Найти в Дзене
Фотоклуб

КАК ПРИРУЧИТЬ ТАЛАНТ

Анна Маслова: 1978 г.р., журналист, фотохудожник, член Союза фотохудожников РФ, член творческого союза «Фотоискусство», основатель и преподаватель авторской фотошколы, призер международных конкурсов, автор двенадцати персональных фотовыставок, автор книг по фотографии. Живет и работает в Новосибирске.

В нынешнем году исполняется пять лет единственному в своем роде, неповторимому и неповторенному концерту «Фортепиано + фотоаппарат». Его придумала, организовала и провела фотохудожник Анна Маслова. У личности класса «Маслова» любой год можно считать юбилейным, но 2024-й — особенно. Производитель идей и вдохновитель людей трудится так, что ее личные события ровным строем шагают друг за другом. Исполнилось 15 лет авторской онлайн-фотошколе Анны Масловой, стукнуло семь лет филиалу «Школа креатива». Впрочем, Маслова не жалует юбилеи, попросту забывает о них. Праздник — не ее формат; ее стихия — работа, в процессе которой оказывается, что оригинальные идеи витают в воздухе только над ней.

Про таких, как Маслова, в детстве говорили: у нее не голова, а дом советов. Впрочем, таких, как Маслова, больше нет. Взять хоть ее выставки, хоть ее видеосюжеты, хоть ее книги — всё отмечено печатью уникальности. Каждый раз изумляешься: как я сам до этого не додумался, ведь рядом стоял! Только Маслова могла придумать персоналку про первые минуты жизни младенца и первую эмоцию его родителей. Для этого часами пришлось дежурить в роддоме! Через два года, ушедших на подготовку выставки, мамы привели на вернисаж подросших детей, многим из которых предстоит наряжаться и причесываться для проекта «Сказочные дети».

Анаа Маслова: из проекта "Сказочные дети"
Анаа Маслова: из проекта "Сказочные дети"

Всевозможные кандибоберы наловчилась сооружать парикмахер-соратник Жанна Шмидт, которую Маслова считает лучшим в мире мастером по волосам. Маслова дает задание: придумать к утру укладку-одуванчик. В тихие ночные часы на голове у сонной нимфетки вырастают антенны инопланетянки. Маслова при этом безмятежно дрыхнет. Наутро отправляются в мирра-парк. Теперь Жанна отдыхает, а Маслова, упиваясь синим небом, отправляет юную фотомодель в космос.

Фото Анны масловой
Фото Анны масловой

Только Маслова могла изобресть, когда, казалось бы, всё уже придумано и опробировано, формат аудио-прогулки, «который наконец-то позволит мне быть рядом с каждым из вас на съемке и уберечь от глупых ошибок, которые случаются из-за того, что вас захлестывают эмоции… Вы надеваете наушники, включаете трек Прогулки и выходите на съемку с камерой или телефоном». Только Маслова проводит мастер-класс по съемке камерой-обскурой, то есть обычной коробкой с дырками, и дает подробную инструкцию по изготовлению такой коробки подручными средствами.

Ее курсы и пособия стоят недешево, и при этом Маслова ничего не засекречивает и вся на виду. Видеорубрика на ютубе, собравшая почти 20 тысяч подписчиков, так и называется: фотокухня. Маслова всё покажет, всё расскажет: как снимать в бурю и град, на скучном пятачке, в необычной локации, в темной циклораме, на газоне, на аэродроме. Как работать с моделью в студии и под открытым небом. Как помочь человеку раскрепоститься перед камерой и держаться естественно и непринужденно.

Фото Анны Масловой из фотокухни № 99
Фото Анны Масловой из фотокухни № 99

Для фотокухни № 99 под названием «Заваливаем горизонт» Маслова приглашает звезду театра «Старый дом» Ларису Чернобаеву. Занятая под завязку актриса соглашается без раздумий. Прохладным весенним днем партнеры едут в чисто поле. Земля вспахана, свет жесткий, модель в обтягивающем черном трико встает в планку, затем в белом комбезе вышагивает балетной походкой. Маслова валяется на сырой земле, ползает по полю с камерой, заставляет выполнять какие-то несусветные команды. На фото красавица с идеальной фигурой превращается в черную ворону. Воздушное существо в белом спускается с небес по заваленному горизонту.

Горизонт заваливать нельзя, это знает даже новичок, но Маслова сразу предупредила, что всё будет делать неправильно, ведь эксперимент — двигатель творчества. Ее мастер-классы в Москве и Петербурге так и озаглавились: «Фотография вне шаблонов». У фотохудожников — не фотографов, а именно художников – есть любимое выражение: правила нужно знать затем, чтобы нарушать их. Маслова на первых этапах обучения учит соблюдать правила, а дальше, дальше и дальше – показывает, как пренебрегать ими. Нарушение правил – один из гарантов открытия. Но только при условии, что ты искренне и бескорыстно любишь фотографию.

Анна маслова проводит мастер-класс в петербурге. Фото: Наталья Очева
Анна маслова проводит мастер-класс в петербурге. Фото: Наталья Очева

Себя она называет фотомучительницей, а учеников лошарами, и это совсем не обидно, а только забавно. Держит не только массу смешных историй в запасе, но и строгую дистанцию. Неофициальный тон лекций и принцип субординации создают гармоническое равновесие, а также взращивают у «лошар» творческое рвение. Домашние задания сделать левой ногой недопустимо. Лентяев не простят, прогульщиков исключат, трудяг доведут до дипломного проекта, на защиту которого пригласят маститых коллег.

Мало Масловой учеников, ей еще и читатели понадобились. Книг и для простых любителей, и для профессионалов тьмы, и тьмы, и тьмы. Как при таком бэкграунде создать что-то свое и не просто самореализоваться, а не прогореть? Не забываем, что у Масловой не голова, а дом советов. Только Масловой по силам придумать бестселлер на избитую тему. Только Маслова умеет делать то, что до нее не делал никто.

Рисунок Анны Масловой из книги "Как приручить фотоаппарат"
Рисунок Анны Масловой из книги "Как приручить фотоаппарат"

Ее первый хит «Как приручить фотоаппарат» разбивает все клише. Во-первых, приятен и визуальный, и тактильный контакт с лаконичной белой обложкой, предлагающей начать взаимоотношения с фотографией с чистого листа. Во-вторых, в книге о фотографии (этой и последующих) нет ни одной фотографии. Маслова заменила их собственными забавными рисунками, продиктованными таким же юморным слогом. Такое впечатление, что рисовал ребенок, изложено тоже вроде бы для детей. Им заходит: например, чтобы проверить, правильно ли ты держишь камеру, надо почесать «ближайшее ухо (своё или товарища) рукой, которой вы нажимаете на кнопку. Если вы смогли сделать это моментально, не перехватывая камеру другой рукой, то вы молодец!» Юмор рассыпан бисером по страницам, читать весело, следовательно, заниматься творчеством тоже весело, безо всяких надуманных мук. Это новый сладостный стиль для тех, кто уже давно вырос из пеленок, но всё еще готов учиться. Только Маслова, прирожденный гуманитарий, знает, как максимально доходчиво донести информацию до обладателя дорогущей зеркалки, который не понимает, почему на снимке вместо прекрасного лебедя получается адский утенок.

Она родилась и выросла на ВАСХНИЛе — в научном городке под Новосибирском, училась в физмат-классе, но выбрала журфак Томского университета. А замуж по большой любви вышла за технаря из Академгородка, к нему и переехала. И вот по молодости дотошно выспрашивала у своего физика-оптика про три кита экспозиции — ИСО, выдержку и диафрагму, потому что сильно отчаивалась, будучи не в состоянии самостоятельно разобраться в пособиях по техническим параметрам фотографии. Отсюда начался поиск нового языка и нового жанра, который теперь можно отнести к формуле «всё гениальное просто».

Если Маслова чего и не умеет, так это останавливаться на достигнутом. За первой книгой последовали следующие ступени — «Как приручить вдохновение», «Ежедневник для фотографа», «Как приручить свет». И вот топ-200 на «Озоне», шильдик «бестселлер», несколько переизданий. Также востребованы метафорические карты с ее рисунками. На всех парусах несется в типографию корабль со сборником фотошпаргалок. Готов черновой вариант еще одной книги. Будет называться «Как приручить композицию», не иначе. А в замыслах книга для детей – только для них.

Однако нельзя сказать, что весь крещеный мир носит Маслову на руках. Обратная сторона успеха — наличие завистников и злопыхателей. Как-то ей позвонил аноним, представился изучающим фотодело пенсионером, пустился задавать дурацки вопросы. Потом признался: он профессиональный фотограф, вместе с коллегами обсмеивал ее книжку. Снисходительно съязвил: «Теперь государство позволяет каждому выпускать всякий бред».

Над ее затеей создать фотооркестр некоторые особо одаренные ценители тоже поначалу смеялись. Ну бред, натуральный бред: сыграть концерт с профессиональным пианистом, посадить фотографов вместо музыкантов, заменить фотокамерами инструментальный аккомпанемент! Но Маслова, показав проект «Фортепиано + фотоаппарат», не только создала фонетическое созвучие в названии концерта, но и выявила главное — нежную музыкальность фототехники, с которой хочется не только быть на «ты», а еще и быть на «я».

Идея фотоконцерта не давала покоя, распухала и брыкалась во всем теле. Освободиться от нее можно было только реализацией. Конечно же, она боялась провала. Но если учеников учит не бояться, то и она просто обязана отбросить страх. Сомнения отбрасывать не надо — интеллигентный человек обязан сомневаться. Не попробуешь — будешь жалеть, сказала себе Маслова. И потащила этот воз.

Анна Маслова: детская фотосессия
Анна Маслова: детская фотосессия

Начала с того, что бросила клич всем желающим. Довольно-таки быстро собрала команду из ста всевозможных фотографов (профессионалы, любители, гуру, ученики гуру). Провела деловые переговоры с филармонией и четыре репетиции в фойе зала имени Каца. Узаконила концертную форму, ввела жесткую дисциплину. А главное, сохранила в творческой форме мятущийся мозг, когда подбирала репертуар и составляла нотную партитуру. Согласно которой фотокамеры аккомпанируют роялю, вступая в определенных местах пьесы и выстреливая одиночными щелчками или сериями. А еще позаимствовала у коллег старую фототехнику — свое прямое предназначение она уже отработала и вот пригодилась для совершенно новой роли. Незаменимыми оказались пленочные «Киевы», которые при спуске затвора издают волшебное жужжание, соответствующее по длительности одной целой ноте.

Концерт "Фортепиано + фотоаппарат". Фото: Алексей Школдин
Концерт "Фортепиано + фотоаппарат". Фото: Алексей Школдин

Собираются зрители, не совсем понимающие, чего на этот раз ждать от Масловой. За рояль садится старейший солист филармонии Геннадий Пыстин. Дирижерскую палочку берет моложавый Алим Шахмаметьев. Маслова в клетчатом платье в пол, а она привыкла к джинсам, пытается унять бешеное волнение. На сцене один за другим рассаживается сотня фотографов. Концерт длится полчаса, состоит из дюжины произведений. Это и современный Броннер, и русские классики. При исполнении «Танца печального ослика» дирижер озорно выкрикивает «Иа!». При исполнении польки Шостаковича используются крышки от объективов, производящие легкое постукивание о бок фотокамеры. Стук, треск, шорохи, хлопки, шуршания… Зрительская аудитория выпадает в осадок.

Значение наших дел проверяется временем, но это не всегда достижения ранга «что останется после нас». Это потом останется, а прежде, на ближних дистанциях, важно, продолжается ли что-то при тебе и длится ли эхо события в душе его участника. Новостные сайты отписались про концерт; сожаление, что он так и остался единственным, улеглось, а воспоминание о нем по-прежнему порхает на верхних уровнях коллекции, хранящей впечатления от радости творчества.

Саша Маслова
Саша Маслова

Саша Маслова, которую мама повсюду таскала с собой и называла Букашкой, оформилась в активную жужелицу. Увлеклась фотографией, что и следовало ожидать. Пошла учиться в близлежащую фотошколу «ZOOM», потому что родители дают своим наследникам несколько иные уроки. Уже получила несколько дипломов за победы во всероссийских конкурсах. «А теперь она должна научиться снимать лучше, чем мама», — сказал кто-то из жюри на открытии фотовыставки номинантов всероссийского конкурса в Новосибирском художественном музее. «Зачем??? — изумились коллеги. — Надо ли?» И правда, зачем, и надо ли. Давайте не будем повторять расхожее заблуждение про отдых природы на детях. Тем более главное в нашем деле — упорная работа, «а не мифический талант (при слове талант зазвучал хор ангелов)» — иронизирует Маслова в книге «Как приручить свет».

Искусство — это не спорт, и если будешь гнаться за «лучше», то упустишь связь с более тонкими материями. На невербальных уровнях восприятия талант даст о себе знать. Его приручают не затем, чтобы быть «лучше», а затем, чтобы стать собой.

Июнь 2024 г.

Яна Колесинская