Найти тему
Кольцо времени

Хозяин кто - 12

Зашёл я в бар, там было пусто.
Наган на стойку, гони бабло.
Из - под прилавка мне прямо в пузо,
Картечью тройкой. Не повезло!
Ой, мама, мама, не плачь, я не вернуся.
Судьба Фортуна зад казала мне.
Скажи братишке пусть уж в школу ходит,
И не завидует блатной братве!

Квартира Валентины оказалась во втором подъезде и войдя в него, Джин решил по пути ночной концерт прекратить. К его удивлению был он как раз в нужной квартире.

- Оп – па, а мужик видать конченная тварь, поморщился Джин. – Жену отправил в больницу, а сам веселится. – Войдя в квартиру, Джин зажал нос. Стойкий сивушный духан сизым облаком плавал по комнатам. В первой и видно самой большой, стоял посредине стол, заваленный не хитрой закуской. Разложенная на газетах селёдка, картошка в мундире, солёные огурцы и куски хлеба изображали натюрморт, достойный кисти художника. Дополняли картину водочные и пивные бутылки, теснящиеся в центре. Не меньшее их количество уже валялось под столом. На продавленном, грязном диване сидели три небритых мужика с фиолетовыми физиономиями и играли в карты. Карты лежали на картонке на коленях среднего. Четвёртый мужик развалился рядом в кресле, его голова обессиленно откинулась назад. Сидевшая у него на коленях замусоленная девица, иначе её не назовёшь, пыталась будировать пьяного на какие – то половые действия, интенсивно шаря у него в штанах одной рукой и второй щипая партнёра за уши. Голоса находящихся в комнате надёжно глушил орущий на подоконнике потёртый магнитофон.

В другой комнате, поменьше на полу валялись матрацы. Видно мебель хозяин уже пропил. Здесь вторая парочка тоже пыталась что – то изобразить. Но на этот раз партнёрша была никакая. И мужик злился. В третьей, такой же комнате было совсем пусто. Лишь в углу сиротливо валялся растоптанный детский автомобиль. И на стене на одной кнопке висел рисунок. Где шли по цветущему лугу папа, мама и посредине счастливый мальчик.

- Интересно, а где ребёнок? – поморщился, словно от зубной боли Джин.

На кухне нашлась ещё пара. Здоровый, лохматый мужик сидел у окна на табурете и жаловался примостившейся на подоконнике копии первой девице. Мужик что – то бубнил, гладя девицу по голой коленке, высунувшейся из лопнувших колготок. Та пьяно млела, скаля беззубый рот. Кухонный стол, раковина и плита были завалены грязной посудой, остатками еды и тарой из - под водки и пива. Заглянув на всякий случай в туалет и ванну. Вдруг ребёнок где прячется. Джин обнаружил в ванне ещё одну спящую девицу.

- Вот придёт сейчас, я её всё равно убью, суку, - вдруг заорал мужик и видно больно стиснул колено девицы. Та взвизгнула, отдирая ладонь мужика от ноги. – Вечно сука строит глазки своему армяну. Я и армяна убью, прямо сейчас, - мужик попытался встать. Но не смог и плюхнулся обратно. - Завтра убью. Не веришь? – поднял он глаза на девицу. – Я детскую кровать отдал Осипу за обрез. Он завтра обещал принести. Вот завтра всем и покажу. – Мужик сделал вторую попытку подняться и уронил голову на колени девицы. Та довольная захрюкала раздвигая их.

- Мдаа, картина Шишкина инопланетяне, - покачал Джин головой. – Тут лечить уже некого. Тут нужен только хирург.

- Говорю ей, рожай ещё детей, лахудра. Материнский капитал получим, - вдруг поднял голову мужик. – А она понимаешь, не хочет. А армяну глазки строит.

- Давай Гриша я тебе рожу, - захихикала девица, - сколько ты хочешь?

- Пятерых или хотя бы троих сразу, сможешь, - икнул мужик.

- Да легко.

- Давай, считай сколько сразу денег будет, - мужик заелозил руками по коленям девицы.

Через десять минут пьяная драка в квартире закончилась. Голые тела собутыльников переплелись в немыслимых формах и петлях. По полу валялись выдранные с корнем волосы. Как женщин, так и мужиков. Использованные в драке столовые приборы, в основном вилки и ложки, валялись под телами, перепачканные чёрной дурной кровью. Прибавив ещё громкости и открыв окно, Джин вышел на площадку.

- Да сколько же это будет продолжаться? – на площадку выскочила из дверей напротив маленькая женщина в халате.

- Галя вернись, Галя! – донеслось ей вслед из квартиры. – Он сейчас пьяный и бесполезно разговаривать. – На пороге показался немолодой мужчина. - Позвони лучше в полицию.

- Что толку, звонила уже, - женщина забарабанила в дверь соседа. – Они говорят после двенадцати приедут. Это нам ещё три часа это слушать.

Дверь под кулачком женщины поддалась, открываясь.

- Вась, тут открыто, - испугалась та почему – то. – Иди, выключи ты этот чёртов магнитофон.

- Ты хочешь, чтобы меня там покалечили, Галя? – обиделся муж. – Это так ты меня любишь.

- Эх, Вася, Вася, - женщина толкнула дверь и вошла, прислушиваясь. На цыпочках она прокралась к дверям первой комнаты и заглянула в неё. И резко развернувшись, бросилась обратно.

- Вася звони в полицию, они там все убиты кажется! – заорала подбегая к мужу.

- Так убиты или тебе показалось Галя? – сдвинул удивлённо брови муж.

- Убиты, убиты. Кровь кругом.

Муж кивнув, побежал в квартиру. Женщина, постояв немного, повернулась к электрощиту и вырубила у соседа свет. Упавшая тишина оглушила.

- Они не верят Галя, говорят, что оштрафуют нас, что если это шутка, - вернулся с телефоном в руке муж.

- Вот козлы, - сплюнула женщина, да и хрен с ними. Ты позвонил? – Муж кивнул. – Адрес сказал? – муж опять кивнул. – Остальное не наше дело. Мы своё сделали, пошли.

Затолкав супруга в квартиру, Галя оглянулась на открытую дверь соседа с тёмным провалом и захлопнула свою.

.................................................................

Чтобы скоротать ночь, Джин отыскал городскую библиотеку. В голове у него крутилась услышанная по телевизору передача. Он решил по подробнее узнать о евреях. Закрыв окна архива плотными шторами, он включил свет и стал копаться в книгах.

- Так это что? – Джин достал с полки толстый том и открыл наугад.

К концу XIII века на территории Восточной и Центральной Европы уже существовали еврейские общины, преимущественно, а где-то и исключительно хазарского происхождения. Это территории Южной Белоруссии, Центральной и Западной Украины, Центральной и Восточной Польши, Словакии, Трансильвании, Венгрии и Австрии. Несмотря на то что переселение западноевропейских евреев на восток в более поздние времена представляется достаточно правдоподобным — у истоков восточноевропейских еврейских общин, по всей видимости, стоят именно хазары. Погромы конца XIII–XIV веков пополнили эти общины за счет волн еврейских эмигрантов с запада, и в первую очередь за счет беженцев из немецких княжеств. В то же время аннексия Литвой Киевской Руси и Волыни и аннексия Галицкого княжества Польшей привели к появлению литовского еврейства и ускорили проникновение евреев Червонной Руси на всю территорию Польского королевства. В последующие два века изгнание евреев из Венгрии (в 1360 году) и Литвы (в 1495-м) не могло не пополнить польское еврейство новой волной потомков хазар. Уния Польши и Литвы в 1569 году окончательно объединила две общины и перемешала хазар и этнических евреев. Наконец, волны еврейских беженцев из Волыни, Подолья, Галиции и Малопольши, захлестнувшие еврейские общины Центральной Европы в результате погромов Хмельницкого в середине XVII века, принесли с собой последнюю волну хазарских евреев. Потомки степных кочевников стали называть себя ашкеназами; и в настоящее время уже едва ли возможно сказать, в какой именно степени ашкеназийские евреи происходят от повелителей хазарских степей. Но каким бы ни было соотношение семитской и тюркской крови в венах ашкеназов, сам факт родства вряд ли вызывает сомнения. Становится достаточно ясным, что у истоков еврейских общин Восточной Европы стоят именно хазары.

- Интересная история получается, - хмыкнул Джин, листая страницы дальше. – На Волге разогнали, они в Европу подались. И, наверное, не землю пахать.

В 1495 году великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) издал указ об изгнании евреев и караимов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в Крым и Турцию (в основном — в Константинополь), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.

Тяжелое финансовое положение страны при нависшей угрозе войны с Москвой побудило Александра отменить указ (1503). Евреи получили право селиться по всей территории Литвы, им были возвращены дома, синагоги и кладбища. За возвратившимися было признано право взыскивать оставшиеся неоплаченными долги и выкупать конфискованную недвижимость у ее новых владельцев по цене, уплаченной последними княжеской казне. Вместе с тем, наряду с уплатой значительного ежегодного налога местным властям, евреи были обязаны оплачивать содержание королевского конного отряда в тысячу всадников.

С XVI века отдельные еврейские общины получили признание в качестве автономных единиц как в юридическом, так и в налоговом отношениях. Во главе общин стояли старейшины, представлявшие общину перед властями и отвечавшие за сбор налогов в государственную казну.

При Сигизмунде I начинается период экономического и политического расцвета литовского еврейства. Король подтвердил хартии Витовта (в 1529 г. включены в 1-й Литовский статут). Вплоть до Люблинской унии (1569) евреи проживали в основном на землях княжеских городов и пользовались покровительством князя. Согласно 1-му Литовскому статуту, убийство дворянина, еврея или горожанина каралось смертной казнью, а семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню, причем за убийство еврея равно как за убийство дворянина — 100 грошей, а за убийство горожанина — лишь 12 грошей.

- Ценными кадрами оказались новоиспечённые паны, - усмехнулся Джин, переворачивая страницу. – Вот что значить уметь добывать деньги.

Наиболее знатные евреи именовались в официальных документах «панами». Сигизмунд I широко прибегал к услугам еврейских откупщиков. Один из них, Аврам Езофович (1450–1519), принял православие и был назначен министром финансов великого князя («земским подскарбием»). Наибольшим влиянием среди откупщиков пользовался его брат Михель Езофович (умер, по-видимому, в 1529 г.).

Сигизмунд, стремившийся создать централизованное руководство своих еврейских подданных и обеспечить упорядоченное взимание с них государственных налогов, назначил в 1514 г. М. Езофовича старейшиной литовских евреев, наделив его широкими полномочиями, включая судебные, а в 1525 г. даровал ему потомственное дворянство (единственный случай возведения некрещенного еврея в дворянство). Однако евреи отказались признать назначенного великим князем старейшину.

- Не поняли новые возможности? – хмыкнул Джин, - а зря видать. Хотя как посмотреть.

Несмотря на обвинение евреев Литвы в обращении христиан в иудаизм (1540), рост еврейских общин Литвы продолжался на всем протяжении XVI в. Мигрировавшие из Центральной Европы (главным образом из Богемии) евреи создали общины в Кобрине, Клецке, Новогрудке, Тыкоцине, Слониме и Остроге. Основа Литовского ваада, который состоял из старейшин и верховных раввинов главных общин, была заложена к 60 гг. XVI в. Главными общинами в этот период были общины Бреста, Гродно и Пинска. В 1573 году в Вильно была построена Большая синагога.

В результате Люблинской унии 1569 г. Волынь и Подолия, включавшие такие крупные общины, как общины Луцка, Владимира-Волынского и Острога, вышли из состава Литвы и были присоединены к Польскому королевству. В царствование Стефана Батория (1576–86), подтвердившего старинные привилегии литовских евреев, общины достигли значительного расцвета.

Евреи занимались ремеслом и торговлей, в том числе экспортной, а также земледелием. Со времен Витовта евреи брали на откуп великокняжеские доходы, а также ссужали в рост, хотя ростовщичество не играло существенной роли в экономической жизни евреев Литвы.

В противоположность благосклонному отношению к евреям со стороны королевской власти с середины XVI в. нарастают антиеврейские настроения в среде горожан, дворянства и духовенства. В 1527 г. горожане Вильно добились запрета на поселение евреев в городе, и лишь в 1551 г. немногим еврейским торговцам было разрешено посещать его в коммерческих целях. На Виленском сейме в 1551 г. дворяне ходатайствовали об обложении евреев подушной податью в один злотый в год (введена королевским универсалом в 1563 г.).

Дворянство добилось также внесения антиеврейских ограничений в Литовский статут в 1566 г.: евреям запрещалось ношение дорогой одежды и оружия и вводилось обязательное ношение отличительного знака. Одним из результатов польско-литовской унии 1569 г. было расширение прав дворянства за счет привилегий горожан и евреев. Контрреформация и усиление влияния иезуитов привели к тому, что вопреки декретам Сигизмунда II Августа и Стефана Батория имели место многократные кровавые наветы и обвинения в осквернении гостий (Бельск, ныне Бельск-Подляски, 1564; Россош, 1566; Вогин, 1577; Селец, 1617, и другие населенные пункты).

Ослабление королевской власти в конце XVI в. и ее неспособность обеспечивать евреям эффективную защиту от проявлений враждебности со стороны литовского населения и произвола магистратов, ущемлявших экономические права евреев, побудили литовских евреев искать покровительства у местных магнатов.

- Ещё бы. Паны желали лишь воевать. Вот и развернулись пришельцы на их землях.

Тяжелый удар еврейским общинам нанесло вторжение в мае 1648 г. в Польско-Литовское королевство казаков Б. Хмельницкого. Казаки, поддерживаемые в Белоруссии местными крестьянами и горожанами, тысячами убивали евреев или насильственно крестили. Их союзники татары брали евреев в плен и продавали в рабство.

- Вот местный народ отыгрался то, - скривился Джин. – Достали видать крепко.

Многим евреям Гомеля, Стародуба, Чернигова, Брагина, Пинска, Слуцка и других городов удалось бежать. Сильно пострадали крупные общины Бреста и Пинска. Казацкое войско, вступившее на территорию Литвы в 1659–60 гг., избивало евреев и изгоняло их из захваченных городов.

К концу XVII в. община Бреста уступила главенствующее положение виленской общине. По экономическим причинам королевская власть была заинтересована в восстановлении общин, пострадавших в период кризиса. Ян Казимир разрешил насильственно крещенным евреям вернуться к иудаизму. Дворянство, со своей стороны, было заинтересовано в исправном поступлении еврейских налогов и потому не требовало радикальных мер по ограничению экономической деятельности евреев. Во второй половине XVII в. вновь имели место кровавые наветы (Ружаны, 1658; Шаты /близ Трок/, 1679; Тыкоцин, 1680).

Несмотря на бедствия, обрушившиеся на литовское еврейство, саббатианство не пустило здесь глубоких корней. В некоторых городах (например, в Пинске и Вильно — в марте 1666 г.) состоялись манифестации приверженцев движения, вызвавшие антиеврейские нападения, из-за чего король Ян Казимир запретил ношение по улицам портретов лжемессии и приказал местным властям положить конец беспорядкам (6 мая 1666 г.).

Война между Россией и Швецией (Северная война, 1700–21), гражданская междоусобица и борьба со Станиславом Лещинским (1704–1709) положили конец процессу восстановления еврейской общины Литвы после погромов Хмельницкого. Упадок королевской власти открыл путь для произвола местной администрации, вымогавшей у разоренных еврейских общин взятки за освобождение незаконно арестованных членов и за отмену наказаний за якобы совершенные ими преступления. Вследствие тяжелого финансового положения многие общины были вынуждены прибегнуть к продаже общинных должностей, включая должность раввина, то есть назначать на эти должности лиц, готовых дать общине крупные займы.

Одним из следствий этой системы были внутриобщинные распри, вызванные требованиями раввинов, заплативших крупные суммы за свои посты, передавать свой пост по наследству членам своих семейств (в Вильно такие распри длились с 1766 г. по 1790 г.), что нанесло ущерб престижу раввината и привело к дальнейшему упадку еврейского самоуправления.

- Даже тут не могли договориться, - фыркнул Джин. Закрыв книгу, он поставил её на место и насторожился.

Дверной замок заскрипел от проворачиваемого ключа. Не успев выключить свет, Джин надел невидимку. Дверь медленно открылась. На пороге возник молодой человек. Удивлённо оглядевшись, он вошёл. Следом проскользнули ещё двое.

- А чего это тут свет горит? – прошептал последний.

- Бабы ж, забыли выключить, - буркнул второй, деловито оглядываясь. – Где Макс?

- Там, - ткнул пальцем в стеллажи первый, продолжая стоять и к чему – то прислушиваясь.

- Ты что Макс? – толкнул его второй, - пошли искать сокровища, - парень хихикнул.

- Боб, посмотри – ка за стеллажами, - Макс повернулся к стоящему у входа громадному старинному шкафу и резко распахнул его дверцы.

- Думаешь? – насторожился Боб и кошачьей походкой двинулся к стеллажам.

- Ник с другой стороны давай, - махнул Макс рукой третьему, разинувшему от удивления рот.

Тот кивнув, ринулся почему – то на цыпочках к другой стороне стеллажей. Тщательно обшарив архив, парни собрались у входа.

- Да говорю ж вам бабы свет забыли выключить, - махнул рукой Боб, - нет тут никого.

- Макс, время уходит, - кивнул на висящие на стене часы Ник, - мы искать будем за чем пришли?

- Ладно, ищем, - кивнул хмуро Макс. – Начинаем с последнего ряда.

- Как хоть выглядит то что ищем? – скривился Боб.

- Ящик или коробка с книгами, - посмотрел недовольно на него Макс, - сколько можно объяснять?

- Тут этих ящиков полно, - Боб пнул крайний ящик ногой.

-2
-3
-4