Сварка является основным способом соединения при строительстве газопроводов как стальных, так и полиэтиленовых труб, Она обеспечивает необходимую прочность и герметичность в течение всего периода эксплуатации. Долговечная и безаварийная эксплуатация газопроводов прежде всего зависит от качества сварных соединений. Для обеспечения требуемого уровня качества производят (рис.1):
- входной контроль;
- пооперационный контроль;
- контроль качества выполненных соединений.
Входной контроль
При входном контроле производится:
- проверка аттестованной технологии сварки и квалификации сварщиков;
- входной контроль труб и соединительных деталей;
- контроль сварочных устройств.
Организация, выполняющая сварочные работы на газопроводах высокого и среднего давления должна иметь аттестованную технологию сварки. Она подтверждает, что имеются необходимые технические средства, организационные возможности, квалифицированные кадры. К сварке допускаются сварщики, прошедшие обучение и аттестацию в аттестационных центрах НАКС. Для проверки квалификации сварщика он должен сварить допускные стыки. По результатам контроля стыков составляются протоколы, на основании которых сварщик допускается к работе.
Основные материалы (трубы, соединительные детали), а для стали и сварочные материалы (электроды, сварочная проволока и др.) проверяются на соответствие требованиям нормативным документам. При входном контроле труб и соединительных деталей проверяют:
- наличие и содержание сертификатов заводов-изготовителей (рис.2);
- геометрические размеры на соответствие нормативным документам внешним осмотром и измерениями;
- наличие и содержание документации, подтверждающей качество изоляционного покрытия.
Стальные трубы с трещинами, не выправляемыми вмятинами, недопустимыми коррозионными повреждениями бракуются. Изоляционное покрытие осматривается на каждой трубе. При обнаружении отдельных повреждений (рис.3) площадью более 10% или нескольких повреждений суммарной площадью более 20% труба полностью переизолируется. Соединительные детали с трещинами, отверстиями, отклонения размеров свыше требований нормативных документов, не выправляемыми вмятинами бракуются.
У полиэтиленовых труб проверяются внешний вид поверхности, геометрические размеры труб и деталей, овальность торцов.
Пооперационный контроль
Пооперационный контроль проводится непосредственно во время сварочных работ. При этом контролируют сборку под сварку и режимы сварки. Перед сборкой производят внутреннюю очистку труб и деталей от загрязнений, в том числе от снега и воды. У стальных труб зачищают до металлического блеска кромки и прилегающие поверхности труб и деталей на ширину не меньше 10 мм. Проверяют размеры кромок, при необходимости правят вмятины на концах труб.
Сборку труб необходимо производить с использованием центраторов. Для закрепления труб под сварку выполняют прихватки – короткие сварные швы, фиксирующие их положение. Необходимое количество прихваток в зависимости от диаметра трубы приведено в таблице 1.
Таблица 1
В процессе сварке контролируются режимы сварки и последовательность наложения швов. Ручную дуговую сварку труб при толщине стенок до 6 мм выполняют не менее чем в два слоя, более 6 мм – не менее чем в три слоя. Сначала варится корневой шов – первая составляющая сварного соединения. После сварки корневого слоя производится очистка сварного шва от шлака и брызг, что позволяет избежать дефектов между сварными стыками. Аналогично удаляют шлак при сварке последующих швов. Обязательно проверяется качество послойной зачистки шлака.
У полиэтиленовых труб контролируется сборка проводится в центраторах, обеспечивающих правильное положение труб, а для сварки с использованием фитингов – и деталей с закладными нагревателями.
Контроль качества сварных полиэтиленовых соединений
Долговечная и безаварийная эксплуатация полиэтиленовых газопроводов прежде всего зависит от надежности сварных соединений. Для обеспечения требуемого уровня качества производят:
- визуальный и измерительный контроль сваренных соединений;
- механические испытания;
- контроль физическими методами.
Сварку допускается производить при температуре от – 15 0С до +45 0С. У стыковых соединений осматривают грат (рис.5) - застывшие валики пластика, образовавшиеся при сдавливании двух труб с разогретыми торцами.
На рисунке 6, а изображен качественный шов с гладкими и симметричными валиками грата округлой формы. В отличие от него, сварной шов на рисунке 6, б бракованный. Грат слишком большой, что свидетельствует о чрезмерном времени прогрева или повышенной температуре нагревателя. Асимметричность валиков грата (рис.6, в) говорит о смещении труб относительно друг друга при выполнении сварки. Такой шов тоже является браком. Существует еще несколько случаев, когда сварной шов, сваренный нагретым инструментом встык, бракуется.
Сварные соединения, выполненные деталями с закладными нагревателями, также контролируют внешним осмотром. Качественное соединение, выполненное муфтой с закладными нагревателями, имеет гладкую поверхность, деталь плотно охватывает концы свариваемых труб (рис.7, а).
Если зазор между деталью и трубой превышает 0,3 мм (рис.7, б), то сварное соединение бракуется. Причиной может быть чрезмерная обработка поверхности трубы или ее овальность. Аналогично признается некачественным соединение с местным расплавлением поверхности детали (рис.7, в). Это происходит при чрезмерном времени нагрева или чрезмерном напряжении питания.
Из неразрушающих методов контроля для стыковых соединений полиэтиленовых труб применяют ультразвуковой. Интересный факт: метод ультразвуковой дефектоскопии запатентовал советский ученый Сергей Яковлевич Соколов (рис.8), советский физик, лауреат двух Сталинский премий.
При ультразвуковом контроле выявляют внутренние дефекты: несплавления, трещины, поры, включения. Количество стыков, подлежащих ультразвуковому контролю, определяется в зависимости от давления в газопроводе и степени автоматизации сварочной техники.
Механическим испытаниям являются разрушающими методами контроля. Им подвергают допускные и контрольные стыки. Допускные стыки сварщик варит перед началом строительства, контрольные отбирают из стыков, сваренных на объекте. Перечень методов механических испытаний сварных соединений полиэтиленовых газопроводов представлен в таблице 2.
Испытаниям на осевое растяжение подвергаются образцы, вырезанные из труб. Испытания проводятся также, как и для стальных труб. Определяются предел текучести при растяжении и относительное удлинение при разрыве. Оценивается характер разрушения образца. Оптимальным является случай, когда линия разрыва проходит по основному материалу и не пересекает плоскость сварки. Бракуется образец, когда линия разрыва проходит точно по плоскости сварки и разрушение имеет хрупкий характер.
Испытаниям на сплющивание подвергают соединения, выполненные сваркой с помощью деталей муфтового типа: муфт, переходов, отводов, тройников, заглушек. Испытаниям на отрыв подвергают сварные соединения труб и седловых отводов.
Больше статей в сфере промышленной безопасности найдете здесь, а выбрать программу обучения в УЦ "Академия Безопасности" можно здесь.