Найти в Дзене

Зовёте, а ребёнок вас не слышит. Вредство характера или патология?

Оглавление

Бывает мамы рассказывают: "Зову, зову его по имени - ноль реакции. Вроде, вижу, бы слышит ее, но не отвечает. Зато дверь хлопнет или ваза упадёт, сразу тревога, активная реакция такая. Вот, что это такое?"

Первое о чём это говорит - это, что ребенок НЕ глухой.
Тем более, что и врачи, наверняка, проверяли его слух уже несколько раз.

🤔 Значит, он просто не хочет реагировать на свое имя?

🤔 Или он специально меня игнорирует, чтобы вызвать на эмоцию?

🤔 А может он просто непослушным и вредным растёт, как его папа?

🤔 Или такое странное поведение может указывать на аутичные черты?

Сейчас в большей степени специалисты считают аутичные нарушения проявлением как раз таки так же к неправильной работы мозга.

И ситуация, о которой спрашивает мама 👆

тоже чаще всего является следствием именно некорректной работы мозга.

Это, когда в головном мозге пострадала область, отвечающая за восприятие внешних раздражителей или сигналов с проприорецепторов (рассказывают мозгу о положении тела в пространстве), и информация теперь от них поступает и обрабатывается некорректно.

  • Глаза могут видеть, а разум не воспринимает.
  • Стремление дотянуться или дойти до предмета есть, а мышцы направляют конечности мимо делаемого объекта.
  • Уши улавливают звуки, но мозг не воспринимает их.

Думаю, многие мамы детей с органическими повреждениями мозга понимают, что я имею в виду.

Сейчас предлагаю обсудить

проблемы СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Это еще один аспект недостаточного функционирования нервной системы, т.е. мозговых структур в нашей голове.

Такие нарушения могут возникать из-за воздействия внешних факторов на ранних стадиях развития, во время родов или быть следствием генетических проблем.

-2

🔴 Виды нарушений

СЕНСОРНО-СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Нарушение восприятия звуков.

Возникает, когда некорректно воспринимаются звуки, например, буква "Г" слышится как "В". В самых тяжелых случаях обращенная речь может казаться неразборчивым шипением.

2. Нарушение лингво-фонетического восприятия.

В данном случае мозг правильно улавливает звуки, но затрудняется в их соединении в слова. Например, для ребенка слово "собака" не ассоциируется с животным.

3. Нарушение смыслового восприятия слов.

Здесь слово "собака" не имеет для ребенка значения пушистого друга, виляющего хвостом.

Эти нарушения могут проявляться следующим образом:

  • задержка речевого развития и трудности в формировании социальных навыков
  • неспособность сосредоточиться; частые потери смысла задания и его инструкций
  • затруднения в восприятии звуков в шумной обстановке
  • перепутывание звуков в словах, перестановка слогов
  • проблемы с обучением чтению и частые ошибки в правописании
-3

🔴 Ощущения детей

с подобными нарушениями:

  • им бывает сложно сосредоточиться и игнорировать посторонние звуки
  • для них внешний шум воспринимается как часть текущего общения, что затрудняет концентрацию

Слушать собеседника для такого ребенка можно сравнить с попыткой разобраться в помехах на телефонной линии.

Каждодневные трудности с восприятием речи
становятся настоящим ВЫЗОВОМ для ребенка.

Вместо того чтобы запомнить нужную информацию и осмыслить ее, он зачастую сосредотачивается только на общем смысле сказанного, что приводит к потере важных деталей и,
🔴 в результате, отражается негативно:

  • и на адекватности ответных реакций
  • и на качестве выполнения заданий
  • и на формировании когнитивных функций
  • и на психо-эмоциональном состоянии (часты проявления агрессии)
  • и на качестве формирования опорно-двигательного аппарата
  • и многих других аспектах жизни ребёнка

✅ Для коррекции данного спектра нарушений

В первую очередь эти нарушения нужно выявить как можно раньше.

-4

🔔 Самые ранние "звоночки"

  • ЕСЛИ вы замечаете, что в лепете, в гулении
    - нет плавности, а много резкости и отрывистости
    - совсем нет или очень редки согласные звуки
  • ЕСЛИ с произнесением первых слогов
    - есть задержка (их всё нет и нет)
    - "застревают" согласные звуки
    - нет плавности перехода от звука к звуку
    - чаще всего резкое произнесение гласных и гортанных звуков
    - почти нет прислушивания к речи и отслеживания движений губ взрослого

ТО всё это повод задуматься и начать действовать.

  • Обратиться в неврологу, записав все ваши наблюдения и опасения на лист бумаги, чтобы не забыть и не растеряться в кабинете доктора
  • Показать ребёнка остеопату или кинезиологу для освобождения тканей черепа, речевого аппарата, шеи и плечевого пояса от компрессий и напряжений
  • Начать работу с двигательным терапевтом, чтобы начать работу по коррекции сенсорного восприятия звуков через сенсорную интеграцию, активацию зеркальных нейронов и формирование верных двигательных паттернов

🔔 "Звоночки" на этапе 1,5 - 2 года

Если вы заметили уже ЯВНЫЕ нарушения на более позднем этапе.

  • Важно научить ребенка различать звуки, например, фортепиано, скрипки и колокольчика.
  • Можно вводить элементы звукового анализа, например, связывать звук с изображением: «Паровоз пыхтит – П, п, п»; «Мишка рычит – Ы, ы, ы».
  • Далее ребенок должен научиться различать и структурировать звуки. Здесь можно перейти к совершенствованию слухового восприятия слов, обучая ребенка отличать слова «кит» и «кот», «дом» и «ком» и т.д.
  • Следующим этапом, можно начинать обучение выделению нужных звуков в потоке, а также развивать способность абстрагироваться.
    Например, можно читать ребенку книги на фоне работающего телевизора или шума играющих на улице детей. Этот метод будет способствовать улучшению концентрации внимания.

При нарушении смыслового восприятия слов
необходимо тщательно проработать каждое из них.

Важно многократно повторять, например, слово "собака", показывая его на картинке, на плюшевой игрушке или живой собаке на поводке.
👍Таким образом, мы укрепляем понимание слова и его значения.

-5

Иногда может складываться впечатление,

что дети с особенностями развития осваивают родной язык так, как будто это иностранный.

То, что у большинства детей усваивается естественно, для ребенка с трудностями нужно объяснять очень подробно.

Здесь в первую очередь можно начать формирования пассивного словаря с помощью карточек, постепенно демонстрируя предмет, объясняя его назначение и вводя его в речь.

Когда же речь начинает звучать более-менее свободно, важно начать практиковать пересказ:

  • сначала это можно делать с помощью картинок, а затем — на основе прослушанного текста
  • хорошо, если текст будет озвучен разными голосами (подойдут аудиосказки с разнообразными дикторами)
  • пересказ следует постепенно усложнять, увеличивая количество персонажей
  • далее используйте то, что дети обожают делиться своими жизненными событиями, поэтому задавайте вопросы и внимательно слушайте рассказы своего малыша.

Вот такой такой небольшой получился у меня экскурс в смежную с двигательным развитием область логопедии и развития речи.

Если понравилось и было полезно, ставьте 👍

  • так пойму, что тема интересна и полезна для вас, читателей моего канала,
  • и буду освещать её чаще
  • и буду давать вам упражнения двигательной терапии, развивающие и корректирующие речевые функции ребёнка с самого рождения

🤓 Ведь логопеды "вступают в бой" самое раннее примерно с 2х летнего возраста ребёнка, а чаще уже ближе к 5 годам.

🤓 А я, как остеопрактик и двигательный терапевт могу поделиться полезностями для формирования речевой функции уже даже с самого рождения через стимуляцию самых первых рефлексов и воздействие сенсорных импульсов.

Интересна тема?
ПИШИТЕ в комментариях 👇

Есть чем полезным поделиться по развитию речи своего малыша,
ПИШИТЕ в комментариях 👇

САЙТ автора статьи

-6