Груз 200» Алексея Балабанова — фильм о жестоком и беспощадном времени, об эпохе безразличия государства к проблемам людей, о беззаконии и о развале всей советской системы.
Свою идею режиссёр раскрывает постепенно, сквозь призму своеобразной тематики, места действия, персонажей и, конечно, временного периода. Поэтому фильм нужно смотреть внимательно и вдумчиво.
Атмосфера разложения общества в картине создаётся за счёт преобладающих грязных цветов и намеренно мрачной картинки. Ленинск в фильме — это собирательный образ советского города: промышленного, грязного, неуютного. Именно такая среда способствует процветанию преступности и прочих кошмаров.
Персонажи фильма представляют различные стороны государства: маньяк Журов — правительство, так как представляет высшие чины власти, жертва маньяка — сама Россия, а остальные герои — это гражданское общество, в котором есть и религиозные фанатики, и партийные атеисты, и высший класс, который ничего не может сделать с происходящим, и молодёжь, которая пытается пробиться сквозь эту толщу мракобесия.
Фильм наполнен безнадёжностью, которая заражает зрителя по ходу просмотра. Это история бескрайнего пространства, в котором умереть легче, чем жить, а убить проще, чем похоронить.
Ещё несколько фактов о фильме «Груз 200»:
- Съёмочной группе удалось практически досконально воссоздать характерные для того времени городские пейзажи и здания. Дискотека в здании православного храма выглядит как издевательство над культурой, но ведь подобное в стране «научного атеизма» встречалось повсеместно!
- Важное место занимают интерьеры. Балабанов сыграл на контрасте, показав в фильме «квартиру здорового человека» и «квартиру курильщика».
- Саундтрек подобран гармонично и уместно. Музыка звучит уместно, когда старенький запорожец рассекает вдоль корпусов металлургического завода.
- Герои фильма очень давно и сильно устали от своей выморочной жизни, им всё тяжко. Усталость концентрируется в ощущение бессилия. У Журова, капитана-маньяка с серым лицом, общее бессилие дополнено импотенцией — импотенция рождает кошмар сюжета.
- Балабанов не пугает русской жизнью, он делает её состав наглядным. В том, как режиссёр смотрит на предметы, ландшафты, лица, интерьеры, есть что-то от взгляда судебного репортёра, следователя, человека в поисках улик.
- Фильм заканчивается убийством Журова, как бы говоря, какой конец ждёт тех, кого Журов олицетворяет.
фильм нужно смотреть внимательно и вдумчиво, он подойдёт тем, кому интересна тема перестройки и безысходности позднесоветского периода