Самое обсуждаемое из новшеств — повышение утильсбора, из-за которого существенно вырастет стоимость на авто. Изменения в ОСАГО позволят оформлять ДТП без страховщиков. А в Татарстане вовсю тестируют версию приложения «Народный инспектор».
Изменения в ОСАГО
С октября в России вступят в силу новые правила ОСАГО. На бланке извещения о ДТП появится QR-код, по которому можно перейти на Госуслуги. На странице появится описание порядка оформления аварии без участия Госавтоинспекции и ссылка на специальное мобильное приложение. В сервисе позволят подать заявление для возмещения убытков без посещения страховой компании. Также разместят информацию о том, как оформить полис и что понадобится при наступлении страхового случая. Документ страховщики продолжат предоставлять клиенту при заключении договора.
- В принципе, хорошее нововведение. Чем больше возможностей оформить аварию, тем лучше, — прокомментировал «Вечерней Казани» автоюрист ФНР Владлен Копвиллем.
Новая база данных сменит «АИС ОСАГО». Управлять ею будет АО «НСИС», входящее в структуру Центробанка РФ. Менять полис после нововведений не потребуется. Основные условия страхования, порядок выплат и предельные суммы возмещения ущерба останутся прежними.
Для народных инспекторов в Татарстане добавили вознаграждение
В обновлении приложения «Народный инспектор» появилось вознаграждение за подтвержденные сообщения о нарушениях ПДД - 25% от суммы штрафа. В самом приложении они отмечены: помеха движению пешеходов; проезд на запрещающий сигнал светофора; выезд за стоп-линию; движение по встречной полосе; не пристегнут ремень безопасности; использование телефона при движении; сброс мусора из транспорта. В будущем рассмотрят возможность добавить вознаграждение за сообщения о пьяных водителях.
Цель проекта — снизить уровень аварийности. Госавтоинспекторам дается месяц на расследование, у нарушителя будет 10 суток на обжалование. Создатели проекта, функционирующего с 2014 года, хотят видеть больше сообщений о серьезных нарушениях ПДД.
- Сейчас основная доля, процентов 90 всех заявок, связана с автомобилями, которые находятся в состоянии покоя - или зеленая парковка, или там, где парковаться нельзя. Люди привыкли фотографировать и отправлять заявки по тем автомобилям, которые стоят. Но гибнут у нас именно из-за движущихся автомобилей или происшествий, связанных с движением. Таких заявок очень мало было. Буквально несколько десятков по выезду на полосу встречного движения за последние годы. Поэтому была определенная потребность в том, чтобы усилить внимание общественности к этим нарушениям. Я надеюсь, что всплеск числа погибших, который связан с выездом на встречную полосу, с помощью приложения мы немного победим, — сказал начальник управления административных и правоохранительных органов аппарата Кабмина Татарстана Рустем Кадыров.
При подтверждении нарушения деньги придут через СБП на банковский счет, указанный в приложении.
Повышение цен на авто
С октября в России повысится утилизационный сбор на автомобили. Его платят за каждую машину, произведенную или ввезенную в страну. Отечественные производители тоже платят утильсбор, но потом получают частичную компенсацию из бюджета. Средства направляют на организацию и финансирование утилизации машин, когда они выходят из эксплуатации.
Новые ставки налога вступят в силу 1 октября и будут подниматься ежегодно в течение шести лет. Первое повышение станет самым существенным — сбор вырастет до 70-85%. После ставка будет корректироваться на 10-20% с 1 января каждого года.
В октябре утильсбор для одной из самых ходовых категорий новых авто, с моторами объёмом от одного до двух литров, вырастет с 306 тысяч до 556 200 рублей. Для новых машин двигателями объёмом до 1 литра, которые ввозят для перепродажи, сбор увеличится до 150тысяч рублей с 81200. За машину с двигателем объёмом от 2 до 3 литров придется заплатить 1 562 800 рублей (было 844 800). При этом повышение «утиля» не затронет физических лиц, которые привозят авто с двигателями объёмом до 3 литров для личного пользования. Для них ставка останется прежней (3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей для легковушек от трёх лет) и не будет меняться до 2030 года. Если автомобиль ввезли в Россию до октября, то платить нужно будет по-старому. Но документы в таможне должны получить до 15 октября.
Как говорится в постановлении правительства, налог повышают «для принятия инвестиционных решений, реализации совместных промышленных проектов, стимулированию локализации производства на территории России». По задумке, автобренды, которые только импортируют машины в Россию, должны задуматься об открытии своих заводов или сотрудничестве с местными производителями. С таким размером утильсбора продавать в России ввезенные авто будет все менее выгодно.
Аналитик инвесткомпании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев рассказал «Вечерней Казани», что ситуация похожа на запрет импорта авто в Иране.
- Правительство повышает утилизационный сбор на 70-85% с октября этого года и на 10-20% в следующие года до 2030 года. Это является заградительной мерой от импорта авто. Чем-то похоже на иранский сценарий, где в течение нескольких лет основная масса населения перешла на локальных автопроизводителей. Утилизационный сбор будет расти постепенно, чтобы местные производители могли увеличивать производство для растущего внутреннего спроса, - прокомментировал Климентьев.
По мнению казанского автоэксперта Дмитрия Золотова, спрос на отечественные автомобили не увеличится.
- Отечественный автопром не будет выгоден никогда, потому что он не собирается на 100% у нас. Это либо крупноузловая сборка, как у «Москвича», либо АвтоВАЗ, который большую часть запчастей покупает за территорией России. Поэтому все будет дорожать, в том числе и наши российские автомобили. Растет курс доллара, инфляция, цены на запчасти. И все увеличивается пропорционально. Вслед за новыми ввезенными автомобилями АвтоВАЗ поднимет стоимость на отечественный автопром. Его как брали, так и будут брать. В основном отечественный автопром берут бюджетники. Но это маленький процент, и в совокупности он не сыграет, в отчете по продажам никак не будет выделяться. Это не тот объем, который может как-то конкурировать с ввезенными автомобилями в России, — говорит Золотов.
Продавцы нескольких автосалонов Казани подтвердили нам, что цены вырастут, но насколько — «сказать пока сложно». Возможно и не прямое поднятие цен, например, снижение скидок. Представители некоторых официальных дилеров отмечают, что все ставки по автокредитам уже начали стремительно расти. По мнению Дмитрия Золотова, ситуация на вторичном рынке существенно не поменяется.
- Те, кто ввозят, в любом случае свои 100-200 тысяч заработают. Другого выбора не будет, потому что нет огромного количества автомобилей на рынке. Цены сейчас очень высокие, продаются автомобили плохо, особенно в премиум-сегменте. Бюджетный класс берут больше, потому что у людей нет денег, они пытаются экономить. А те, кто могут себе позволить, они заказывают из Европы, Китая, Америки уже автомобили более-менее свежие. И особо они не вникают, — говорит Золотов.
Вслед за авто ожидают поднятия цен на такси, каршеринг, на перевозки и другие транспортные услуги.
Автор материала: Дмитрий Московский