Сергей Суховей: 1975 г. р., фотохудожник, член Союза фотохудожников России, автор девяти персональных выставок, победитель международных фотоконкурсов, кинематографист, автор четырех короткометражных фильмов, четырехкратный чемпион мира по ушу, девятикратный чемпион Европы, многократный победитель чемпионатов и кубков России, тренер, популяризатор восточных единоборств и оздоровительных практик. Живет и работает в Новосибирске и Москве.
Сергей Суховей – личность в Новосибирске мегапопулярная. Стоит ему замутить пост в соцсетях, как десятки комментаторов спешат откликнуться. Мотивирующие ролики о силе спорта собирают сотни просмотров. На премьерах короткометражек в большом зале кинотеатра вместимостью 500 зрителей всегда аншлаг, а после сеанса автора берут в плотное кольцо и не отпускают до самой ночи. На бесплатные занятия по цигун в Нарымском сквере собираются толпы людей самого разного возраста. В центр развития ушу «Архат», которым руководил почти четверть века, дети шли беспрерывным потоком. У него сотни учеников, среди которых четыре чемпиона мира по ушу. А когда берет фотоаппарат, вся президентская рать замирает в трепетном ожидании.
Он нарушил закон земной гравитации – на его фотографиях люди летают, как птицы. И сам он устремляется вверх, используя Землю как взлетную полосу. Искусство фотографии Сергей Суховей соединяет с боевыми искусствами – спорт служит искусству и сам становится искусством. Так выплавляется художественный образ телесной и духовной свободы.
Деятельность Сергея Суховея базируется на трех китах – разновозрастных, но сплоченных в единую творческую структуру. Старший из китов отвечает за спорт, средний — за фотографию, младший — за кинематограф. В детстве он хотел стать и художником, и артистом, но комплекс физической неполноценности вынуждал работать в другом направлении. Щуплого, худенького, совершено не агрессивного мальчишку с утонченным интеллектом спасала от абьюза сверстников дерзость в глазах, но это вовсе не гарантировало безопасность и независимость. В 1989 году в возрасте тринадцати лет он пришел в секцию ушу, увлекшись им на всю оставшуюся жизнь.
А уже в следующем году Сергей Суховей стал членом Театра боевых искусств «Черная пантера» и параллельно окончил художественную школу с красным дипломом. Затем был филфак новосибирского педагогического университета и факультет физической культуры того же университета. В 2004 году на Чемпионате России по ушу он в очередной раз стал лидером во всех своих дисциплинах, но не был включен в сборную для участия в Чемпионате Европы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Он отправился на Горбушку и деньги, предназначавшиеся для поездки на соревнования, истратил на свою первую зеркалку – Sony alpha 100. Камера, начавшая новый отсчет времени, будет уже не щелкать изображения на память, а создавать художественную фотографию. Но спорт никуда не денется, наоборот, обогатится новыми достижениями, признанными даже китайцами – лидерами этого спорта. Ранние уроки тренера Константина Житковского, основанные на знаменитом постулате Ювенала о здоровом теле, останутся опорой для гармонического развития личности.
Как-то зрители обсуждали фильм Бориса Хлебникова «Снегирь. Сергей Суховей, не разделив всеобщее сострадание к подросткам, сломленным издевательствами взрослых, возразил твердо и безапелляционно. Каждый человек должен с детства воспитывать в себе физическую силу – вне зависимости от наклонностей и увлечений. Таким образом родители избавят и ребенка, и себя от многих проблем. Голословным он не бывает никогда. Сын Лешка, едва подрос, стал тренироваться под началом папы, а дальше, окончив школу, вместе с ним отправился… Об этом чуть позже.
Спорт ни разу не пригодился Сергею в качестве защиты: «Кто ищет драку, тот находит, а я не искал». Всё та же дерзость в глазах, а еще и возрастающий авторитет, который за версту интуитивно улавливается потенциальным противником, избавили его от выяснения отношений с помощью кулаков. Зато спорт, помимо построения серьезной карьеры, стал триггером творческих поисков, когда эскапады тела требуют остановки у стремительных мгновений полета. Это и стало темой фотовыставки «Природа движения», проходившей в Новосибирске, Томске, Новокузнецке. Кураторы как один отмечали, что его работы не только эстетически безупречны, но и дают зрителю мотивацию к самосовершенствованию.
Природа здесь подразумевается еще и как естественная локация для экологического проекта. На вольном воздухе житель мегаполиса освобождается от пагубного воздействия техногенной среды. Но и хроника каждодневного труда здесь отсутствует. Снимки очищены от пота, боли, напряжения, преодоления себя, от всего, чем сопровождаются спортивные тренировки. Явлен только результат долгого пути – идеал, мечта, совершенные организмы, игнорирующие законы земного притяжения. Они выстроены в изысканные композиции, пронизаны светом, затемнены тенью, помещены в фантастический сюжет или романтическую дымку, окутаны ореолом нездешности – таинственные, как манускрипты, прекрасные, как легенда.
Чтобы именно так выглядеть на снимках, Сергей Алексеевич повторяет своим ученикам, позирующим, вернее, взлетающим перед объективом:
– Ушу – это эстетика тела, рисование телом. Создание образа для фотографии предполагает особую фазу движения, наивыгодное положение тела перед камерой с зависанием в воздухе. Для этого нужно собраться, сконцентрировать внимание и определить для себя, какое именно мгновение останется в кадре…
Основы фотографии и особенно спортивной фотографии – одна из тем, наряду с преподаванием ушу и цигун, с чем он уже второй раз приглашен в качестве эксперта в Крым, в Арт-кластер «Таврида», объединяющий представителей разных направлений – спорт, танец, экология. Предстоит провести воркшоп динамических сцен, показать слушателям, далеким от искусства фотографии, как она может служить прикладным инструментом в профессии, нуждающейся в визуальном сопровождении. Иллюстративный материал лектора можно рассматривать часами: корпоративные календари, афиши соревнований, постеры для спортивных команд, а то и вовсе серия коллажей для федерации ушу России, коими оформлен Московский дворец ушу.
Совершенство тела – не только спорт, но и театр, служителям которого тело тоже дано как главный инструмент. Жизнь человеческого духа утекает из слабого и неподвижного организма. Сергей любит шутить шутку, где только доля шутки: «Ну что это за фильм? Ни одного сальто или шпагата! Уснуть можно на таком фильме». Но только экшн или, напротив, сплошные диалоги тоже считает ущербным ходом, предпочитая совмещение зрелищности и смысловой наполненности.
В этом отношении получилось плодотворное содружество с театром современного танца «Action Dance Compani». Руководитель театра Елена Бакалейник предоставила фотографу полную свободу творчества. Он предложил создать черно-белую серию фотографий со сложной композицией: заморозка движения одновременно у нескольких танцоров, находящихся в неустойчивом положении. «Моя двигательная специализация позволяет не только показать и доступным языком объяснить, чего я хочу, но и четко ловить пиковую фазу движения, ведь я ее чувствую, как будто делаю сам», – рассказал он в описании серии.
Явился на съемку с папкой эскизов и чемоданом оборудования: источники света, стойки, софтбоксы, насадки, отражатели… В процесс включилась вся труппа. Работали два дня по пять часов. Делали дубль за дублем. Экспериментировали с постановкой света. Рассеивали дымовую завесу. Продолжали бы еще, без перерыва на сон и еду, но импульсный свет сдох, лампы накаливания затрещали, дым-машина сказала «стоп». Вообще-то иной раз нужно вовремя остановиться.
Из всего массива съемки автор выбрал десять кадров для постобработки и дальнейшего продвижения. Если у него собралась коллекция из сорока золотых медалей с чемпионатов и кубков России по ушу, то золотая медаль за фотоискусство пока одна. Серия «Action» удостоилась высшей награды на международном фотоконкурсе Trierenberg Super circuit в номинации «Music and dance».
Самосовершенствование или, проще говоря, работа над собой, что и составляет один из смыслов жизни, выявлено в серии «Action» во всей своей мощи. Этот контент предполагает не только созерцательность, когда хочется отвлечься от суровой действительности и мысленно унестись в заоблачные выси. А еще и погружение в себя – в свои возможности, в омут собственных удач и неудач, в опыт свершений и поражений. Бездумно порхать по жизни, отключив мозг, и порхать, преодолевая собственную тяжесть, – две очень и очень большие разницы.
Сергей Суховей создает и свой собственный театр. Слагает по частям единую картину мира, поднимающуюся над реальностью. Собирает персонажей, готовых карабкаться по скалам, вязнуть в болоте, мерзнуть в озере. Тщательнейшим образом подбирает экологическую локацию, под нее прописывает сценарий. В серии «Сказка» сам выступил моделью – персонажем скандинавской саги, полудиким богатырем, суровым дровосеком, реконструктором древних событий. На кнопку жала жена Алёна – руководитель творческой семейной лаборатории, постоянный спутник, соратник и вдохновитель.
Театр Сергея Суховея – это нанятый подъемный кран за кадром, собранный из металлических прутьев куб, композиция из гуттаперчевых тел, подбрасывающих гимнастку к небесам. Мираж посреди вспаханного поля, видение, греза, иллюзия — картинка вот-вот растворится в воздухе, ведь такого не бывает. И вдруг оказывается, что самый интересный для него дубль – это общий план, раскрывающий тайну образа и подробности локации: когда б вы знали, из какого сора…
А бывает театр одного актера или одного актера плюс незапланированная массовка. Тщательно продуманная импровизация на фоне репортажа дает вау-эффект. Так создавалась серия «Однажды в Пекине». Сборы российской команды в столице Китая совпали с гастролями цирка Никулина. Фотохудожник Сергей Суховей и гимнастка Ольга Григорьева встретился в кафе, испили турецкого кофею, обсудили идею перформанса, закупили костюм и аксессуары. И вот на улицы мегаполиса, забитые прохожими, велосипедами и авто, вышла королева красоты в белом платье. Нездешняя, отстраненная, недоступная, она шла вдоль человейника, а бесполая обезличенная толпа в шортах и сланцах взирала в ошеломленном экстазе, мелкими шажками тянулась вослед, и замирало броуновское движение в биомассе.
Десять лет назад это было, пора отмечать юбилей единственной в своем роде фотосессии. С тех пор Сергей Суховей использует прием внедрения инородного тела в бытовую среду. Про это, например, проект «Наш космос» – столкновение обыденности с повседневностью, неординарности с рутиной. Идет себе по городу космонавтка в серебристом костюме, пришелица из иных миров, несет шлем под мышкой, а тут откуда ни возьмись зеваки, а то и вовсе бомж с собакой, заревновавшей к неземной красоте.
Через год-другой Сергей Суховей разменяет свой законный полтинник, а выглядит на 35 – вот что спорт животворящий делает! Головокружением от успехов он не страдает, удовлетворение от содеянного призрачно и сиюминутно, желание учиться до сих пор неиссякаемо. В юности он так фанател от восточных единоборств, что о чем-то другом не желал ни думать, ни говорить. Воображал, что искусство ушу потрясает каждого встречного-поперечного, а встречный-поперечный крутил пальчиком у виска. Зато теперь самой широкой аудитории заходят его работы, опирающиеся на спортивный опыт. Теперь с каждой новой фотосерией усиливается ощущение, что данный снимок, при всей его завершенности, требует продолжения, что это стоп-кадр большого фильма. Теперь в сценарий фильма он включит точно выстроенный эпизод поединка в стиле Джеки Чана не ради пресловутого экшна, а в соответствии с режиссерской идеей и всей стилистикой картины. Теперь он получил диплом режиссера.
Год назад всей семьей переехали в Москву с совершенно конкретной целью. Папа – поступил в Академию кинематографического и театрального искусства Сергея Михалкова, мастерская Хотиненко и Фенченко. Приняли всего пять студентов (имеющих кинематографический опыт и опирающихся на весомый бэкграунд) и на протяжении года погружали в профессию. Сын – поступил во ВГИК, мастерская Серенко и Мизгирева (прошел по конкурсу на бюджет). Не зря тренировался под началом отца, снимался в его короткометражке, блеснув в эпизоде подросткового поединка. Мама – поступила наилучшим образом. Она решила поддерживать своих мужчин всегда и во всем. Работает в компании Freemotion Group, известной производством документальных и корпоративных фильмов самого высокого уровня.
— Я всегда воспринимал фотографию как кадр из фильма, – излагает глава семьи. – Детская мечта делать кино никуда не делась. По опыту знаю: если хочешь что-то делать, нужно просто делать – так, как можешь на данный момент. Каким должен быть следующий шаг, становится ясно постепенно, в ходе делания. Год жизни и учебы в Москве дал понимание, что я люблю Новосибирск. Люблю гулять по нему, и новая песня оркестра «Рви меха» именно об этом. Руководитель и автор оркестра Саша Петенев написал очень чистую и зажигательную песню «Давай пройдемся по городу», она легко проникает в душу и крутится в голове. В мой приезд в родной город мы успели снять клип для этой песни. Сценарий клипа написан традиционно в соавторстве с сыном Алексеем. Я бы хотел постоянно работать в Новосибирске. Но среды для этого нет, возможностей нет, кино у нас не развивается. Москва – вынужденный выбор. Мы выбираем, нас выбирают, а еще и кто-то свыше выбирает за нас… В общем, пистолет выдали – а дальше крутись, как хочешь!
Все же сила притяжения существует. Новосибирск притягивает пространством, просторной квартирой на Лежена, простыми людьми, что ценят его талант, просто друзьями, с которыми ты на одной волне. Но жизнь переворачивает новую страницу, а там – взлетная полоса. Разогнаться – и лететь, лететь!
Яна Колесинская