Найти тему

«Авторы номера устроили для читателей настоящую ярмарку талантов»: обзор карельского журнала «Север»

«Север» № 3-4 (544), 2023
«Север» № 3-4 (544), 2023

Нарочно ли, случайно ли, но выпуск №№ 3-4 журнала «Север» за 2023 год получился тематическим. Подобно Павлу Петровичу Бажову и Николаю Семёновичу Лескову, запечатлевшим в литературе образы уральских мастеров и умельцев средней полосы России, большинство материалов номера рассказывает о талантливых людях (художниках, певцах, мастерах работы по дереву, о чревовещателе). Авторы номера устроили для читателей настоящую ярмарку талантов, но представляют они не себя, а своих персонажей.

Дебютант номера Евгений Пономарёв в рассказе «Диво болотное» представляет деревенского столяра Николая, поведение которого провоцирует много сплетен. В конце рассказа читатель узнает секреты мастерства столяра и найдёт объяснение его странному поведению. Интересен и описанный Евгением Пономарёвым способ обработки дерева.

Рассказ Е. Пономарёва «Притяжение севера» – заметки путешественника, сочетающие путевые наблюдения за особенностью жизни в чуме, и личное впечатление, вспыхнувшее после созерцания природы и северного сияния. «Черника» – рассказ о внимательном отношении к животным, лошади по кличке Черника, о привязанности животных и хозяев друг к другу и необъяснимой схожести ситуаций, в которые они попадают.

Вместе с прозаиком Евгением Пономарёвым дебютирует поэт Екатерина Громова с двумя стихотворными признаниями в любви к Северу – своей малой Родине: «Глянцевым полозом поезд ползёт...» и «Север внутри».

Екатерина Громова с помощью звукописи создаёт и обстановку, и настроение: передаётся движение пассажирского состава в лесу, гомон и парадность Москвы, тишина севера.

Следующий талант на ярмарке представляет Владимир Вещунов с повестью «Чревовещатель». Мальчик Федя жадно поглощает скудные деревенские развлечения: кино, проезжий цирк, пока не узнаёт, что его «тятя» Тимофей ходил по городам с дрессированным медведем. Восприимчивый к эстраде мальчик впечатляется прошлым «тяти», и через время судьба приводит его на сцену, с очень оригинальным номером чревовещания. Владимир Вещунов долго рассказывает о жизни Феди: об учёбе, работе, занятиях, о любви, женитьбе и разводе. И всё время с Федей Анчутка – кукла, за которую Федя чревовещает. Федя мистически теряет волю, тем временем Анчутка крепнет и будто приказывает главному герою. И повесть становится произведением не только о пути талантливого артиста, но и высказыванием об умении сохранять личную свободу.

Дмитрий Дарин публикует юмористический рассказ «Кемска волость» о приключениях ресторанного музыканта Анатолия Щагина, о незапланированном путешествии в Кемь и желанном возвращении домой.

Евгений Павлов в рассказе «Прекрасные художества» показывает глазами мальчика Ромы страну в начале 90-х. Рома – ученик художественной школы. И он не может понять, как в мире сосуществуют грязь на улицах и чистота, бедные люди, которым негде жить, и богатство, которое некуда потратить, разрушение и созидание. Рома видит свет в искусстве, в рисовании, живописи, и у него хорошо получается уловить этот свет и передать его на полотне. А ещё Рома видит свет в своей учительнице, молодой беззащитной беременной девушке, и, несмотря на детский возраст, Рома готов защищать её от злого, сурового мира.

«Наша сложная Валентина Григорьевна» и «Победитель получает всё...» – два рассказа Сергея Луцкого. Первый – о студенчестве в техникуме в советские годы и о строгом кураторе – Валентине Григорьевне, которая, с одной стороны, резко вмешивалась в личную жизнь студентов, а, с другой стороны, воплощала лозунг «первым делом самолёты», волнуясь, что студенты не получат хорошего образования. Второй рассказ «Победитель получает всё...» – о необходимости уметь держать удар в жизни на примере случая в секции бокса.

«Раскол. Книга огня» Елены Крюковой – роман о расколе церкви, реформах Никона, противостоянии протопопа Аввакума. Повествование идёт от лица девочки, девушки, женщины. Воспоминания, описания быта перемежаются с риторическими рассуждениями о судьбе церкви, о расколе на старообрядцев и православных. Стилистика романа под стать его содержанию: предложения ритмичны, поэтичны, в изобилии риторические вопросы, обращения, обратный порядок слов. В «Расколе» сливаются в один два вопроса о романе как о произведении – в нём «о чём?» совпадает с «как?». Смысл выражается формой, форма приобретает смысл.

Образец стиля романа Елены Крюковой: «Вот мне монастырь. Вот мне острог. Время – мой нетопырь. Я ему – недовязанный чулок. Тяжкие камни. Винный, хлебный дух. Поёт, заливается на крыше петух. Всяк дом – святейший. Сарай всякий свят. На цепи золотая собака. Окна мёдом горят. Окна текут золотой водой. На крыльцо выбегает хозяин седой. Ах, это мой муж. Не узнала ево. Мне шепчет: ну што, жёнка, пой свое Демество! А я здесь живу-обитаю уж множество лет. А ты-то вот знаешь ли, калика перехожая, ликом святая, – смертушки нет!».

Дебютантка номера в разделе литературоведения Светлана Филимончик в статье «Человеческое измерение войны Константина Гнетнева» исследует обстоятельства, повлиявшие на восприятие войны писателем Константином Гнетневым (воспоминания о своей семье, идеологическая обстановка в обществе в 70-е, личные качества, строгий вопрос о том, что есть правда). Книги Константина Гнетнева, помимо раскрытия общей темы человека на войне, внесли большой вклад в изучение «человеческого измерения войны» в Карелии.

В подборке Юрия Щербакова «Благовещенье. Мамин день...» – 5 стихотворений на тему отношения к жизни, родному краю, истории страны. Поэт следует классическому стихосложению поэзии золотого ХIХ века.

Часть стихотворений из подборки Владимира Сорокажердьева пейзажная лирика, где дышит ветер, шелестят листья и солнце – всходящее и уходящее – задаёт и ритм, и суть жизни. Таковы стихи: «Серебряный вальс», «Две воды», «Чёрный снег», «Городские чайки», «Грибы».

Два стихотворения Владимира Сорокажердьева «В плену у суеты, пороков, фальши» и «Огонь» написаны на злобу дня, они могли бы стать иллюстрацией к урокам хороших манер и к бережному отношению к лесу.

Стихи Валерия Мухина – произведения о творчестве. «Лесная песня» – о поисках точного слова. «В ожиданье» расшифровывается как «В ожиданье Стиха, в ожидании Слова». Посвящение поэту – стихотворение «Сергею Есенину». В двух стихотворениях соткан образ Пскова: «Псковская метель» и «Здесь русский дух».

Ритмичны, напевны, остры (по содержанию) и одновременно круглы (по форме) стихотворения Ольги Беспаловой из подборки «Восьмое марта и минус тридцать...». Философская лирика, основанная на единении (именно единении, а не любви) с родным краем, с Белым морем, с Северной Двиной. Любопытно, как разрешены отношения лирического героя с родным краем: лирический герой не восхваляет его, не трепещет и не любуется со стороны, но осознаёт себя частью мира, чувствует единение и прекрасное снаружи и внутри себя.

Полный обзор от Ольги Зюкиной – литературного критика, публициста, лауреата премий имени Леонова (2020), «Золото русской литературы» (2023), финалиста премий им. Ю. Куранова (2023), «Мыслящий тростник» (2023) – читайте здесь