Найти тему

Любая кафедра или факультет – это живой организм

Игорь Бычков — один из самых известных выпускников нашего физического факультета, учёный с мировым именем. На его счету более 40 федеральных и международных грантов и актуальные исследования в области фундаментальной науки, без которой, по его словам, немыслима и жизнь общества, и его собственная. Именно поэтому Игорь Валерьевич принял решение с октября оставить должность проректора по научной работе ЧелГУ и вернуться на факультет, чтобы всё время посвятить любимой физике.

Игорь Валерьевич Бычков на открытии скульптуры "Профессор"
Игорь Валерьевич Бычков на открытии скульптуры "Профессор"

Ваши родители повлияли на выбор вашей профессии?

Да. Мои родители — простые люди. Мама Валентина Ивановна работала в столовой кассиром, отец Валерий Михайлович — электрик по специальности. Про таких людей говорят «золотые руки», мог отремонтировать всё. Прекрасный электронщик, он и приобщил меня к электронике и физике. В советское время было много кружков, я занимался там техническим творчеством, паял схемы электронные.

А вот семью, которую я создал сам, можно назвать семьёй учёных. С женой Светланой мы познакомились здесь, в ЧелГУ, на физическом факультете. Однако по специальности она химик: напомню, что в восьмидесятые годы кафедра химии находилась в составе физфака, а химический факультет отделился от него только в 1991 году. Света всю жизнь работает химиком. Дочь Валерия – психолог, зять Павел – математик. Они живут в Москве.

Студенты физического факультета ЧелГУ. Выезд "на картошку". Игорь Бычков – второй слева,
Студенты физического факультета ЧелГУ. Выезд "на картошку". Игорь Бычков – второй слева,

Вы окончили школу в Ташкенте. Как оказались в челябинском вузе?

Да, школу я оканчивал там, и скажу больше: поступать хотел в военное училище или Московский физико-технический институт. Но в первое не прошёл медкомиссию по зрению, а во второй не успел, поскольку набор у них заканчивался 10 июля, а паспорт мне выдали 11-го.

В Челябинске у нас жили родственники, отсюда такой выбор. Я поступил на физический факультет ЧелГУ, который окончил в 1988 году и уехал работать в Снежинск — в Российский федеральный ядерный центр ВНИИТФ им. Е. И. Забабахина, занимался уравнениями состояния вещества и измерениями массовой скорости в ударно-волновых экспериментах. Через два года поступил в аспирантуру Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова РАН в Москве. Там нашлась специальность по научной тематике, которой я занимался — «физика полупроводников и диэлектриков». Защитил кандидатскую диссертацию «Взаимодействие спиновых, упругих и электромагнитных волн в магнитных кристаллах» и вернулся в Снежинск.

А потом настало время распада Советского Союза, огромная инфляция, денег практически не платили…

И вы решили заняться бизнесом?

Да. Но бизнесом это сложно назвать, занимались, как многие в то время, техникой «купи-продай». Брали широкий спектр товаров у производителей или оптовиков, сдавали либо в свои салоны, либо в магазины. Начинал с Челябинска, где мы закупали продукцию и сдавали её в магазины Снежинска. Потом вышли на близлежащие города — Касли и Кыштым. Но в какой-то момент этим заниматься мне надоело, почувствовал, что теряю квалификацию специалиста и решил вернуться в науку. Хотя за это время я научился быстро реагировать на изменения в жизни и договариваться с людьми: искать компромисс, настаивать на своём, уступать. Напомню, я вырос в Ташкенте, сами понимаете, Восток — дело тонкое, и тонкое оно именно в науке взаимоотношения людей.

Как вернулись в университет?

В 1997 году я пришёл в ЮУрГУ, ЧГТУ тогда. Предложили должность старшего преподавателя, а через год я стал доцентом кафедры общей и теоретической физики. Меня хватило на три года: огромная аудиторная нагрузка забирала всё время и не позволяла заниматься научными исследованиями, которые мы со времени моей учёбы в вузе вели с Василием Дмитриевичем Бучельниковым и накопили уже достаточное для моей защиты количество материала и публикаций. Поэтому я вернулся в ЧелГУ доцентом кафедры физики конденсированного состояния, в 2002 году защитил здесь докторскую диссертацию, а в 2008-м меня назначили заведующим кафедры радиофизики и электроники.

Игорь Бычков – завкафедрой радиофизики и электроники ЧелГУ. Сидит - аспирант кафедры Сергей Таскаев (сейчас – ректор ЧелГУ)
Игорь Бычков – завкафедрой радиофизики и электроники ЧелГУ. Сидит - аспирант кафедры Сергей Таскаев (сейчас – ректор ЧелГУ)

Как принимали руководство кафедрой?

Любая кафедра или факультет — это живой и самоорганизующийся организм. Каждый преподаватель занимается своим делом, каждый несет определённую общественную нагрузку и каждый готов заменить другого и оказать помощь, если понадобится. На небольшом физфаке всегда работали и работают уникальные специалисты в своём научном направлении, здесь высокий уровень корпоративной культуры.

Перед моим назначением сложилась ситуация, когда часть преподавателей уволились, и необходимо было искать им замену, чтобы не прерывать учебный процесс. Я привёл с собой молодых преподавателей и аспирантов, которые взяли достаточную часть учебной нагрузки. А кафедра приняла меня очень хорошо. Возможно, в некоторых вопросах я принимал единоличное решение, но и лично отвечал за это. Но в большинстве случаев решение принималось коллективом.

И потом, я попал в коллектив, который надо было расширять, искать и готовить, подращивать преподавателей. Как и сейчас, наблюдалась проблема большого возрастного разрыва. Например, доцентам Владимиру Константиновичу Усачёву, Александру Алексеевичу Федию и профессору Владимиру Михайловичу Чернову сейчас за 70, и у них огромный педагогический опыт. А остальные сотрудники – это люди до 40 лет. А я вот нахожусь в промежутке между ними. А мне уже 58, годы летят…

Как вы сохраняете на факультете талантливую молодёжь?

Много своих аспирантов я уже оставил на кафедре радиофизики и электроники. То есть формировали состав кафедры кандидаты, которые защищались под моим руководством и руководством Василия Дмитриевича Бучельникова. Учебная нагрузка на кафедре большая, у нас открыты бакалавриат и магистратура по радиофизике и специалитет по информационной безопасности автоматизированных систем. Большое внимание мы всегда уделяем совместным исследованиям, вовлекаем в них ребят, пишем совместные заявки на гранты. Это даёт им и некоторую финансовую свободу.

У меня защитилось семь кандидатов и один доктор наук. В основном, это наши студенты, но были и ребята из Магнитогорского государственного университета.

Диссертационный совет ЧелГУ по физико-математическим наукам. Защита докторской диссертации Дмитрием Кузьминым.
Диссертационный совет ЧелГУ по физико-математическим наукам. Защита докторской диссертации Дмитрием Кузьминым.

Одним из последних докторскую диссертацию защитил Дмитрий Кузьмин, с которым у вас как раз совместные исследования. Расскажите о них?

Дмитрий со мной с третьего курса. Мы теоретики и в основном занимаемся математическим моделированием физических процессов, теоретической физикой. Работы разнообразные: из области магнетизма, теории колебаний, фотоники, плазмоники, спинтроники. Кандидатская Кузьмина посвящена физике конденсированного состояния, распространению волн в несоразмерных магнитных структурах. Тема докторской – из области фотоники и плазмоники, касается структур на основе современного материала графена. В своё время за открытие графена получили Нобелевскую премию наши соотечественники Андрей Гейм и Константин Новосёлов. Эта тема до сих пор остаётся актуальной, но практического применения на данный момент не очень много. Можно сказать, что это материал будущего.

Где он может применяться?

Микроэлектроника, фотоника. Возможно создание на его основе элементов квантовых и оптических компьютеров. Потенциал у этой темы большой, она ещё долго будет впереди. Интересно исследовать физические эффекты в новых материалах и структурах. Например, обратный эффект Фарадея: в последнее время нами было опубликовано несколько статей о нём и практически все в зарубежных журналах.

В последний год мы занимаемся исследованиями влияния вибрации и сжатого воздуха на эффективность вспашки земли. И я думаю, что в дальнейшем продолжим это исследование, потому что, эффективностью вспашки практически никто не занимался на уровне математического моделирования. Тема является перспективной как для сельского хозяйства, так и для дорожно-строительных работ.

Проректор по научной работе Игорь Бычков, ректор ЧелГУ Сергей Таскаев, генеральный директор и генеральный конструктор КБ им. Макеева Владимир Дегтярь, директор Миасского филиала ЧелГУ Татьяна Малькова
Проректор по научной работе Игорь Бычков, ректор ЧелГУ Сергей Таскаев, генеральный директор и генеральный конструктор КБ им. Макеева Владимир Дегтярь, директор Миасского филиала ЧелГУ Татьяна Малькова

Пять лет назад вы сменили кресло заведующего кафедрой на проректорское. Чему пришлось учиться на этой должности?

Очень много общаться с людьми. У заведующего кафедрой круг общения немного другой. А здесь он вырос в несколько раз: весь университет и его филиалы, областные и федеральные министерства, предприятия, заводы. Стараемся заключать стратегические договоры, приобретать новых партнёров.

В ЧелГУ преобладает фундаментальная наука, и она очень отличается от прикладной. Если на первую нужен рубль, то на вторую — десять рублей, чтобы чего-то достичь. Так что прикладные исследования, а тем более, их внедрение в производство очень дороги. До известных событий предприятия жили своей жизнью, с вузами они почти не взаимодействовали. Им проще и дешевле было купить то, что им нужно, за рубежом, привезти, установить и работать. Когда наложили огромные санкции на Россию, у них пропала возможность закупать качественные комплектующие и технологии за рубежом, а производство должно работать, тогда ввели импортозамещение. После этого бизнес стал сам выходить на вузы и просить, что им надо сделать. Кроме того, предприятиям потребовались сотрудники — не только рабочие, но и инженеры, и разработчики, и экономисты, и управленцы, и юристы. Всем надо толковых. Многие заводы приходят к нам и говорят о том, что им нужны специалисты, кадровый голод коснулся всех. Представители заводов и предприятий приходят на защиты дипломов, отбирают ребят, предлагают сразу работу.

Какие проблемы вузовской науки вы видите и как их решают в ЧелГУ?

Первая проблема связана с оборудованием — не только естественно-научных факультетов, но и гуманитарных. К сожалению, оно быстро устаревает. Хорошие приборы — спектрометры, электронные микроскопы, рентгеновские дифрактометры, оборудование для медийщиков – это всё стоит очень больших денег. Например, учебный дифрактометр стоит порядка 20 миллионов. Причём к нему необходим источник бесперебойного питания, это ещё полмиллиона. Но если факультет сам не может это оборудование приобрести, университет старается помочь.

Плюс санкционные ограничения. Не так давно мы купили рентгеновский спектрометр в учебную лабораторию. Планировали приобрести немецкий BRUKER, уже заключили договор на его поставку, но пришлось брать другой, производства Малайзия–Австралия вместо немецкого. Оказалось, что он ничем не хуже. Сейчас приобретаем оборудование химикам, медикам и биологам.

Ещё одна проблема — это невысокие зарплаты, именно они нередко становятся причиной ухода учёных. Поддержкой могут стать федеральные гранты и хоздоговорные работы, это хорошие деньги. Кроме того, ежегодно подводятся итоги внутривузовских конкурсов, на проведение которых выделяются деньги. Университет оказывает финансовую поддержку даже защитившим кандидатскую диссертацию и продолжающим свои научные исследования. С 2019 года мы увеличили сумму эффективного контракта с двух до 11 миллионов рублей. Создали фонд конференций.

Обсуждение совместной научной работы с НПО «Электромашина»
Обсуждение совместной научной работы с НПО «Электромашина»

Из всех этапов, которых вы прошли в ЧелГУ: обучение, работа на разных должностях, наука — какой вызывает самые тёплые воспоминания?

На каждом этапе пути есть, что вспомнить — и доброе, и не очень. Можно писать мемуары. Студенческие годы были хорошим временем. У нас на курсе была большая дружная компания, с которой мы ходили в походы, выбирались на шашлыки, путешествовали, ездили и в Коуровскую астрономическую обсерваторию. Она находится в Свердловской области и входит в структуру Уральского федерального университета. До сих пор с некоторыми однокурсниками по возможности встречаемся, хотя и живем разных городах. Да и сама учёба: нас учил «золотой состав» факультета: Александр Александрович Бессонов, Владимир Никандрович Гусельников, Вячеслав Григорьевич Трофимов, Василий Дмитриевич Бучельников, Константин Алексеевич Дергобузов, Александр Павлович Яловец, Алексей Павлович Привезенцев, Марий Анатольевич Свечников, Владимир Антонович Клименко, Александр Егорович Дудоров, Валерий Анатольевич Окороков, Александр Владимирович Лаппа, Вячеслав Михайлович Ярцев, Анатолий Григорьевич Шкловский.

Это первые преподаватели физического факультета, их приглашали в университет со всей России, молодых кандидатов наук, многие из которых впоследствии стали докторами и профессорами. Всем им я признателен и благодарен за их труд и полученные мною знания. Также тёплые воспоминания вызывают и научные конференции, в которых я участвовал как в России, так и за границей и приобрел новых коллег и интересные задачи для исследований. Стараюсь отправлять туда молодых учёных и аспирантов, чтобы они видели, чем занимаются их коллеги и привозили новые идеи для исследований.

Международная конференция "Сплавы с эффектом памяти формы"
Международная конференция "Сплавы с эффектом памяти формы"
Игорь Валерьевич Бычков, фото Ильи Бархатова.
Игорь Валерьевич Бычков, фото Ильи Бархатова.

Нина Басова, фото Ильи Бархатова и из архива героя