Покемоны-убийцы, опыты ЦРУ над геймерами и консоли на службе Саддама Хусейна
Разнообразных мифов об играх хватает — достаточно вспомнить байку о том, что любой, кто пройдет «Тетрис» до конца, сможет посмотреть мультфильм в награду. Мы решили вспомнить несколько таких городских легенд.
Killswitch — игра на разок
В 1989 году чешский издатель Karvina выпустил лимитированную партию ужастика Killswitch (не путать с игрой Kill Switch 2003 года) — всего 5000 экземпляров. Новинка предлагала на выбор двух персонажей, геймплей за каждого из которых разительно отличался. Первый из героев — призрачная и огнедышащая сущность Гаст. Играть за него было особенно трудно, так как он был невидимкой. Из-за этого большинство геймеров предпочитало девушку Порто. Она не умела сражаться, но хотя бы с навигацией проблем не возникало.
Сюжет повествовал о некоем жутком горнодобывающем комплексе, в шахтах которого мало того что произошла какая-то трагедия, так еще и начальство промышляло всяческими издевательствами над работниками — сцены пыток во всех пиксельных деталях демонстрировались пользователю.
KillSwitch Porto Gameplay
Заинтригованы? Поумерьте пыл и не спешите искать образы Killswitch в интернете: всё равно не найдете. Дело в том, что программа имела интересную особенность: как только игрок умудрялся выйти из шахты или умирал, вместо финальной заставки или надписи Game Over он видел белый экран. Более того, Killswitch сама себя удаляла, то есть перепройти ее было уже невозможно. Разработчики объясняли такой трюк тем, что хотели дать игрокам индивидуальный, штучный опыт.
В 2005 году единственную дошедшую до 21 века копию Killswitch выставили на интернет-аукцион. Практически сразу же ее выкупил некий японец Ямамото Рюити, причем за бешеные деньги. Он хотел записать видеопрохождение за Гаста на YouTube, но, если верить слухам, умер загадочным образом.
Поверили, что Killswitch cуществовала? Если да, то очень зря. Легенду про самоудаляющуюся игру придумала американская писательница Кэтрин М. Валенте. Она опубликовала эту байку на одном из форумов, после чего миф разлетелся по интернету и пополнился дополнительными «фактами» — как про того самого японца. А что до геймплея выше, то это лишь фанатская работа.
ЦРУ разработала аркадный автомат, влияющий на психику
В начале восьмидесятых в некоторых аркадных залах Портленда якобы установили автоматы под названием Polybius. Странноватый шутер-головоломка со множеством стробоскопических эффектов, согласно легенде, привлек нешуточное внимание. Взрослые и дети выстраивались в очередь, лишь бы поиграть в нашумевшую новинку, но вот незадача — у некоторых из них, по слухам, появились психические проблемы. Кто-то страдал галлюцинациями, другие теряли память, третьим начинали сниться кошмары, а четвертые и вовсе задумались об уходе из жизни.
Так в чем же причина? Фанаты теорий заговоров поговаривали, что это дело рук ЦРУ. Мол, то ли геймерам просто промывали мозги, то ли тестировали влияние определенных визуальных эффектов на человека. По слухам, аркады даже периодически посещали некие «люди в черном» и собирали с них неизвестную информацию, а спустя всего месяц с «релиза» все автоматы Polybius якобы таинственным образом куда-то исчезли, и больше их никто не видел.
Звучит загадочно и пугающе, но никакой Polybius, скорее всего, тоже не было — по крайней мере, ни одного убедительного доказательства ее существования не нашлось. Однако миф стал настолько популярен в США, что попал даже в одну из серий «Симпсонов».
Смертельно опасные «Покемоны»
Если Polybius якобы воздействовал на умы игроков за счет визуального ряда, то вышедших в 1996 году «Покемонов» для Gameboy обвинили во влиянии на психику при помощи музыки. Так, в Pokémon Red и Blue дебютировал город Лавендер — довольно жуткое местечко, где покоятся умершие покемоны. Находиться здесь было максимально некомфортно и не в последнюю очередь из-за необычного музыкального сопровождения — атонального и с резкими звуками.
Согласно легенде, взрослые более-менее нормально переносили странную мелодию, но у играющих в «Покемонов» детей якобы наблюдались проблемы: от носовых кровотечений и головных болей до агрессивного поведения и даже суицидальных наклонностей. По итогу жертвами игры, как уверяла байка, стало около 200 японцев в возрасте от 7 до 12 лет. Разработчикам, дескать, удалось уйти от ответственности благодаря особенностям местного законодательства (изначально смертельно опасные игры вышли исключительно в Японии), всю первую партию «Покемонов» якобы отозвали, а мелодию заменили на более щадящую.
Конечно, сама история про пострадавших детей — полнейший вымысел (чей, уже точно и не скажешь), хотя фоновая мелодия, играющая в Лавендер, и вправду звучит тревожно.
Саддам Хусейн использует PlayStation 2, чтобы завоевать мир
Невероятно, но президент Ирака использовал PS2 в военных целях, писали в 2000-м некоторые СМИ, в том числе отечественные. Журналисты утверждали, что Хусейн якобы закупил партию аж из 4000 японских консолей, чтобы создавать из них суперкомпьютеры.
Напомним, что вторая «плойка» вышла именно в 2000-м и обладала по тем временам довольно мощным процессором, а также впечатляющими графическими возможностями. Считалось, что объединенные в один суперкомпьютер PS2 могут с легкостью рассчитывать баллистические данные для ракет большой дальности, а также использоваться при проектировании ядерного оружия.
Кто запустил утку про Саддама Хусейна и PlayStation 2, доподлинно неизвестно. Есть версия, что фейк распространил маркетинговый отдел Sony, чтобы подчеркнуть мощь своей новинки (однако игровые консоли действительно пригодны для создания суперкомпьютеров, например, вооруженные силы США использовали PlayStation 3 для так называемого Condor Cluster).
Dungeons & Dragons — это от лукавого
Сегодня D&D — огромная медиафраншиза, которая в представлении особо не нуждается. Но мало кто помнит, что повсеместную известность в США ей обеспечила темная магия.
По теме:
Началось всё в 1979 году, когда 16-летний вундеркинд Джеймс Даллас Эгберт III исчез из своей комнаты при Мичиганском университете. Позже выяснилось, что он скрывался в туннелях под учебным заведением. В тот раз все обошлось, но через год Эгберт скончался. Его нездоровое увлечение подземельями и странное поведение общественность связала с любовью к набирающей популярность D&D (настолку нашли у него в комнате). Это породило несколько историй о других подобных случаях в коллекторах. Паника нарастала.
В 1982 году старшеклассник Ирвинг Ли Пуллинг погиб. Причиной якобы стало проклятие, которое на мальчика наложил директор школы во время партии по D&D — так считала мать погибшего. Одними судами (проигранными) дело не ограничилось, и в 1983-м убитая горем женщина организовала целое движение Bothered About Dungeons and Dragons (BADD) («Обеспокоенные D&D»). Его целью было открыть глаза общественности на истинную сущность «дьявольской настолки». Со всей серьезностью утверждалось, что D&D влияет на неокрепшие умы посредством черной магии и заставляет заниматься сатанизмом. Надо признать, шумиха поднялась немалая. Огульным обвинением игр занялись не только религиозные консервативные СМИ, но и телеканалы. Саму D&D пропагандисты окрестили оккультным инструментом, что позволяет демонам овладевать молодыми людьми.
Если предыдущие легенды были сплошной выдумкой, то история про D&D в этом плане куда трагичнее. Описанные смерти в ней реальны, а истерия вокруг набирающей популярность ролевки действительно была. По мотивам исчезновения Джеймса Далласа даже написали роман «Лабиринты и монстры» и сняли одноименный фильм с Томом Хэнксом, что лишь усугубило ситуацию. На деле же и Джеймс, и Ирвинг страдали от депрессии и, вероятно, имели определенные психические расстройства, которые с D&D никак не связаны.
Проклятые обложки
Если говорить о проклятиях и темных силах, нельзя не вспомнить другую популярную франшизу — Madden NFL от EA. Согласно популярной городской легенде, футболисты, попадающие на обложки игр серии, непродуктивно проводят сезоны или же получают серьезные травмы, а их команды никогда не выигрывают Супербоул (главную игру за чемпионский титул). Считается, что все дело — в «проклятии Madden».
Началось всё с Гаррисона Херста. В 1998-м он показал невероятные для себя результаты: совершил 7 тачдаунов и пробежал 1570 ярдов (1435 метров), установив рекорд, продержавшийся до 2006 года. Однако попав на обложку Madden NFL ’99, сломал лодыжку, из-за чего пропустил два следующих сезона. Ну а дальше:
- Барри Сандерс (Madden 2000) — неожиданно ушел из футбола перед началом сезона;
- Даунте Калпеппер (Madden 2002) — получил травму колена;
- Маршалл Фолк (Madden 2003) — травмировал лодыжку;
- Майкл Вик (Madden 2004) — сломал малоберцовую кость, из-за чего пропустил 11 игр.
Перечислять можно долго, но если обобщить, то всего с 1999 года серьезно покалечилось 15 звезд с обложек Madden NFL.
Впрочем, бывали и исключения. Так, «лицом» Madden NFL 20 стал Патрик Махоумс из Kansas City Chiefs. Его команда не только выиграла Супербоул (причем впервые с 1970 года), но и самого Патрика признали самым ценным игроком финальной игры сезона. Те, кто верит в «проклятие Madden», поговаривают, что за последние десять лет оно значительно ослабло, хотя и не сошло на нет.
Кладбище видеоигр
В начале восьмидесятых компания Atari была на коне — ее Atari 2600 по праву считалась самой популярной консолью на рынке, а прибыль била все рекорды. Но уже в 1982-м издатель допустил роковую ошибку. Впечатлившись коммерческими успехами фильма «Инопланетянин» (E.T.) Стивена Спилберга, платформодержатель решил во что бы то ни стало выпустить на своих приставках игру по мотивам. Причем не просто выпустить, а именно к Рождеству, чтобы обеспечить максимальные продажи. Времени на разработку, правда, было немного — порядка пяти недель — но Atari слепо верила в успех и не жалела денег. По имеющейся информации, одна лишь лицензия обошлась в 20—25 миллионов долларов (более 80 млн по современным меркам).
Сказано — сделано. Игру по E.T. действительно разработали в столь сжатые сроки, причем один человек. Вот только за качеством проекта никто не проследил (буквально). В итоге из 5 млн напечатанных картриджей продать удалось только 1,5 млн. Да и то многие из них впоследствии вернули в магазины — настолько ужасным и несуразным оказался виртуальный «Инопланетянин».
E.T. Atari 2600
Сегодня E.T. считается чуть ли не худшей видеоигрой в истории, а также одной из главных причин кризиса игровой индустрии восьмидесятых годов. Но суть городской легенды не в этом. Как утверждали некоторые СМИ, от 10 до 20 грузовиков Atari тайно приехали на одну из свалок штата Нью-Мексико, где захоронили несколько миллионов нераспроданных игровых картриджей (преимущественно с «Инопланетянином»), а также консоли Atari 2600 и другие товары компании. Более того, всё это дело еще и залили бетоном — чтобы уж наверняка никто не откопал.
Легенда о кладбище видеоигр Atari долгое время считалась мифом, однако подтвердилась в 2014 году. При содействии Microsoft были организованы раскопки на месте предполагаемого захоронения, в ходе которых обнаружились свыше 1300 картриджей. Был среди них и злополучный «Инопланетянин». Как впоследствии заявил бывший менеджер Atari Джеймс Хеллер, компания зарыла в Нью-Мексико всего 728 тысяч игр, а не миллионы, как утверждалось в мифе.
А какие городские легенды об играх знаете вы? Делитесь ими в комментариях!