— Это всё ты! Ты разрушила нашу семью! Свадьбы не будет из-за тебя! — сквозь слёзы кричала Саша в телефон.
Мария Петровна слушала её спокойно, держа телефон на расстоянии вытянутой руки. Она не перебивала: пусть невестка выговорится. Внутри у неё всё было спокойно, ведь сын уже сделал свой выбор.
— Я тебе уже говорила, — наконец ответила Мария, когда Саша замолчала на том конце провода, всхлипывая. — Сын у меня один. И если я вижу, что его ведут к пропасти, я не собираюсь стоять в стороне и смотреть, как он послушно идёт туда. Может, я и виновата. Но лучше я буду виновата в том, что спасла его, чем в том, что допустила беду.
Сын Марии, Андрей, решил жениться поздно: ему уже было 29 лет, и до этого он не знакомил свою мать с избранницами. С тех пор, как он съехал от неё, сняв квартиру с некой Александрой, Мария поняла, что на этот раз всё серьёзно. Она даже обрадовалась: сын, наконец, обзаведётся семьёй, а там и внуки не за горами.
Однако Саша не сразу стала частью жизни Марии. Андрей не торопился знакомить их, и Мария не настаивала. «Свадьба мимо меня не пройдёт», — думала она с улыбкой. Когда они с сыном подали заявление, молодые пригласили Марию на ужин.
В квартире у молодых было прибрано, но чувствовалось, что атмосфера так и не стала по-настоящему домашней, несмотря на то, что они прожили там около года. Обстановка больше соответствовала временному жилью. Там обои отходят, тут печь вся в грязи, здесь раковина пожелтевшая. Но Мария сделала скидку на то, что это всё-таки съёмная квартира.
Саша была вежливой, приготовила неплохой ужин, и вечер прошёл спокойно. Даже слишком спокойно. Всё шло по плану: познакомились, обсудили свадьбу, и договорились встретиться позже с родителями Саши.
Но через несколько дней Мария поняла, что что-то не так.
В тот день у Марии лопнула труба в ванной. Она, ничего не понимая в сантехнике, сразу позвонила Андрею и попросила его помочь. Сын пришёл к вечеру, но когда Мария услышала, как в его пакете что-то позвякивает, её сердце ёкнуло. Андрей смутился и сказал, что собирается к друзьям, а Саша будет ждать его там. Похоже, в пакете были бутылки.
— Сынок, ты осторожнее с алкоголем, — осторожно напомнила ему Мария. — Ты знаешь, какая у тебя наследственность. Отец твой пил, и дед тоже. Тебе нужно быть очень внимательным с этим.
Андрей лишь отмахнулся, заверив, что у него всё под контролем, но в душе Марии зажглась тревога. Она знала, что Андрей унаследовал предрасположенность к алкоголизму от отца и деда, и теперь каждый выпитый бокал мог стать для него первым шагом к катастрофе.
Мария решила поговорить с Сашей. Может, девушка не знает об этой проблеме? Встретившись с невесткой на следующий день, она мягко, но настойчиво объяснила, что Андрею пить нельзя, и попросила её быть внимательной к этому.
— Да мы особо и не пьём, — отмахнулась Саша, — разве что иногда с друзьями. Но я вас поняла, услышала.
Ответ был, вроде бы, спокойным, но Мария почувствовала холодное равнодушие.
Прошло несколько дней, и в субботу Мария решила сделать сыну и невестке небольшой сюрприз: принесла им свежее мясо, которое всегда покупала у знакомой женщины на рынке. Утро было раннее, так что они наверняка дома. Позвонив Андрею, Мария услышала, как тот сонно пробурчал что-то невнятное в трубку, явно не ожидая её визита. Но она решила всё равно заехать.
Когда Мария вошла в квартиру, её обдало густым перегаром. Молодые явно проспали весь вечер после хорошей пьянки. Андрей пошёл умываться, а Мария осталась на кухне с Сашей.
— Мы же поговорили о том, что ему нельзя пить. А вы что вытворяете? — спокойно, но твёрдо спросила она.
— Да что вы нас за алкашей держите? — Саша нахмурилась. — Был день рождения у друга, выпили немного. У нас не каждый день такие посиделки.
Но Марии было достаточно и этого. Она видела, к чему всё идёт. Девушка не контролировала ситуацию, да и сын уже начал пить больше, чем когда-либо за последние пять лет.
Наступил день знакомства с родителями Саши. Это был тот момент, когда Мария окончательно убедилась: этот брак ничего хорошего не принесёт. С первых минут встречи стало ясно, что отец Саши явно злоупотребляет алкоголем. Ещё до того, как разговор перешёл в русло обсуждения свадьбы, сват начал опрокидывать стопку за стопкой.
Мария лишь наблюдала, как отец Саши пытается «уговорить» её сына выпить, используя приёмы «уважаешь — не уважаешь». Андрей, к счастью, отказывался, но было видно, что ситуация давит на него. Саша сначала держалась, но спустя пару тостов тоже выпила несколько рюмок. Мария не притронулась к алкоголю, а в голове уже сделала выводы.
Когда вечер подошёл к концу, отец Саши уже едва держался на ногах, и Мария решила, что пора поговорить с сыном.
— Ты видишь, что тебе здесь не место? — сказала она, когда они вышли на улицу. — Здесь всё пропитано спиртом. Саша тоже не прочь выпить, да и ты сам начал пить больше, чем когда-либо раньше. Я вас обоих предупреждала: тебе пить нельзя. А она этого не понимает. Ты можешь меня не слушать, но я против этого брака.
Андрей молчал, видно было, что он задумался. Мария не давила, зная, что он умный и сам примет правильное решение. Через три дня он сказал, что свадьбы не будет.
После того как Андрей разорвал помолвку, Саша устроила истерику, обвиняя во всём Марию. Её звонки были полны ярости и злобы. Она уверяла, что Мария разрушила её счастье, что сын принял решение из-за матери.
Но Мария знала одно: она спасла сына. Этот брак не принёс бы ему ничего, кроме проблем с алкоголем. Может, она и виновата в глазах Саши, но перед собой она была чиста.