским избирательным штабам стоило бы «наладить общение» с местными «крутыми» – по сути, с представителями местной «крыши». Так, представители крымского штаба вынуждены были вступить в переговоры с Александром Мельником – Мелей из «Сейлем», предложив ему профинансировать несколько «будущих» мандатов.

«Эра» под Пинчуком

Но «Трудовая Украина» так и не взлетела. При проходном барьере в 4% блок смог набрать лишь 3%. В одномандатных округах результат тоже оказался нулевым. Так что же вышло с деньгами? Сложилось представление, что до региональных подразделений «Трудовой Украины» они не доходили (из трёх крупных осенних траншей дошло примерно по одному в регион, а полностью средства на выборы получили только Донецк и Луганск – и там выступили с более-менее неплохими результатами). Тем не менее фракция «Трудовой Украины» в Раде всё-таки появилась. Хотя этим она скорее обязана стараниям и поддержке миллиардера Виктора Пинчука – зятя Леонида Кучмы. Да-да, того самого, что сегодня координирует связи украинского руководства и Белого дома (Пинчук – давний спонсор Демократической партии США).

В 1998 году Андрей Деркач впервые стал депутатом Рады в одномандатном округе Сумщины – несмотря на проигрыш блока на выборах. Именно он впоследствии и оформлял фракцию «Трудовой Украины» Пинчука. Получается, что выдвиженца Кучмы Андрея Деркача подхватил зять президента Пинчук. Он же, насколько можно понять, профинансировал принадлежавшую Деркачу крохотную телекомпанию «Эра», к всеобщему удивлению, заполучившую накануне президентских выборов эфирное время в прайм-тайм на телеканале УТ1 – «первой кнопке» украинского телевидения. Чтобы славословия в адрес Кучмы избиратели смотрели охотнее, политические выступления перемежались программами с выступлениями украинских стриптизёрш. «Эра», впрочем, у Деркача тоже не взлетела – после выборов телеканал так и не получил обещанной собственной «кнопки вещания» в метровом диапазоне.

Тем не менее «Эра» пригодилась Кучме и Пинчуку в сезоне 2004 года, во время второго майдана. Тогда звучала версия о негласной договорённости с Белым домом о «сливе» кампании премьера Януковича, которого он формально поддерживал, в пользу Виктора Ющенко. Будущий глава МВД Украины Юрий Луценко многократно публично вспоминал о том, что незаконный третий тур выборов и последовавшая победа Ющенко не были бы возможны без участия «Эры». К слову, остатки «Эры» (в частности, в виде радио «Эра-ФМ») у Деркача не так давно приобрёл Томаш Фиала – парт­нёр Джорджа Сороса и Виктора Пинчука.

Подкоп под Байдена

Далее Андрей Деркач без малого на двадцатилетие обосновался в Верховной раде под сенью миллиардера Пинчука. Если верить медиа, то его дочь Татьяна Терехова тем временем обжилась за океаном.

Широкую известность Деркач получил в 2019 году, когда рассказал, что Джо Байден получил 900 тыс. долларов за лоббистскую деятельность в пользу компании «Бурисма», а сын Байдена Хантер регулярно получал от неё деньги. Это вызвало скандал как в Киеве, так и в Вашингтоне, где заявили, что Деркач уже много лет является агентом российской разведки. В результате он покинул Украину, а в 2023 году был лишён украинского гражданства. Тем временем в США Деркача обвинили в попытке вмешательства в президентские выборы, мошенничестве, отмывании денег и покупке двух объектов недвижимости в Беверли-Хиллз – в обход санкций. В результате Деркач всплыл в России, причём очень успешно – попав прямиком в сенаторы. Вряд ли стоит спрашивать, какое отношение он имеет к Астраханской области. Как бы то ни было, губернатор Игорь Бабушкин подписал постановление о назначении бывшего украинского депутата российским сенатором. Намекают, что тут дело может быть в исключении для лиц, имеющих высшие воинские звания, однако известно, что из академии Деркач вышел в звании лейтенанта. Выходит, успел стать генералом? Очевидно, что в России его политическую поддержку оценили очень высоко, но не обошлось без того, чтобы кто-то замолвил за него веское слово.

Олег Царёв, бывший украинский политик

– Игорь Бабушкин назначил моего бывшего коллегу и товарища, очень воцерковленного человека Андрея Деркача сенатором. На некоторых российских ресурсах этим недовольны. С одной стороны, я понимаю, что после того, куда опустилась Украина, недоверие к её бывшим политикам закономерно. С другой стороны, понятие вины предполагает конкретные действия или бездействие. Смена партий была бы виной, если бы Деркач, скажем, был когда-то в пророссийской партии, а потом её покинул. Но пророссийских партий на Украине не было. А в откровенно антироссийских он никогда не состоял. Добавлю, что услуги, оказанные Деркачом лично Дональду Трампу по делу о коррупции Байдена и его сына, бесценны. И важно, чтобы в случае успеха Трампа на выборах он был обязан российскому сенатору, а не украинскому депутату.