Найти тему
Владимир Денисов

Ленд-лиз. Четвертая часть.

Начавшаяся мировая война носила тотальный коалиционный характер. Победа в ней в одиночку на всех фронтах вряд ли была под силу какой-либо одной стране. Боевые действия развернулись на фронтах, отстоявших друг от друга на десятки тысяч километров - европейском, азиатском, африканском театрах войны, на Средиземном море, в Атлантике и на Тихом океане.

В этих условиях Великобритания накануне Великой Отечественной войны оказалась без союзников. Поддерживающие её США в то время назвать союзником можно было только условно. Во-первых США непосредственно не участвовали в войне, во-вторых их мощная экономика не была переведена на военные рельсы, в третьих их армия не была отмобилизована в соответствии требованиями большой войны. Органы управления страной не были готовы к работе в условиях военного времени, даже решение вопроса об оказании помощи Великобритании на без финансовой основе (ленд-лиз) заняло в органах власти полгода.

Положение на фронтах Великой Отечественной с первого дня войны складывалось не в пользу СССР.

Наряду с мобилизацией всех средств государства для преодоления создавшегося положения встал вопрос о помощи со стороны иностранных государств. В первую очередь это касалось стран, противостоящих фашисткой агрессии, особенно Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Необходимо было наладить как политические, так и экономические отношения.

Безусловно начавшаяся Великая Отечественная война была выгодна США и Великобритании и это понимали люди в руководстве обеих стран. Отношения этих стран к Советской России, после Бресткого мира было плохим, а начиная с советско-финской войны 1939-1940 годов, стало резко враждебным. Теперь было необходимо стать сюзниками в борьбе с общим врагом. Но вот общественное мнение США к такому резкому изменению внешней политической позиции страны оказалось не готово. 

В Великобритании пережившей к тому времени поражения во Франции, Греции, на Крите; и воздушное сражение в небе Британии отношение к союзу с Советской Россией было совсем иным, намного более дружелюбным. Кроме того Великобритания очень хорошо понимала, что СССР для того, чтобы продолжать борьбу нуждается в немедленной помощи.

Поэтому, первым кто заявил о такой помощи, был премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Уже вечером 22 июня он выступил по радио: "Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем". Часть его речи была опубликована в газете "Правда".

И уже 27 июня по указанию Черчилля английский посол в СССР Стаффорд Криппс в беседе с наркомом иностранных дел В.М. Молотовым предложил немедленно установить военно-экономический контакт, предоставить Советскому Союзу необходимую информацию и техническую помощь. Здесь же Криппс уведомил Молотова, что Англия уже отложила для СССР 25 тысяч тонн каучука, и 5 тысяч тонн олова.

"Что касается промышленной продукции, - продолжал Криппс, - то в этом отношении придётся обратиться к США, так как промышленность Англии работает на свою оборону".  

Во время беседы Председателя СНК СССР И.В Сталина с послом Великобритании в СССР С. Криппсом, состоявшейся 8 июля 1941 года. 

"Сталин заметил, что он не видит какого-либо сотрудничества между обеими странами. Пока это только разговоры о сотрудничестве. 

  Заявив, что он не согласен со Сталиным, Криппс сообщил, что Советскому Союзу уже отгружено несколько пароходов с грузами помощи.

Сталин ответил, что главное не в этом. Главное в том, чтобы создать ясность в вопросе о взаимоотношениях между Англией и СССР. Обстановка требует заключения соглашения о взаимной военной помощи между нашими странами. Соглашение должно быть без резервов без задних мыслей. Готово ли к этому английское правительство? В этом суть вопроса".

"Без соглашения всё это только разговоры и намерения", - сказал советский вождь, завершая беседу. Такое соглашение было подписано 12 июля 1941 года. 

Из приведенной стенограммы, можно сделать предположение, что в начале июля 1941 года из Великобритании в СССР было отправлено несколько "капельных рейсов" (доставка отдельными пароходами, а не караванами судов) с грузами безвозмездной экономической помощи.

А вот и официальное подтверждение:

"Особый интерес представляют подробности организации транспортировки и состав первых конвоев, отраженные в отчетах и сообщениях уполномоченных Народного Комиссариата Внешней Торговли (НКВТ) в Мурманске и Архангельске о прибывших грузах из США и Англии в Архангельский и Мурманский порты с 1-8 караванами. Согласно справке уполномоченного НКВТ от 14 ноября 1941 года, всего из Англии в Архангельск было отправлено 6 конвоев: 1-й - 20 июля, 2-й - 14 августа (прибыл 31/VIII), 3-й - 21 сентября (прибыл 11/X), 4-й - 13 октября (30/X), 5-й - 23 октября (23/XI), 6-й - 3 ноября".

18 июля Сталин впервые обратился к Черчиллю с личным посланием, в котором подчеркнул, что Советский Союз и Великобритания стали боевыми союзниками в борьбе с гитлеровской Германией. Одновременно Сталин просил Черчилля поставить к началу октября в СССР 30 тысяч тонн алюминия и ежемесячно отправлять для Красной Армии 400 самолётов и 500 танков малых и средних.

В послании от 28 июля 1941 года У. Черчилля И. Сталину впервые дается четкий ответ на возможную экономическую помощь СССР: "Я очень рад сообщить Вам, что Военный кабинет, несмотря на то, что это серьезно уменьшит наши ресурсы истребителей, единодушно решил послать в возможно короткий срок в Россию двести истребителей "Томогавк". 140 из этих самолётов будут отправлены в Архангельск отсюда, а 60 - из числа заказанных нами в Соединенных Штатах. Подробности, связанные со снабжением запасными частями и с американским обслуживающим персоналом, необходимым для сборки машин, ещё должны быть согласованы с Правительством Соединенных Штатов.

От двух до трех миллионов пар ботинок скоро будут готовы здесь к отправке. Мы также принимаем меры к поставке в течение этого года большого количества каучука, олова, шерсти и шерстяной одежды, джута, свинца, и шеллака. Все другие ваши запросы на сырьё подвергаются тщательному рассмотрению. В случае, когда мы не располагаем запасами, или в случаях, когда здешние запасы оказываются ограниченными, мы обсуждаем вопрос с США. Детали, конечно, будут сообщены через обычные официальные органы...". Я думаю, что это описывается подготовка грузов доставленных конвоем "Дервиш" (PQ-0).

"Уточнение по составу, учету, проблеме проводки и разгрузки первых караванов пришло от уполномоченного НКВТ в Архангельске Герасимова в адрес наркома А.И. Микояна и зам. наркома А.Д. Крутикова; "Настоящим докладываю о количестве военных грузов, прибывших в порт Архангельска с караванами № 1,2,3 и 4.

Примечание: караван, прибывший в порт Архангельск 31 августа 1941 года в составе п/х "Вестминстер Сити", "Ланкастроион Принц", "Трехата", "Эска" и "Адчиба", в настоящей ведомости не учитывается и числится (по указанию тов. Крутикова) как нулевой".

Что касается авиации, то премьер-министр У. Черчилль сначала предложил членам своего кабинета отправлять в первую очередь самолёты американского производства. Это снимало с британской стороны ответственность за качество техники и переваливало на США необходимость обеспечения их запасными частями. Из Англии отгружали. как машины уже побывавшие в эксплуатации из числа не очень то нужных Королевским ВВС, так и прибывшие в Великобританию, но там не летавшие, а сразу переадресованные в СССР. При этом они могли быть куплены в Америке до создания системы ленд-лиза, либо поставлены уже по ленд-лизу. Позже напрямую из США пошли самолёты заказанные там англичанами. Так, что надо различать американские самолёты, поставленные в счёт обязательств США и направленные Великобританией. В прочем как бы там не было, но первые партии воздушных машин поставленных Великобританией в СССР были самолётами английского производства. 

16 августа 1941 года было подписано соглашение о коммерческом таварообороте, кредите и клиринге между Советским Союзом и Великобританией, которое предусматривало значительные взаимные поставки. Соглашение о товарообороте. кредите, и клиринге действовало до 1945 года, но распространялось главным образом на "невоенные" поставки. За годы войны они составили приблизительно 0,4% от стоимости всех поставок Великобритании. По этому соглашению Великобритания предоставила нашей стране для оплаты товаров кредит в 10 миллионов фунтов стерлингов на пять лет из расчета 3% годовых. В соответствии с соглашением платежи между сторонами регулировались на основе клиринга (системы безналичных расчетов за товары, услуги, основанной на взаимном зачете встречных требований и обязательств).

  Поставки по этому соглашению стали поступать сразу же после его подписания, а начиная с 6 сентября 1941 года они стали осуществляться на условиях ленд-лиза. В 1942 году сумма кредита возросла до 25 миллионов фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. Великобритания ввозила в СССР энергосиловое и другое промышленное оборудование, станки, цветные металлы, различного рода сырьё (каучук, джут). Экспорт товаров из Советского Союза включат традиционные пиломатериалы, лён, хлопок, пушнину. Стороны договорились о том, что, когда сумма кредита, указанного в соглашении, приблизится к полному использованию, переговоры будут продолжены в целях увеличения кредитов.

  Практически на нашу страну, США распространили ленд-лиз 28 октября 1941 года. Два дня спустя США предоставили беспроцентный заём в 1 миллиард на закупки вооружения и сырья. В тот же день президент сообщил об этом Сталину (в Москве было уже 1 ноября). Директива Рузвельта, объявляющая оборону СССР жизненно важной для Америки, была торжественно обнародована 7 ноября. Это и можно считать официальной датой присоединения Советского Союза к системе ленд-лиза.

  Позже Советскому Союзу предоставили еще один кредит в миллиард долларов. Но дополнительно к этому продолжались закупки напрямую, за валюту и золото, различного оборудования и снаряжения. По объемам, однако, они намного уступали ленд-лизу.

  Что же представлял из себя ленд-лиз? Различная техника, вооружение, оборудование и материалы закупались у фирм-изготовителей в счет средств, выделявшихся американским конгрессом на каждый финансовый год. При этом предусматривалось, что за рубеж можно отправлять только то, что разрешено к вывозу по соображениям сохранения секретности (это касалось в основном различного авиационного оборудования) и с учетом первоочередного удовлетворения потребностей вооруженных сил самих Соединенных Штатов (по этой причине на экспорт не шла или поставлялась в ограниченном количестве наиболее современная военная техника).

  Закупленная техника юридически считалась собственностью американских вооруженных сил. Например, самолёты принадлежали ВВС, армии или авиации флота - в зависимости от назначения. Все вооружения принимала американская военная приемка.

  Считалось, что вся военная техника предоставляется союзникам на время войны. После её окончания то, что уцелеет, должно было быть возвращено США (если им это будет нужно) или оплачено - это определялось статьей V советско-американского соглашения о взаимной помощи от 11 июня 1942 года.

  Платежи начинались через пять лет после окончания войны и растягивались на десятилетний срок. Это соглашение являлось основным документом, определявшим правовые основы поставок американской техники и оборудования в Советский Союз.

У нас за получение американской помощи отвечал Наркомат внешней торговли (НКВТ). К нему прикомандировывались специалисты и военно служащие, занимавшиеся приемкой техники.

  Практически система функционировала так. Советский Генеральный штаб определял общие потребности в импортной технике и необходимом оборудовании и снабжении для нужд вооруженных сил. Свои заявки на оборудование, инструмент, сырье, транспорт и прочее, напрямую в НКВТ, подавали оборонные и некоторые другие наркоматы СССР.

  Всё это согласовывалось с союзниками в рамках очередного ежегодного соглашения - кто и сколько чего поставит (по категориям для вооружения по классам). На этой основе составлялись ежегодные протоколы.

После того, как обязательства сторон определялись протоколом, конкретизировалась структура поставок. Советская сторона запрашивала у союзников наличие возможности направить определенные типы машин, вооружения, оборудования и материалов. Информацию для этого собирали военные атташе, приемщики и разведка. Бывало и так, что у союзников просили количества превышавшие возможности их производства.

Далеко не все из желаемого удавалось получить. В свою очередь нам предлагали что-то другое. В результате вырабатывался компромисс. В пределах отпущенных правительством США на это средств у разных фирм размещались заказы на боевые машины, станки, оборудование, запасные части, моторы, вооружение и боеприпасы. Все это выпускалось по техническим требованиям США и контролировалось американской приемкой, к которой иногда присоединялись и советские приемщики. С середины войны мы начали направлять в США требования о некоторой доработке техники.

Далее техника тем или иным способом доставлялась в пункт, где проходила приемка-сдача. Там размещалась советская миссия, включавшая представителей НКВТ и военных. Боевую технику осматривали, проверяли комплектацию, устраняли выявленные дефекты и проводили испытания. Там же обычно меняли опознавательные знаки, нанося красные звезды. Принятые машины оформлялись и далее следовали уже как советские.

Техника, утраченная при транспортировке, до приемки представителями СССР, возмещалась дополнительными поставками. Технику, которую мы потеряли при доставке на фронт, союзники не возмещали. Такая техника считалась утраченной в процессе боевых действий и в расчеты по ленд-лизу не включалась.

I протокол (его называют также Московским) охватывал период до 30 июня 1942 года, три последующих действовали ровно по году - с 1 июля по 30 июня. Это определялось тем, что деньги конгресс США выделял на финансовый год, а он как раз и занимал этот отрезок времени.

Первый протокол по своему объему и удельному весу в общих поставках по ленд-лизу в СССР был минимальным. 

После Московского протокола странами антигилеровской коалиции были подписаны еще три подобных протокола в Вашингтоне, Лондоне и Оттаве.

  Последний, IV протокол, прекращал свое действие 1 июля 1945 года. 

IV протокол (Оттавский) не подписывался долго, до 17 апреля 1945 года. Причиной стали требования СССР о комплексной поставке большого количества промышленного оборудования, в том числе четырех нефтеперегонных заводов. Американцы считали, что для войны это уже не понадобиться. Но копромисса все-таки достигли. Поставки, кстати, благополучно шли и без формального документа.

Действие IV проткола было приостановлено 8 мая 1945 года после капитуляции Германии. 12 мая Рузвельт заявил, что необходимо далее оказывать только ту помощь, которая понадобиться для боевых действий на Дальнем Востоке.

Общий объем американских поставок в нашу страну за период действия Вашингтонского протокола даже превысил оговоренные рамки почти на треть. США отправили 5735 самолетов, в том числе 1732 - в счет обязательств Великобритании. Важной составляющей в этот период стали поставки нефтепродуктов - их отгрузили около 900 000 тонн плюс более 160 000 тонн направили с английских нефтеперегонных заводов в Иране.

III протокол, Лондонский, отличался тем, что его как равноправный участник подписала также Канада, обязательства которой описывались отдельно. В двух предыдущих подобных документах она считалась одной из частей Британской империи и ответственность за отправляемые оттуда грузы несло британское правительство.

 После 8 мая 1945 года для союзников война продолжалась, они еще вели боевые действия против японцев. Сталин взял обязательство тоже принять участие в разгроме Японии. Для этого требовалась дополнительная помощь оружием, техникой и различными военными материалами, чтобы усилить группировку советских войск на Дальнем Востоке. Поставки для этих целей включили в особое "Приложение III" (действовало с 1 июля по 20 сентября 1945 года), но было приостановлено после капитуляции Японии. 

 Общая сумма союзнических поставок в Советский Союз за годы войны составила 13,3 миллиарда долларов (11,36 миллиардов из США, 1,693 миллиарда из Великобритании и 200 миллионов долларов из Канады). 

В эту цифру (для США) не включены стоимость доставки грузов американскими самолетами и судами из США в Россию. С учетом астрономических значений веса и расстояния для грузов, перевозимых в военное время, ставок морского фрахта и страховки дополнительная стоимость только этих услуг увеличивала общую стоимость поставок еще на 700 миллионов долларов.

Предметы снабжения по программе ленд-лиза, которые не были поставлены в СССР на момент окончания Второй мировой войны, но были заказаны и находились к этому времени на складах или в производстве, были предоставлены Советскому Союзу по так называемому «трубопроводному соглашению» (Pipeline Agreement), подписанному 15.10.1945. Поставки по этому соглашению СССР обязался оплатить в долларах и с небольшим процентом. Они были оценены в 222 миллиона долларов, и состояли только из промышленного оборудования и запчастей. В частности, было поставлено следующее: электрогенераторы, паровые котлы, двигатели, моторы, трансформаторы, кузнечно-прессовое оборудование, шахтное оборудование, различные станки (включая прецизионные и полуавтоматические). Эти поставки СССР оплатил не полностью.

В августе 1945 года ООН приступила к осуществлению программы помощи Украинской ССР и Белорусской ССР. Стоимость программы составила 250 миллионов долларов. Программа предусматривала поставки продовольствия; одежды, текстиля и обуви; медикаментов; сельскохозяйственного оборудования и семян; промышленного оборудования. Первоначально программа предусматривала оплату всех поставок, однако — после того как представители БССР объяснили, что по конституции СССР республика не имеет иностранной валюты, которая находится в исключительном распоряжении правительства СССР — платежи по этой программе были приостановлены, а все поставки (завершившиеся к маю 1947 года) были произведены бесплатно.

Считаю, что у нас уже достаточно сведений, что бы оценить роль ленд-лиза в обороне Москвы и нашей победе под Москвой.

По самым скромным оценкам за 1941 год по предленд-лизу и ленд-лизу в страну поступило из-за рубежа в качестве помощи 495859 тонн груза. За первую половину января еще 88597 тонн. Итого - 584 456 тонн. По отношению ко всем ленд-лизовским поставкам это немного - чуть больше 3%. Для сравнения, за всё время войны в Испании Советский Союз доставил республиканцам 500 000 тонн грузов. 

 Очевидно, что значение вклада ленд-лиза в победу Красной Армии в Великой Отечественной войне зависит от того как его считать.

Первой книгой изданной в СССР, в которой упоминалось о ленд-лизе, была книга тогдашнего председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского "Военная экономика СССР в период Отечественной войны", изданная в Москве в издательстве Госполитиздат в 1948 году.

  О поставках по ленд-лизу в ней вообще не было сказано ни слова, а лишь сообщалось, что они составляли 4% от советского производства. Цифра в 4% была оппубликована без каких либо комментариев и вызывала много вопросов. В частности, неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты.

Я думаю, что это просто весь ВВП страны, за 1941-1945 годы переведенный в доллары США по официальному курсу и соотнесенный со стоимостью поставок по ленд-лизу. В оправдание Вознесенского, надо сказать, что по другому весь объем поставок по ленд-лизу соотнести с объемом собственного производства СССР невозможно. Другое дело насколько точно это соотношение соответствует значению ленд-лиза в нашей победе. 

Потому, что протоколы ежегодных поставок по ленд-лизу это лишь рамочные соглашения. Конкретное наполнение которых очень часто менялось в зависимости от обстановки сложившейся на фронтах и в экономике страны. Изменением подлежало все: как номенклатура, так и количество, и стоимость. Поэтому ориентироваться на протоколы в общем случае нельзя. А реальные поставки оценивались по факту только в денежном выражении в момент завершения срока действия протокола. Поэтому точной номенклатуры и конкретного объема поставок не знает никто. Это открывает дорогу двум группам ошибок:

а) так, как рубль на тот момент не конвертируемая валюта, и курс его устанавливался государством, то пересчет рублевых цен в доллары дает многократное занижение цен "долларовых" товаров;

б) вторая распространенная ошибка, заключается в том, что так как ВВП считается по годам, то берут весь объем производства за 1941 - 1945 годы и соотносят его с объемом поставок по ленд-лизу. А война, как и поставки по ленд-лизу были почти на год короче, что тоже увеличивает ошибку.

При учете же номенклатуры поставок, цифры повышаются. Расмотрим этот процесс на примере самолетов. Согласно окончательным данным (уточненным советскими и зарубежным специалистами в момент определения долгов по ленд-лизу) всего в СССР за время войны было поставлено по ленд-лизу всех типов боевых самолетов - 18 700 штук. Долю импортных машин по отношению к советскому производству самолетов в годы Великой Отечественной войны обычно определяют в 12%. Но это если считать, что за войну в СССР было выпущенно 136 800 самолетов, что не совсем верно, посколько это число учитывает производство за 1941 и 1945 годы целиком. Точнее оперировать цифрой 112 100 боевых самолетов, которые были выпущены с 22 июня 1941 года по 1 сентября 1945 года. В результате получается, что союзные поставки составили около 16% отечественного производства боевых самолетов. Если же еще сузить номенклатуру цифры будут еще выше: истребители - 23%, бомбардировщики - 20%, военно-транспортные самолеты практически 75%, а самолеты амфибии свыше 80%.

Но в условиях боевых действий обстановка быстро меняется и для точной оценки значимости поставки надо знать, какая потребность была на это изделие в войсках и собственное производство СССР на момент осуществления поставки.

В связи с этим приведу пример из книги Н.И. Рыжкова "Великая Отечественая: ленд-лиз". Николай Иванович пишет: "Однако в целом американцы пока не торопились с оказанием помощи, и перевозки военных грузов в СССР за период с 22 июня по 1 октября 1941 года составили по стоимости всего 6,6 миллионов долларов. В Советский Союз были отгруженны материалы на эту сумму. В нее вошли поставки:

а) корабельных механизмов по заказам 1939-1940 годов на 833,4 тысяч долларов;

б) морские прожекторы Сперри - 150 комплектов на 379,6 тысяч долларов;

в) 10,5 тысяч авиабомб на 834,7 тысяч долларов;

г) патроны для авиационных пулеметов на 407.9 тысяч долларов;

д) 1000 автоматов "Томсон" с патронами на 287,5 тысяч долларов;

е) авиамоторы, авиавинты, и другое оборудование на 388,8 тысяч долларов;

ж) телефонные кабели и провода и провода на 65 тысяч долларов". 

Не будем придираться к тому, что у товарища Рыжкова не "бъётся" сумма. Обратим лишь внимание на то, что Николай Иванович исказил время поставок. Почему я так думаю? Потому, что по американским источникам "22 июня - 30 сентября 1941 года посталено[грузов] не по лед-лизу , а в рамках аванса на сумму 10 миллионов долларов, полученного от министерства финансов, аванса от Корпорации по военным поставкам на сумму 50 миллионов долларов и другим выделеным средствам". Затем следует таблица с перечислением поставленых грузов в тоннах, правда номенклатура не настолько подробная как в цитате из книги Рыжкова.

И еще вот по этому: "До конца октября 1941 года русские оплачивали все поставки, получаемые этой страной", - писал в своих мемуарах руководитель программы ленд-лиза в 1941 - 1943 годах Э. Стеттириус. До 30 октября СССР истратил на эти закупки 92 миллиона долларов. По американским данным, 10 миллионов из этой суммы закрыли золотом и 50 миллионов встречной поставкой ценного сырья. Золото доставили на судах "Днепрострой" и "Азербайджан" в октябре - ноябре 1941 года". 

Кроме того: "Во вторник 24 июня президент дал указание разморозить ранее замороженные советские счета на сумму 40 млн долларов, а в среду принял решение не распространять положения Акта о нейтралитете на Советский Союз.                         Акт предусматривал торговлю за наличный расчет, о чем в 1939 г. в нем была сделана соответствующая поправка, кроме того он оставлял на усмотрение президента «определять», где велись военные действия, а где нет". 

А вот еще: "...русские выполнили это условие, и стоимость представленной ими программы, когда 18 июля она была представлена комитетом Кертиса правительству, составила 1 836 507 823 доллара. В числе наиболее остро необходимого были 3 тыс. бомбардировщиков и 3 тыс. истребителей, зенитная артиллерия, толуол, авиационный бензин, смазочные материалы. Остальная часть заказа, куда входили сырье, станки и другое оборудование для промышленных предприятий, оценивалась на сумму чуть больше чем 80 млн долларов. Комитет рекомендовал немедленно поставить в Советский Союз материалы на сумму 15 млн 680 тыс. долларов, а оставшиеся товары на сумму 172 млн 119 тыс. долларов поставить в течение будущего года. Однако поставки военных материалов на сумму 1 648 708 116 долларов, находившиеся вне юрисдикции комитета, требовали личного решения президента. Правительство немедленно выдало экспортные лицензии на поставки товаров стоимостью 9 млн долларов".

И наконец : "За весь июль стоимость поставок, предназначенных для Советского Союза, составила всего 6 521 912 долларов, а на период до 1 октября, по подсчетам специалистов, общая сумма поставок не превышала 29 млн долларов, что представляло собой лишь символическую помощь Советам в войне". 

Отсюда делаем вывод, что список приведенный товарищем Рыжковым имеет отношение к первым поставкам из США попавшим в СССР в июле 1941 года.

Гарри Гопкинс - специальный представитель президента Рузвельта - во время своей миссии в Москву 26 июля - 1 августа 1941 года, имел две беседы с И.В. Сталиным 27 и 31 июля 1941 года.

Во время первой беседы Гопкинс спросил Сталина, в чем больше всего нуждается СССР и что необходимо США поставить немедленно. В ответе Сталин указал на крайнюю необходимость срочного получения от американцев "зенитных орудий среднего калибра вместе с боеприпасами в количестве приблизительно 20 тысяч, мелких и тяжёлых", а также "крупнокалиберных пулеметов для обороны городов" и наконец, "миллион и более винтовок, причем чтобы их калибр соответствовал калибру, принятому в Красной Армии, а боеприпасов к ним в СССР достаточно. По словам Гопкинса в первоочередные поставки Сталин включил высокооктановый бензин, алюминий для производства самолетов, а также другие материалы, уже перечисленные в списке, ранее направленном правительству в Вашингтоне.

 "Дайте нам зенитные орудия и алюминий и мы можем сражаться три или четыре года" - эти слова Сталина, сказанные в завершении встречи Гопкинс передал Рузвельту.

Во время следующнй встречи Сталин заявил Гопкинсу, что к началу войны Россия имела только 180 дивизий, а всего она может мобилизовать 350 дивизий против 232 немецких. Сталин признал, что хотя русские имеют большое число танковых и моторизованных дивизий, но ни одна из них не может сравниться с немецкой танковой дивизией.

"Красная армия , - говорил советский вождь, - имеет 4 тысячи тяжелых, 8 тысяч средних и 12 тысяч легких танков. Немцы имеют в общей сложности 30 тысяч танков. При нашем производстве 1000 танков в месяц мы будем испытывать недостаток стали". Сталин настаивал на немедленном размещении в США заказов на сталь.

Гопкинс отметил, что Сталин пожелал, чтобы его танки могли производиться в Соединенных Штатах, и хотел бы закупить побольше американских танков, чтобы быть готовым к весенней компании. При этом Сталин пообещал передать Соединенным Штатам чертежи советских танков.

Сталин просил Гопкинса передать президенту Рузвельту, что хотя он уверен в способности русской армии противостоять германской армии, проблема снабжения к весне станет серьезней и что он нуждается в американской помощи.

Пока Гопкинс говорил, Сталин записал для него четыре позиции, в которых советская сторона, нуждалась больше всего: лёгкие зенитные орудия, алюминий, пулеметы калибра 12,7 мм и винтовки калибра 7,62 мм.

Теперь разберем строчку про автоматы "Томсон". За время войны советская промышленность выпустила 6 миллионов пистолетов-пулеметов ППШ, и 500 тысяч автоматов ППС, не говоря уже о том, что на начало войны в войсках было чуть меньше 90 тысяч пистолетов-пулеметов ППД. На этом фоне 1000 автоматов Томпсон просто ничтожно малая величина.

Но у немцев в начале войны в войсках было 200 тысяч пистолетов-пулеметов. А у нас с июля 1941 года прекратили выпуск автомата ППД, как сложного в производстве и дорогого, перейдя на производство ППШ. И хотя производство ППД в августе 1941 года возобновили. За июль месяц было произведенно только 3 тысячи автоматов ППШ. И это при том, что Сталин в июле 1941 года просил у Гопкинса хотя бы 1 миллион винтовок. На фоне страшного дефицита стрелкового вооружения в войсках 1000 автоматов Томпсон это 33% собственного производства.

Поэтому я хочу подробно разобрать развитие экономики Германии и СССР накануне войны. Состав вооруженных сил обеих стран. И советские и немецкие потери в 1941 году. После чего сделать выводы о пользе ленд-лизовских поставок. В качестве источников информации я решил выбрать может не самые достоверные, но безусловно самые офицальные источники. 

Это :

1. 12 томная "История Второй мировой войны 1939-1945". М. Военное издательство Министерства Обороны СССР. 1973-1980 гг.

2. "Великая Отечественная война Советского Союза". М. Военное издательство Министерства Обороны СССР. 1970 год.

3. Николай Рыжков. Великая Отечественная: битва экономик и оружие победы. М. Издательский дом "Экономическая газета". 2011 год.

4. Энциклопедия. "Гражданская война и военная интервенция в СССР". М. Советская энциклопедия. 1983 года.

5. 12 томное издание. Русский архив. Великая Отечественная. том 1. М. Терра, 1993 год.

6. Большая Советская Энциклопедия. Второе издание. в 51-томе. М. Государственное научное издательство БСЭ. 1949-1958 годы.

Всё это книги советского периода, за исключением книги издательства "Терра"и Н.И. Рыжкова. Русский архив - это просто рассекреченные в 1990 году официальные документы относящиеся к периоду Второй мировой войны. А Николай Иванович, если мне не изменяет память, последний советский премьер-министр. 

Я специально ограничил список литературы наиболее официозными изданиями. Хотя сам во многом не согласен с информацией в этих источниках, но считаю, что для поставленной мной цели она вполне подходит. Во-первых потому, что не приходится сомневаться в её официальности, а во-вторых потому, что любые её искажения в этих изданиях направлены на завышение успехов СССР. А если удастся доказать, что этих "успехов" в 1941 году оказалось не достаточно для победы под Москвой, то и не строит тратить время на уточнение размеров самих "успехов". И без того будет понятно, что реальная картина была намного хуже. Задача, которую я перед собой поставил и так очень объемная. Анализ реальных экономических достижений СССР планирую сделать в отдельном материале, если вам это будет интересно.

Кроме того, я широко использую книги издательства Эксмо-Яуза, современных широко известных специалистов в области военной техники: М. Барятинского, М. Коломиец, В. Котельникова и Е. Кочнева. В основном для определения ТТХ и количества участвовавшей в событиях боевой техники.

Иногда привлекаю и другую литературу (в основном по архитектуре) для определения численности населения и параметров возводимых промышленных объектов.

 К сожалению книги, приведенные мной в списке, очень часто противоречат сами себе не говоря уже о том, что еще более часто друг другу.  

В любом случае, я отдаю предпочтение печатным книгам, потому, что они не анонимны и более менее стабильны. По сравнению с ними материалы в Рунете отражают все точки зрения и каждый может найти там подтверждение своего личного мнения. И кроме того они имеют тенденцию исчезать и менять свое содержание. В некоторых случаях мне все же приходится использовать Рунет в основном для уточнении статистических данных и ТТХ отдельных видов техники, тогда я предпочитаю использовать Википедию. При этом я стараюсь ориентироваться на ту информацию которая более-менее "бъется" с книжной.