Найти тему
VK Play

Кто и зачем купит PlayStation 5 Pro за 800 евро

Оглавление

Новый алгоритм апскейлинга не хуже NVIDIA DLSS и должен продать вам консоль

PlayStation 5 Pro
PlayStation 5 Pro
Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать).

Анонс PlayStation 5 Pro привел игроков в ярость — консоль оказалась самой дорогой за всю историю игровых приставок Sony. Демонстрация преимуществ нового железа никак не убедила публику в росте производительности, оправдывающем ценник в 800 евро. Но я не сомневаюсь, что на релизе PS5 Pro раскупят подчистую. Давайте разбираться, что нам показали, что осталось за кадром и почему устройство найдет свою аудиторию.

(Почти) самая дорогая консоль

Sony установила на PlayStation 5 Pro ценник в $700 в США. В Америке базовая цена указана без налогов, и в каждом штате дополнительная наценка будет своя — где-то итоговая стоимость консоли может и превысить $800. В ЕС же единый налог — и он уже включен в рекомендованную цену. Те самые 800 евро.

И все-таки PS5 Pro не самая дорогая игровая консоль в истории. Это почетное звание разделяют Philips CD-i и 3DO, которые вышли в начале 1990-х с ценником в $700 — сегодня с учетом инфляции эта цифра превысила бы $1500. Среди приставок Sony пальму первенства пока удерживает PlayStation 3, чьи $600 за версию с накопителем на 60 ГБ сегодня с учетом инфляции превратились бы в $937.

Все цены на графике сконвертированы в доллары для наглядности
Все цены на графике сконвертированы в доллары для наглядности

В Европе цена за аналогичную комплектацию в 2007-м могла колебаться в очень большом диапазоне в зависимости от страны — в Греции она доходила до 660 евро, но в среднем PS3 на 60 ГБ стоила около 640 евро. Сегодня это было бы примерно 925 евро.

Ведущий ежегодной церемонии The Game Awards Джефф Кили пытался донести мысль об инфляции в соцсетях, но забыл упомянуть, что привод Blu-Ray и подставка для установки PS5 Pro в вертикальное положение будут продаваться отдельно. В полной комплектации консоль обойдется американскому покупателю в $818 долларов до налогов или в 950 евро вместе с налогами в Европе.

"iPhoneX: самый дорогой смартфон Apple распродан за минуты". Источник: The Guardian
"iPhoneX: самый дорогой смартфон Apple распродан за минуты". Источник: The Guardian

Порог в $1000 — психологический рубеж для очень многих потенциальных покупателей. И современные гаджеты, которыми мы пользуемся повседневно, уже его перешагнули. В 2017 году базовая модель iPhone X стоила $999, а в 2024-м за топовый iPhone 16 Pro Max просят уже $1200. Неудивительно, что производители консолей, включая Sony, тоже хотят нажиться на готовности людей платить подобные суммы за различные электронные устройства.

С другой стороны, смартфонами мы пользуемся каждый день, а за консолями большинство игроков проводит ощутимо меньше времени. Согласно опросам Statista, 55% игроков играют от 1 до 10 часов в неделю, 27% — от 11 до 20 часов и только 11% — больше 20 часов. А в смартфонах люди в средням проводят около 30 часов в неделю. Многие готовы платить большие деньги, если получат отдачу, соизмеримую в часах. Sony должна предложить улучшения, соответствующие выросшему почти в 2 раза ценнику.

Три апгрейда одного видеочипа

Три главных улучшения Pro-версии по сравнению с оригинальной PS5
Три главных улучшения Pro-версии по сравнению с оригинальной PS5

Главный дизайнер PlayStation Марк Церни обозначил три главных улучшения Pro-версии по сравнению с оригинальной PS5. Более мощная видеокарта, улучшенная трассировка лучей и новый алгоритм реконструкции изображения при помощи искусственного интеллекта. По словам Церни, это должно повысить производительность с 30 кадров в секунду в режиме "Качество" до 60 кадров.

Центральный процессор в консоли не изменился — это все еще кастомный восьмиядерный CPU на базе архитектуры AMD Zen 2. Это тревожный звоночек. Производительность современных игр чаще упирается не в видеокарту, а именно в возможности процессора. На нем лежат не только традиционные задачи вроде расчета игровой логики, анимаций и физики, но и составление иерархии ограничивающих объемов (BVH), которая нужна для трассировки лучей.

Сравнение графики
Сравнение графики

Церни обещает средний прирост производительности в играх в районе 45%. Но на самой презентации разница в графике в сравнительных демонстрациях игр практически не была заметна. Sony хочет дополнительные $400 за тени от деревьев в Marvel’s Spider-Man 2 и более четкие задники в Ratchet & Clank: Rift Apart. Они того не стоят — даже американская пресса пишет, что в текущих экономических реалиях предложение Sony почти оскорбительно. Чего уж говорить об экономических реалиях России.

Сравнение графики
Сравнение графики

Специалисты Digital Foundry раздобыли запись презентации в оригинальном качестве без пережатия алгоритмами YouTube. Они сравнили показанные игры с тем, как те выглядят на PS5 сейчас. Больше всего преобразилась Final Fantasy 7 Rebirth, которая на базовой версии консоли выглядит откровенно плохо.

По теме:

«Sony совсем поехала»: игроки негативно отреагировали на анонс PS5 Pro
Инсайдер: в работе находится расширенная версия Hogwarts Legacy

Система банально не справляется со сложными сценами и огромным количеством деталей — приставка сильно понижает разрешение, а сглаживание TAA не может полноценно реконструировать изображение. Особенно страдают объекты, занимающие на экране меньше одного пикселя, — вроде волос и ресниц, которые просто превращаются в однородную цветную массу.

PS5
PS5

Более мощный видеочип PS5 Pro рендерит игру в разрешении вплоть до 1296p при 60 кадрах в секунду. Дальше в дело вступает аналог DLSS и XeSS – новый алгоритм PSSR (PlayStation Spectral Super Resolution). В отличие от AMD FSR 2.0, TAA и TSR, он использует искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы "угадывать" пропущенные детали. Согласно анализу Digital Foundry, эффективность PSSR сравнима с решениями от NVIDIA и Intel.

Схожие улучшения также разглядели и в Hogwarts Legacy. Не исключено, что они — часть "режиссерской версии" игры, которую, по словам Джейсона Шрайера, сейчас делают авторы оригинала при поддержке студии Rocksteady. Уже подтверждены Pro-версии Alan Wake 2 и Assassin’s Creed Shadows.

Hogwarts Legacy
Hogwarts Legacy

Глава NVIDIA Дженсен Хуанг и вовсе считает, что графике без искусственного интеллекта нет места в будущем. Чтобы сделать картинку по-настоящему красивой и реалистичной, мощности одного графического чипа недостаточно, придется использовать апскейлинг и дополнительные ядра. Ему вторит колумнист журнала PC Gamer, и, судя по всему, Sony и лично Марк Церни тоже с этим согласны. Так что PSSR, вероятно, станет главной фишкой не только PS5 Pro, но и PS6.

PS5 Pro найдет своего покупателя

Продажи PS4 Pro
Продажи PS4 Pro

Из различных утечек известно, что PS4 Pro купили примерно 13% всех владельцев консолей семейства PS4. По крайней мере, такие данные были актуальны в 2020 году, но вряд ли они сильно изменились с запуском PS5. Большинство игроков продолжили играть на базовой PS4. И это при том, что PS4 Pro стоила столько же, сколько обычная версия на запуске, но предлагала существенный прирост производительности. Обычные геймеры предпочли купить ту же консоль, но дешевле.

PS5 Pro нужна самой Sony, чтобы вытянуть деньги из самых обеспеченных игроков и энтузиастов игровых технологий. Возможно, компания могла бы продавать ее за 600 евро вместо 800. Или могла бы включить в цену стоимость дискового привода и пластиковой подставки. Но компания предпочитает продать все по отдельности за почти тысячу евро тем самым 13 процентам верных энтузиастов.

Впрочем, пока никто не отбирает PS5 у тех, кто уже ее купил, и не снимает консоль с производства. На ней продолжит играть большинство игроков, а разработчики будут делать игры с учетом ее возможностей. Геймеры громко возмущаются ценой новинки, но всегда находится достаточно желающих купить новый дорогой гаджет.

Количество дней от выпуска игры на PS5 до выхода на ПК
Количество дней от выпуска игры на PS5 до выхода на ПК

Другая альтернатива, о которой многие стали задумываться, — персональные компьютеры. Собрать аналогичный игровой компьютер по цене PS5 было бы сложно, а вот за ценник PS5 Pro — вполне реально. Более того, PlayStation Studios теперь выпускает многие свои игры на ПК спустя год-два после релиза на консолях, делая их более доступными широким массам и отменяя для немалой части геймеров необходимость покупать приставку.

Но давайте взглянем правде в глаза. PS5 Pro обеспечит серьезный прирост и в качестве картинки, и в производительности. Во многом благодаря алгоритму реконструкции PSSR с искусственным интеллектом. У консолей не было своего ответа DLSS — теперь он появился. И людей, которые хотят получить все это без заморочек со сборкой ПК и готовых заплатить за самую крутую консоль любимой марки, в мире достаточно.

Sony может ставить любой ценник в диапазоне от базовой PS5 до компьютера с новейшей видеокартой RTX, который реально продемонстрирует видимое превосходство над консолью. От задирания цены еще выше ее удерживает только необходимость продавать игры — чересчур дорогая приставка не обеспечит издателя достаточной аудиторией потенциальных покупателей новых блокбастеров и их ремастеров. Я бы не ждал PS6 за 1000 евро. А PS6 Pro лет через 10 за эту цену — вполне.