Найти тему

Лечебное с полезным: что мешает развиваться санаторно-курортному туризму

Популярность отдыха с лечением в 2024 году продолжает расти. Так, увеличение спроса на такие путешествия фиксируют на Кубани, в Крыму и Ставропольском крае. Загрузка некоторых здравниц летом была почти стопроцентной. Среди главных проблем санаторно-курортной отрасли эксперты назвали недостаток номерного фонда и дефицит кадров.

Турпотоки утекают на юг

Кубанские здравницы в январе — июле 2024 года приняли более 900 тыс. гостей. Это на 3 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Загрузка санаториев в августе достигла 97,9 %. Такие данные привели в министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края.

В ведомстве подчеркнули, что среди регионов России Кубань лидирует по этому показателю. Второе место у Ставропольского края, где за первые шесть месяцев текущего года оздоровительные учреждения приняли 390 тыс. человек, третье у Московской области — 227 тыс. гостей.

А вот по темпам роста бронирования лидирует Крым. Как рассказали в министерстве курортов и туризма республики со ссылкой на аналитиков «Яндекс. Путешествия», спрос россиян на санаторный отдых в июне — июле 2024 года вырос на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. «В Крыму — прирост по отношению к 2023 году составил 233 % (более чем в три раза). Гости Крыма в своих отзывах отмечают благоприятный климат, разнообразие лечебной базы полуострова, приемлемую стоимость отдыха, питания, развлечений и экскурсионного обслуживания», — отметили в ведомстве.

По данным министерства, турпоток на полуостров в целом вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года в пределах 20 %. На 1 сентября он составил 4,6 млн человек. «Из общего количества туристов больше 30 % останавливается в санаториях, пансионатах, курортных комплексах. Доля тех, кто отдыхает в санаториях, постоянно растет», — отмечают в министерстве.

Доходы санаториев Краснодарского края за первые полгода 2024 года составили 20,99 млрд руб., что на 15% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Таковы данные исследований портала бронирования «Санатории-России». Доходы санаториев Ставропольского края с начала года выросли до 19,3 млрд руб. (+17 %), Крыма — до 5,2 млрд руб. (+22 %).

Санатории на выбор

По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, в регионе работает 201 санаторно-курортная организация с общей вместимостью более 100 тыс. мест. Номерной фонд составляет 20 % от общего количества номеров в здравницах России.

«Практически каждый четвертый из тех россиян, кто предпочитает оздоровительный туризм, выбирает кубанские здравницы. Санаторно-курортные организации Краснодарского края специализируются на лечении практически всего спектра известных медицине заболеваний», — отмечают в профильном ведомстве.

В министерстве добавляют, что в 2023 году в санаторно-курортных организациях Кубани оздоровились более 1,6 млн человек с ростом в 1,9 % к 2022 году. Среди наиболее популярных в ведомстве назвали анапские, геленджикские и сочинские здравницы.

В Крыму работает 91 санаторий, из них 65 — круглогодично. Об этом «Федеральному Бизнес Журналу. Юг» сообщили в министерстве курортов и туризма республики. «Однако программы оздоровления и лечения предлагают не только классические здравницы с вековой историей и серьезной лечебно-оздоровительной базой, но и современные отели и комплексы 4–5 звезд, которые, кроме наработок научно-исследовательских институтов, используют самые современные технологии», — уточняют в ведомстве.

В Ставропольском крае, по данным министерства туризма и оздоровительных курортов региона, гостей принимают 127 санаторно-курортных организаций и пансионатов с лечением с общей емкостью 35,2 тыс. мест. Большая часть из них — 124 учреждения с общей коечной емкостью 34,7 тыс. мест — находится на территории Кавказских Минеральных Вод (КМВ), где используется комплекс бальнеологических ресурсов.

Как отмечает генеральной директор сети санаториев «Плаза СПА» Марина Азарова, сфера санаторно-курортного туризма развивается в технологическом направлении. Здравницы постоянно закупают новинки медицинского оборудования.

Курортники помолодели

По словам Марины Азаровой, структура спроса на отдых и оздоровление в последнее время меняется: растет тренд на бронирование путевок напрямую и через онлайн-каналы продаж.

«Глубина продаж у нас средняя. Но при этом загрузка санаториев уже чуть выше, чем в аналогичный период прошлого года. Отчасти это можно объяснить тем, что гости понимают особенности динамической системы тарифообразования и стараются забронировать высокий период заранее. В августе 2024 года спрос на путевки год к году вырос на 10 %. Повышенный спрос к нашему региону особенно заметен в период бархатной осени, и 2024 год не стал исключением. Спрос по сравнению с прошлым годом на сентябрь — октябрь вырос на 4,3%», — рассказывает гендиректор сети санаториев на Ставрополье.

Региональный маркетолог «Azimut Здоровье» Юлия Осина говорит, что высокий спрос на оздоровительный отдых на Кубани заставляет санатории повышать качество услуг, расширять ассортимент медицинских платных услуг, интегрировать новые лечебные программы. «Многие здравницы обновляют номерной фонд, шведские линии. В тренде программы с минимальным лечением», — отмечает эксперт.

Как рассказали в министерстве курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, с каждым годом набирает популярность тренд на превентивную медицину. Именно для этого и нужны санатории: здесь не лечат острые состояния, а помогают сохранить и поддержать состояние здоровья, отметили в ведомстве.

Одним из главных трендов опрошенные изданием эксперты назвали омоложение аудитории здравниц. «В том числе это туристы 25–35 лет, готовые помимо суммы на санаторно-курортную путевку тратить еще до 15 тыс. руб. в день на дополнительные услуги», — констатируют в минкурортов Крыма.

-2

Не хватает специалистов и номеров

Юлия Осина одной из главных проблем санаторно-курортной отрасли считает логистические сложности, возникшие в связи с СВО на Украине и введенными в отношении России санкциями. «Как добираться в условиях закрытых аэропортов и перегруженного южного хаба в Сочи, переполненных "ласточек" — большой вопрос», — сетует эксперт.

Другая проблема — нехватка номерного фонда в условиях ежегодного роста спроса на отдых с оздоровлением. «Крыму необходимо создание дополнительного качественного номерного фонда. Техническая база многих санаториев устарела, ведется модернизация туристской инфраструктуры. Увеличение количества объектов, работающих круглогодично, является одной из основных задач программы развития курортов и туризма Крыма. Полуостров как курорт востребован: инвестиции в санаторно-курортную отрасль преобладают в общей структуре инвестиций в республику. Ни один инвестпроект за последние два года не остановлен», — рассказывают в профильном министерстве республики.

Еще одна проблема — скорее ментальная. Марина Азарова обращает внимание на то, что отдых в санатории для многих — это поездка «назад в прошлое». Между тем, подчеркивает эксперт, в Кавминводах открывается множество отелей, которые и по сервису, и по объемам инвестиций не уступают мировым проектам. «Постоянно ведется работа по улучшению внешнего облика Кисловодска, активно развивается инфраструктура для возможностей отдыха большого потока туристов. Открыт объект "Старое озеро", реконструирован в пешеходную аллею проспект Ленина, а также скверы и парки», — рассказывает Марина Азарова.

Наконец, одной из главных проблем участники рынка называют недостаток квалифицированных специалистов в отрасли, что стало особенно ощутимо в связи с прогрессирующим спросом на внутренний туризм.

Успеть все

Будущее отрасли участники рынка связывают с омоложением курортников. Именно их запросы, по мнению экспертов, будут задавать векторы развития оздоровительного отдыха в ЮФО и СКФО и стимулировать совершенствование инфраструктуры и сервиса санаторно-курортного комплекса.

«Сегодня мы наблюдаем растущий интерес молодых людей к отдыху в санаториях. Прежде всего это относится к тем медицинским отелям, которые предлагают современный формат оздоровления, высокий уровень сервиса и атмосферу, не вызывающую ассоциаций с санаториями из советского прошлого. Молодой аудитории просто отпускного отдыха недостаточно, их запрос — качественный анализ своего состояния здоровья», — рассказывает Марина Азарова.

По словам эксперта, в фокусе внимания — услуги медицинской диагностики, процедуры с быстрым и явным эффектом, ментальный велнес, антистресс-программы, эстетическая косметология. «При этом они хотят успеть за отпуск все: оздоровление, путешествия, развлечения и перезагрузку в целом. Немало среди этой аудитории и гостей с детьми, для которых принципиально важно обеспечить отдых для всей семьи. Можно сказать, что сейчас формируется новое ядро активной целевой аудитории, которая понимает, что такое стратегия управления здоровьем и превентивная медицина», — резюмирует Марина Азарова.

Деловые новости Юга и Северного Кавказа в Telegram