Автор — Виктория «Das Leben»
Какое-то время назад мне заслали бумажный экземпляр комикса «Второе Небо». Ситуация несколько неловкая, потому что я решил посмотреть в зубы дареному коню. Да, я сразу предупреждаю, рецензия критическая. Дело даже не в том, что комикс плох. Дело в том, что ошибки с ремесленной частью по сути не дают истории вообще состояться, как я это вижу. Но обо всём по порядку.
Сюжет стартует в некоем Лимбе, где заточены девушка в красном по кличке Фемида и парень в серебряном по кличке Висмут. Они оба своего рода колдуны — здесь это называется «атриум» (как зал, что ли, да?). Их связывает вражда и чтобы как-то коротать вечность, они рассказывают друг другу, как на самом деле происходила история, приведшая их в настоящее.
А в прошлом, стало быть, рассказывается о том, что оба они служили в местной госбезопасности. Но если Висмут за власть, то Фемида потихоньку склоняется к революционным настроениям. Потому что прогнило что-то в Нортенвельской Федерации…
В комиксе есть и вторая глава, рассказывающая другую историю о юном парнишке из соседнего Королевства Озара, которому выпала лихая доля. Он уродился атриумом, а здесь таких линчуют. И история стартует с того, что секрет наличия у него способностей выплывает на свет.
Закончив с описанием сюжета перейдём к хорошему в комиксе.
1. Мир. Он в целом придуман интересный. Прослеживают слабые аллюзии на Россию и Украину в некоем крайне абстрактном положении после развала Империи. Российской или Советской — возможно, узнаем в следующих главах. По уровню развития цивилизации — скорее Российской. По конфликту и его развитию больше напоминает текущую политическую ситуацию. Ещё тут есть интересная концепция элитариев-атриумов, с которыми не всё до конца понятно. И выяснение деталей определённо завлекает.
2. Персонажи. Над ними проведена неплохая работа. У них есть черты характера, они выделяются, они создают ситуации. Персонажи проявляют себя и обламываются о сюжет, вынужденные меняться.
3. Повествование. Где-то здесь у меня начинаются проблемы с комиксом. Есть две главы и они обе в лучшем случае тянут на экспозицию. И это две отдельных истории. То есть я только-только начал привыкать к персонажам, как мне предлагают их бросить и начать следить за другими. Я такое не люблю. В том плане, что если автор бросила своих первых персонажей на произвол судьбы, зачем следить за другими, она и их также бросит! А если так, то я вернусь к ожиданию третьего выпуска Скелета-Инспектора и DreadCore.
(Я знаю, что вы не в курсе. Одна серия загнулась в 2017-м году, другая и того раньше)
4. Временные Линии. Автора по ним швыряет. То есть первая глава презентует и так две параллельных нити — настоящее, где герои заточены в Лимбе, а некая революция либо случилась, либо прямо сейчас пытается случиться — и прошлое, где всё только начинается. После чего начинается вторая глава, которая относительно этих двух временных положений находится в каком-то третьем, судя по всему. То есть разброд и шатание. Ничего не понятно.
Где-то там ещё стоят даты, но расставлены они настолько абстрактно, что лишь добавляют хаоса в восприятии происходящего. Ну типа, мне сообщают, в каком году распалась Нортенвельская Империя. Хорошо, а вот текущее время, где героиня в Лимбе — это какой год? Понятно, что после, но какой? А прошлое — это… Короче, вы поняли, где-то даты сообщаются, и это не даты текущих событий, так что не помогает.
5. Экспозиция. При том, что информации в основном скорее мало, в некоторых аспектах автор идёт на чрезмерную экспозицию. Приведу пример. В сааааамом начале нам сообщают, что Фемида внучка достойного человека. Раз. Тут же на следующей странице нам это усиливают шепотком «внучка судьи Рэда». Ок, два. Через страницу ещё добавляют, что у героини были связи и она была обязана соответствовать. Три. И на добивочку ещё целая страница, где героине звонит мама и устраивает ей словесную выволочку, что мол, да как ты смеешь позорить мать! И там, кажется, ещё где-то пятый раз было, но мне и на четвёртом захотелось комикс закрыть.
Как можно было решить этот вопрос? Как минимум, ограничиться тремя случаями, и разнести их гораздо дальше друг от друга. Судью Рэда и благородного деда можно было слить в одно упоминание и освободить место для других вещей. Каких? Да любых прочих, даже просто сократить повествование уже хорошо. Я сколько не общаюсь с авторами, для большинства это весомый фактор, что каждую страницу нужно отрисовать ещё. А меньше страниц, меньше и рисовать.
6. Избыточность текста. Его ну очень много, почти в каждом балоне. Не информации, а именно текста. И это не та ситуация, когда можно оправдать её стилистикой речи. Нет, там именно лишние слова. Персонажи говорят о том, что мы видели ранее на страницах. Персонажи озвучивают то, что мы видим на этой же странице. Персонажи говорят то, что само собой разумеется. Персонажи говорят то, что нужно автору — то есть вынужденная экспозиция формата «Вы же знаете, в Озаре линчуют атриумов». Конкретно здесь я утрирую, там не настолько в лоб, не этим набором слов, но есть.
То есть это случай, когда нужен редактор — либо нужно самому им быть. То есть прям садиться за свой же текст с единственной целью — вырезать всё лишнее. Как говорили на Диком Западе — умеешь считать до девяти, остановись на пяти. И я знаю, что это одно из самых сложных, что вообще есть в редактуре, но здесь этого очень не хватает. Сократив словоду, можно было качественно улучшить понимание текста.
7. Идеологическая составляющая. Она есть и она несколько топорно подаётся. То есть герои могут внезапно начать говорить программным текстом условной компартии, и это откровенно странно. Ну типа, ситуация — случился пожар из-за поджога, батя спасает сынишку, после чего начинает ему говорить, что это всё из-за тёмности и предрассудков. Но прогресс не остановить, и мы победим, ибо… Ладно, я не смогу передать в двух словах, чтобы получилось не клише. Но там реально не раз и не два сюжет стопорится, чтобы дать дорогу тексту про «бедные голодают, богатые богатеют, всё плохо, мы ждём перемен». (изображения 6-7 из приложенных)
Хочется отдельно подчеркнуть, что это не настолько топорно, что «твой дом сожгли? Вступай в партию, и это не повторится». Нет, там всё чуть тоньше. Но именно, что чуть. Грубо говоря, шито не белыми нитками по чёрной ткани, но серыми. Или зелёными. То есть не прям в контраст, но всё ещё очень заметно.
Как знают мои читатели, я не против пропаганды. Но делать её надо тоньше. Собственно, комикс бы работал и без этой всей нарочитости. Убрав те же лозунги, но оставив решения, можно было получить всё тот же посыл, действующий тоньше. Если мы говорим про Фемиду, то мы просто по факту знаем, что она за революцию. Она в красном, и она здесь в Лимбе с противником. Не обязательно лишний раз говорить о том, что в её мире есть пропаганда революционеров, лучше покажите непосредственно момент, когда она решила, что ей место среди них. Причину. Кто-то умер, кто-то сделал что-то правильно — или наоборот, неправильно. Но всё, что я вижу — это описания того, что мир несправедлив, и это плохо, понятненько?
8. Расположение пузырей. Перейдём уже к детальным деталям, которые моё личное «бинго» на негатив. Если в первой главе лишь несколько случаев, когда непонятно, в каком порядке читать пузыри в кадре, то вторая глава это прям ураган из плохих композиционных решений. Пузыри на одном уровне, которые читаются справа налево. Пузыри, которые читаются снизу вверх, по диагонали, ещё каким-то способом. И самое смешное, что в некоторых местах вроде использовались хвосты пузырей, чтобы как-то навести порядок, но не помогло. А то и хуже сделало. То, что выглядит монолитным текстом, разбитым на пузыри для удобства, на самом деле прерывается чужими репликами, которые где-то в другом конце кадра валяются.
В этих ситуациях я просто уже не знаю, что говорить, потому что вроде все мы русские люди, читаем слева-направо, сверху внизу, но почему-то когда авторы берутся рисовать комиксы, начинается какая-то вакханалия. У меня тут нет даже каких-то внятных советов, ну взгляните вы уже на композицию пузырей в кадре и осознайте, что человек интуитивно читает слева-направо, сверху вниз.
Сказал бы, что всему виной манга, но нет же. Авторы вроде Урюрюк или Снежки Рябины, у которых я буквально выспрашивал историю чтения и они выросли на манге, такой проблемы нет, почему-то. Ладно, извините, горит просто. Ладно бы, это было два-три случая на комикс, но их там гораздо больше. Я-то считать до девяти не умею, я сбился на пятом.
9. Градиентные, и просто бедные фоны. Это напоследок, наверное, и так текст получился длиннющий. Проблема особенно касается первой главы про Лимб, я будто снова Инквизитора читаю. И оправдание того, что это буквально лимб, то есть некое промежуточное пространство, где ничего нет, не спасает. Потому что как читателя комикса, меня волнует в первую очередь визуальная бедность рисунка, а во вторую — её сюжетное объяснение. Местами это прям в лицо бросается, на одной из страниц (10я картинка из приложенных), верхний кадр имеет фоны, а второй уже имеет некую абстракцию поверх градиента. И я даже примерно представляю, о чём думал автор — мол, тут фокус на персонажах, это надо подчеркнуть, уведя фон в расфокус. Но не настолько же!
Решение? Ну вообще автор и сама его знает, на соседних страницах персонаж идёт, например, на фоне кирпичной стены. Сколь бы бедной и под линеечку она не была нарисована, а всё лучше градиента. Да, даже использование фонов повторно.
Тут хочется привести в пример, кстати, книгу Габи по созданию комиксов. Потому что у неё как раз есть вот этот совет начинающим комиксистам — использовать фоны повторно. Там объясняется, что это не станет проблемой, если вы используете правила монтажа — другое кадрирование, укрупнить, отзеркалить, перекрасить, другую светотень поставить. Перерисовать, в конце концов, подложив как подмалёвник. Любой из вариантов позволит сэкономить время на рисовании оригинального фона с нуля и будет смотреться лучше градиента в любой день. По крайней мере, у меня эти градиенты вызывают грусть, тоску и бросание на стенку.
По остальному рисунку я не знаю, что сказать. Мне он не очень нравится, но каких-то внятных претензий у меня нет. Чисто личные какие-то загоны, назовём так.
10. В целом. Повторюсь, я это вижу как потенциально интересную историю, которую автор не вывез из-за недостаточного уровня владения ремеслом. Если автор не сломается под гнётом обстоятельств, главе к пятой, возможно, станет хорошо. Ну, нынешними темпами. Главное, чтобы человеку кто-то указывал вообще на ошибки. Что я вроде как делаю, но не факт, что это будет услышано. И не факт, что в таком формате это вообще воспринимается.
Ну а потенциальному читателю я могу предложить решать самому. Лично я рекомендовать комикс не могу. Мне он удовольствия не доставил.