Найти в Дзене
Юрий Андрианов

Русская музыка конца XIX века.

Общественный подъём нашёл своё отражение и в музыкальным искусстве. Музыка стала достоянием более широкого круга слушателей- разночинной интеллигенции, студенчества. Оживилась концертная жизнь. Возникли первые крупные музыкальные организации: Русское музыкальное общество и бесплатная Музыкальная школа. Русское музыкальное общество, одним из основных деятелей которого был Рубинштейн, устраивала популярные концерты в Петербурге, в Москве, Киеве, Казани и в других городах России. При обществе были организованы музыкальные классы, впоследствии, в 1862 году, преобразованные в Петербургскую консерваторию. В 1866 году консерватория открылась также и в Москве. Бесплатная музыкальная школа была близка воскресным общеобразовательным школам. Её целью было музыкальное просвещение широких масс. Руководителями школы были замечательные композитор Балакирев и известный хоровой дирижёр Ломакин. С именем Балакирева (1837-1910 годы) было также связано одно из значительных творческих направлений шестидес

Общественный подъём нашёл своё отражение и в музыкальным искусстве. Музыка стала достоянием более широкого круга слушателей- разночинной интеллигенции, студенчества. Оживилась концертная жизнь. Возникли первые крупные музыкальные организации: Русское музыкальное общество и бесплатная Музыкальная школа.

Русское музыкальное общество, одним из основных деятелей которого был Рубинштейн, устраивала популярные концерты в Петербурге, в Москве, Киеве, Казани и в других городах России. При обществе были организованы музыкальные классы, впоследствии, в 1862 году, преобразованные в Петербургскую консерваторию. В 1866 году консерватория открылась также и в Москве.

Бесплатная музыкальная школа была близка воскресным общеобразовательным школам. Её целью было музыкальное просвещение широких масс. Руководителями школы были замечательные композитор Балакирев и известный хоровой дирижёр Ломакин.

С именем Балакирева (1837-1910 годы) было также связано одно из значительных творческих направлений шестидесятых годов -Новое русская школа, или балакиревский кружок. Это было творческое содружество молодых композиторов Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Кюи, объединённых общими взглядами на цели и задачи искусства. Идеологом - этого направление был известный музыкальный критик Стасов (1824-1906 годы), назвавший балакиревский "кружок" Могучей кучкой ".

Взгляды композиторов "Могучей кучки" сложились под влиянием Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Одним из самых последовательных выразителей демократических идей шестидесятых годов в музыке был Мусоргский (1830-1881 годы.) Его оперы "Борис Годунов " и "Хованщина" (законченная после смерти Римского-Корсакова )-первые народные музыкальные драмы. В них выражен народный протест против самодержавного деспотизма. Романсы и песни Мусоргского полны обличительного пафоса, сочувствия к угнетённым, обездоленным людям.

Гениальный русский композитор Бородин (1833- 1887 годы) -один из наиболее последовательных продолжателей глинкинских традиций в музыке. Его талант, по словам Стасова, "равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе". Творчество Бородина отличается большой жизнеутверждающей силой. Ему прессующи богатырский дух и эпический размах. Наиболее полно эти черты раскрылись в опере "Князь Игорь" и других симфониях. Бородин являлся также автором проникновенных лирических квартетов и романсов. Композитора горячо интересовала музыка Востока. Сочетание русских и восточных тем и образов наиболее яркая воплощено в опере "Князь Игорь" и симфонической картине "В Средней Азии".

Особое место в истории русской мировой музыки занимает Чайковский (1840-1893 годы). Он автор девяти опер, среди которых лирическое " Евгения Онегин" и "Иоланта", психологические музыкальные драмы "Мазепа" и "Чародейка", как обычно, гениальная трагедия "Пиковач Дама". Широко известны балеты Чайковского "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик". Композитором написаны шесть симфоний, увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", симфонические фантазии "Буря" и "Франческа да Римини". Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии Чайковского является вершиной мирового симфонизма. Большой популярностью пользуются его концерты для фортепиано с оркестром и скрипки с оркестром, квартеты, фортепианный цикл "Времена года" и другие.

Большую роль в развитии русской музыкальной культуры шестидесятых - девяностых годов сыграл Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894 годы)-автор многочисленных симфонических произведений, опер, инструментальных пьес, романсов. Широко известна его лирическая опера "Демон". мастерство пианиста Рубинштейна принесу мировую славу русской фортепианной школе.

Почётное место в истории русской музыки середины XIX века занимает Серов (1820-1871 годы.) Он был талантливым композитором, замечательный музыкальным критиком. Серову принадлежат многочисленные работы о русском народном творчестве, сочинениях Глинки и Даргомыжского, об оперной и симфонической музыке западноевропейских композиторов. Серов является автором многих музыкальных произведений среди которых оперы "Юдифь", "Рогнеда" и "Вражья сила".