Среди родителей учеников младшей школы распространяется тенденция делать из первой двойки запоминающееся событие или маленький праздник. Мы узнали у педагогов и психологов МГПУ, как они относятся к такой традиции и чего она больше несёт – пользы или вреда.
Кого оцениваем?
Об ориентирах в обучении рассуждает Ангелина Валерьевна Миронова, старший преподаватель ИПКР МГПУ.
– Полагаю, что отношение родителей к первой двойке своего чада – вопрос личной истории.
Для каждого из нас оценка ребёнка означает абсолютно разные вещи. Для одного это оценка его (родительского) старания; для второго – оценка работы учителя; для третьего – оценка достижений и положения родителя в обществе; для четвёртого – непонимание материала ребёнком. От того, через какую призму своей личной истории мы на двойку посмотрим, такая и общая реакция на ситуацию внутри семьи произойдёт.
Важно, какие общие ориентиры на учение и обучение господствуют в семье. Что для вас двойка? Провал недели? Дорожка к обрыву? Или всё-таки событие для разговора, выяснения причин неуспеха и мотивация к исправлению?
В жизни моих детей были «залëтные» гости. И первую двойку мы отмечали целой семьёй! Весёлое ли это занятие? Очень! Снижает ли уровень напряжения? Безусловно! Боятся ли мои дети новых «залётных» гостей? Нет, относятся очень спокойно с чётким пониманием, что надо исправить. Всегда хороша «золотая» середина. И в этом вопросе тоже.
С одной стороны, надо «не перегнуть» и не сформировать гипертрофированное восприятие неудачи, с другой – не обесценивать работу учителя по оцениванию знаний ребёнка. Крайности могут привести к трагичным последствиям в жизни школьника и перейти с ними во взрослую жизнь.
Возможности ребёнка
Акцент на возможности ученика делает Анна Сергеевна Павлова, кандидат психологических наук, доцент ИПКР МГПУ.
– К получению двойки ребёнка надо готовить заранее. Познакомить с системой оценивания в школе, чтобы он понимал, что двойка это не «конец света», а руководство к действию. Надо учить то, что не выучено. Исправлять ситуацию, если это возможно (бывает, что двойка за контрольную влияет на итоговую оценку в четверти или за год).
Много зависит от реальных возможностей ребёнка. В одних случаях наличие такой отметки не должно даже рассматриваться как вариант, пусть и редкий. В других, особенно если ребёнок имеет определенные нарушения (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), двойка возможна, и не один раз. В этом случае родители всегда рядом, помогают столько, сколько нужно, чтобы стабилизировать ситуацию. Необходимые специалисты сопровождения (логопед, психолог, дефектолог и др.) проводят индивидуальные и групповые занятия.
Если совсем грустно и «лебёдушка» постоянный гость в дневнике, попробуйте найти секцию, кружок или домашнее занятие, в котором ребёнок будет успешен и получит удовольствие. Только без фанатизма! Учёба требует сил и времени, и одним позитивом во внешкольных занятиях двойку не закроешь.
Вместо торта — поддержка и внимание
Мария Александровна Щеткина, ассистент ИПКР МГПУ, выступает за более традиционный подход к школьным неудачам.
– Когда ребёнок впервые принесёт из школы двойку, встречу его как обычно, обниму. Узнаю, как прошёл его день в школе. После того, как ребёнок переоденется и поест, побеседуем спокойно и обсудим новость. Спрошу у ребёнка, за что получил двойку, что именно не получилось, какое у него сейчас настроение. Ведь важно понять, в чём причина такой отметки и насколько это тревожит ребёнка. Вместе разберём не получившееся задание, помогу ребёнку понять поставленную задачу и выполнить её правильно. Скажу, что низкая оценка — это лишь сигнал о том, что нужно уделить чуть больше внимания тому, что не получается или непонятному материалу. И мы, родители, всегда в этом поможем и поддержим. А значит, у него обязательно всё получится! Будет здорово завершить этот день прогулкой, любимой настольной игрой или семейным чтением.
А вот отмечать двойку наравне с праздником мне кажется неправильным. Такое отношение со стороны семьи дискредитирует ценности школы и понижает мотивацию к учёбе. Лучше, когда и родители, и педагоги подходят к воспитанию в едином ключе.
Из-за двойки не стоит сильно переживать, но веселиться в то время, когда необходимо проработать непонятую тему, на мой взгляд, странно и может стать вредной привычкой для ребёнка. Лично мне больше нравится идея отмечать пирогом и чаепитием начало осени, первый снег или отметить тортиком первую пятёрку и успехи ребёнка в секциях, его старания и радостные события, создавая тёплые, мотивирующие к развитию и поддерживающие семейные традиции.
Вот такие разные мнения по поводу торта за двойку у профессиональных педагогов. Какой вариант действий выбрать для вашей семьи? Вам виднее. Вы лучше знаете своего ребёнка. Главное – чтобы ребёнок вынес из ситуации убеждение, что двойка – не трагедия, а оценка, которую можно исправить – или хотя бы восполнить пробел в знаниях, о котором она сигнализирует.