Найти тему

Выставка находок с затонувших кораблей.

27 сентября в Хайнаньском музее Южно-Китайского моря в Qionghai, открылась уникальная выставка археологических находок, сделанных на месте кораблекрушений № 1 и № 2 на северо-западном континентальном склоне Южно-Китайского моря.

В октябре 2022 года на глубине около 1500 метров вблизи северо-западного континентального склона Южно-Китайского моря были обнаружены два древних затонувших корабля. Ввиду исторической, научной и художественной ценности, находки были признаны одним из археологических открытий мирового уровня, а не просто крупным открытием в рамках китайской подводной археологии.

 Часть ортофотоснимка места кораблекрушения № 1. (Фото: Xinhua)
Часть ортофотоснимка места кораблекрушения № 1. (Фото: Xinhua)

Экспозиция включает в себя более 400 реликвий.

Четыреста восемь находок, найденные на двух местах кораблекрушений, дополняют еще 34 экспоната временной экспозиции из других музеев, в том числе Музей Императорского Дворца. Эта потрясающая выставка не только предоставляет публике возможность ознакомиться с культурным наследием 500-летней давности, но и в доступной форме отображает применение научно-технологических ноу-хау для находок древнего города.

Во времена династии Мин (1368-1644) развитие передовых навигационных технологий привело к процветанию морской торговли и расширению обмена между Китаем и остальным миром. Судно, затонувшее на месте кораблекрушения № 1, было загружено всеми видами изысканного экспортного фарфора, а судно, затонувшее на месте кораблекрушения № 2, перевозило большое количество черного дерева. Снимки с мест двух кораблекрушений, показывают масштабы морской торговли середины эпохи Мин и помогают заполнить пробелы в знаниях, полученных в ходе предыдущих исследований.

Само название «China» обозначало «fine porcelain» - тончайший фарфор, известный по всему миру. Узоры и люди, изображенные на керамике эпохи Мин, отличаются мастерством исполнения, красочностью и реалистичностью, а также часто содержат исторические аллюзии или легенды. Отражая эстетический вкус и интересы эпохи, керамика, найденная на затонувшем корабле № 1, включает в себя изображения людей, цветов, растений, птиц, благоприятных животных и тексты.

Большой сине-белый кувшин с человеческими фигурами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Большой сине-белый кувшин с человеческими фигурами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Кувшин с голубым и белым цветами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Кувшин с голубым и белым цветами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Sancai (трёхцветный) сосуд с крышкой. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Sancai (трёхцветный) сосуд с крышкой. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Sancai (трёхцветный) цаплевидный кувшин. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Sancai (трёхцветный) цаплевидный кувшин. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Пара Sancai (трёхцветных) слоновидных кувшинов. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Пара Sancai (трёхцветных) слоновидных кувшинов. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))

Среди 442 экспонатов особо примечательны 13 предметов глазурованной керамики типа «fahua». (Прим.: техника декорирования напоминающая перегородчатую эмаль) Известные также как «fahuacai» или «фарфор фахуа», образцы этой красочной глазурованной керамики сохранились в очень небольшом количестве, и большинство из них находятся в музейных коллекциях Европы и Соединенных Штатов. Находка керамики типа «фахуа» с затонувшего корабля № 1 - первая в своём роде в подводной археологии. Кроме того, специалисты по реставрации и консервации впервые узнали, что глазурованные изделия типа фахуа иногда покрывали позолотой.

Павлинье-синяя Сливовая ваза (Прим.: Meiping (梅瓶) - особая ваза, традиционно используется для демонстрации цветущих ветвей сливы) типа фахуа с рисунком пруда с лотосами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Павлинье-синяя Сливовая ваза (Прим.: Meiping (梅瓶) - особая ваза, традиционно используется для демонстрации цветущих ветвей сливы) типа фахуа с рисунком пруда с лотосами. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))

Археологи обнаружили на затонувшем корабле № 2 38 культурных реликвий (включая древесину, керамику, ракушки и оленьи рога). Хотя эти предметы гораздо проще, чем фарфор, найденный на затонувшем корабле № 1, они часто принадлежали морякам, работавшим на судах, и дают ценный взгляд на повседневную жизнь людей той эпохи.

Основным грузом затонувшего корабля № 2 было Эбеновое дерево (Прим.: наиболее ценная древесина, глубокого чёрного цвета без годовых колец).После правления династий Суй и Тан (581-907 гг. н. э.) сохранились многочисленные свидетельства о том, что Китай импортировал большое количество кипариса, сосны, пихты, ели и эбена из Юго-Восточной и Южной Азии. В период правления династии Мин, Эбеновое дерево было важной частью торговли . Однако эксперты считают, что древесина, найденная на затонувшем корабле № 2, принадлежала частному торговому судну из Гуандуна или Фуцзяня, которое первоначально везло китайские товары в Малакку, а затем закупило эбеновое дерево в Индийском океане для своего так и не завершившегося обратного пути.

Чёрное дерево с затонувшего корабля № 2. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))
Чёрное дерево с затонувшего корабля № 2. (Фото: Китайский музей Южно-Китайского моря (Хайнань))

1500 метров глубже уровня моря.

Посетители этой особенной выставки могут увидеть не только культурные реликвии, извлеченные со дна океана. Интерес представляет и процесс глубоководной археологии, применение технологий и истории, стоящие за каждой из культурных реликвий. Используя текст, изображения, видео и физические объекты для демонстрации основных достижений Китая в области глубоководной археологии, музей предоставил многоуровневый, познавательный опыт, который будет интересен многим.

На этом снимке, сделанном 20 мая 2023 года, показан постоянный фундамент для подводного картирования в юго-западном углу места кораблекрушения в Южно-Китайском море. (Фото: Xinhua)
На этом снимке, сделанном 20 мая 2023 года, показан постоянный фундамент для подводного картирования в юго-западном углу места кораблекрушения в Южно-Китайском море. (Фото: Xinhua)

По словам океанографов, это полубатиальная зона (или «полуночная зона»), куда практически не проникает свет с поверхности, а температура воды никогда не поднимается выше 3°C или 4°C, а гидростатическое давление в 150 раз превышает уровень моря. В процессе раскопок двух древних затонувших кораблей китайским археологам пришлось изобретать и внедрять всевозможные новые технологии и оборудование. На выставке представлены фотографии, демонстрирующие детали глубоководной подводной археологии, в том числе исследовательские суда Tansuo (Discovery) № 1 и № 2, пилотируемый подводный аппарат «Shenhai Yongshi» («Глубоководный воин») и подводный робот с дистанционным управлением «Shiziyu» («Крылатка»).

На этом снимке, сделанном 21 мая 2023 года, изображен китайский подводный аппарат Shenhai Yongshi (Deep Sea Warrior) в Санье, южно-китайская провинция Хайнань, после завершения первого археологического обследования затонувшего корабля No.1, расположенного у северо-западного континентального склона Южно-Китайского моря. (Фото: Guo Cheng / Xinhua)
На этом снимке, сделанном 21 мая 2023 года, изображен китайский подводный аппарат Shenhai Yongshi (Deep Sea Warrior) в Санье, южно-китайская провинция Хайнань, после завершения первого археологического обследования затонувшего корабля No.1, расположенного у северо-западного континентального склона Южно-Китайского моря. (Фото: Guo Cheng / Xinhua)

Выполнение любой глубоководной миссии часто требует проведения нескольких подводных операций в течение многих дней. Каждое погружение (от входа в воду до выхода из нее) занимает не менее 6 часов, а иногда - в зависимости от типа задания, сложности работы, состояния оборудования и моря - может занять гораздо больше времени.

Подводные археологи делают гораздо больше, чем просто собирают предметы с морского дна. Им необходимо собрать такие данные, как панорамные фотографии ключевых участков объекта, а для обеспечения целостности и достоверности данных необходимо тщательно зафиксировать параметры съемки.

Специалисты, извлекают реликвии с помощью глубоководного водолазного оборудования в Южно-Китайском море. (Фото: Xinhua)
Специалисты, извлекают реликвии с помощью глубоководного водолазного оборудования в Южно-Китайском море. (Фото: Xinhua)

После завершения подводных работ пилотируемый подводный аппарат вернулся на поверхность, и археологи передали собранные ими данные ученым и специалистам по консервации. Будь то физические объекты или данные, все, что было поднято со дна океана, должно было быть систематизировано в полный отчет о погружении, включающий в себя все: от обзора миссии и отчета о работе до конкретных изображений и рисунков. Это важные данные научных исследований для археологических проектов.

Возрождение артефактов династии Мин

Одним из основных моментов выставки является рассказ о защите подводных культурных реликвий. На выставке представлены фотографии поврежденных реликвий (от поверхностных загрязнений морской грязью и ржавчиной до отслоения глазури, повреждения цвета и сильной коррозии). Посетители смогут узнать из видео, фотографий и текста, как археологи защищают и восстанавливают артефакты.

Каждый из сотен предметов, извлеченных из двух затонувших кораблей, рассказывает свою историю. После долгих лет пребывания под водой, эрозии, давления и даже превращения в среду обитания морских организмов условия сохранности становятся сложными. Это создает трудности в работе по защите реликвий.

На этой фотографии, сделанной в октябре 2022 года, показан интерьер затонувшего корабля № 1 вблизи северо-западного материкового склона Южно-Китайского моря. (Фото: Xinhua)
На этой фотографии, сделанной в октябре 2022 года, показан интерьер затонувшего корабля № 1 вблизи северо-западного материкового склона Южно-Китайского моря. (Фото: Xinhua)

Как только предметы извлекаются из воды, сотрудники сразу же принимают меры по защите от коррозии и плесени, такие как очистка, опреснение, антикоррозийная обработка и профилактика, надеясь предотвратить и отсрочить повреждения, вызванные резкими изменениями окружающей среды. После этого предметы транспортируются в лабораторию для проведения дальнейших мероприятий, таких как обезвоживание, ингибирование коррозии, герметизация, анализ и тестирование.

«Что касается защиты керамики, подвергшейся воздействию воды, то наши основные шаги включают в себя: сбор информации до реставрации (письменные записи, фотографии, компьютерная томография) - очистка - укрепление - опреснение - склеивание - сушка - герметизация - и сохранение в подходящей среде», - говорит сотрудник Китайского (Хайнаньского) музея Южно-Китайского моря.

Иногда говорят, что волшебные руки специалистов по консервации вернули эти артефакты к жизни. На серии сравнительных фотографий «до» и «после» можно увидеть, что керамика, только что извлечённая из воды, грязная и неинтересная на вид, но после чистки она приобретает яркое и нежное сияние.

На выставке также будут представлены иммерсивные инсталляции, посвященные охране подводных культурных реликвий. Использование мультимедийных технологий для представления работ по охране культурного наследия (включая подготовку и реализацию, оборудование и методы), от иммерсивных инсталляций до виртуальной реальности даст посетителям возможность познакомиться с археологическими работами и защитой культурных реликвий и глубже понять их. Они даже могут использовать оборудование виртуальной реальности, чтобы "погрузиться" на морское дно и познакомиться с работой подводной археологии.

Источник:

海南国际传播中心出品 Hainan International Media Center

Перевод и редакция с китайского языка: Marian Rosenberg (translator), Chen Shumin (Editor).