Найти в Дзене
AртБор 🚩☭

Сегодня, 29 сентября 2024 года исполнилось 117 лет с момента открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге

Сегодня, 29 сентября 2024 года исполнилось 117 лет с момента открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.

Церемония открытия трамвайного движения на Адмиралтейском проспекте. 29 сентября 1907 года.
Церемония открытия трамвайного движения на Адмиралтейском проспекте. 29 сентября 1907 года.

Схема маршутов трамвая. Наши дни.
Схема маршутов трамвая. Наши дни.

История трамвая

Дореволюционный период

29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга (к этому моменту уже более 10 лет успешно эксплуатировалась система ледового трамвая, функционировавшая в зимнее время на Неве). Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова, к 1914 году трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города. С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети несколько замедлилось, но на начало 1917 года в Петрограде ходило 29 трамвайных, 9 коночных маршрутов и 1 маршрут паровика.

Советский период

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на боевые действия и блокаду, работа Ленинградского трамвая продолжалась. Движение приостанавливалось один раз на период от 15 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года из-за прекращения подачи электроэнергии. Грузовое движение было возобновлено 8 марта, было дано напряжение на центральные подстанции и уже 15 марта 1942 года на линии вышли пассажирские составы. Число маршрутов, однако, заметно сократилось.

В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети: с ряда центральных улиц трамвай был перенесён на второстепенные, а где-то был заменён троллейбусом. Начиная с 1965 года, из-за роста города, началось строительство линий в новые районы. Первые новые линии появились на Пискарёвке, чуть позже была построена линия в Сосновую Поляну. Затем линии появились в районах Купчино, Гражданка, Шувалово-Озерки, Ржевка-Пороховые, Весёлый Посёлок, на Юго-Западе, в Приморском районе и на острове Декабристов. К концу 1980-х годов трамвайная сеть состояла из 600 км путей, 67 маршрутов и 10 парков.

Постсоветский период

Распад СССР и экономический кризис в 1990-е годы отрицательно повлияли на трамвай Санкт-Петербурга: сократилось число водителей в парках и выпуск на линии, выросли интервалы, практически прекратились ремонт путей и обновление подвижного состава, уменьшилась скорость движения. Это, вместе с растущей автомобилизацией и появлением маршруток, привело к снижению пассажиропотока и увеличению убытков общественного транспорта в целом и трамвая в частности. Под предлогом минимизации убытков и нерациональности использования началась массовая ликвидация трамвайных линий: были демонтированы сотни километров пассажирских путей, а также все грузовые и служебные, было закрыто 3 парка. До этого последний раз демонтаж линий производился в 1971 году. Так, были сняты почти все линии в центре, также демонтированы линии на Крестовском острове, Обводном канале, Большом Сампсониевском и Пискарёвском проспектах, Турухтанных островах и станции «Броневая».

В 2007 году, после закрытия движения по Садовой улице и Литейному проспекту, пассажирская сеть трамвая разделилась на две изолированных (северную и южную). С этого момента трамвай стало больше нельзя использовать для передвижения на значительные расстояния, он стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к станциям железных дорог и метро.

В 2013 году закрылся Петербургский трамвайно-механический завод, который строил трамваи для Ленинграда/Петербурга и других городов СССР/постсоветского пространства с 1934 года.

19 сентября 2007 года после ремонта было официально открыто скоростное движение трамваев по проспекту Просвещения. 57-й маршрут в честь юбилея санкт-петербургского трамвая был перенумерован в 100-й.

17 ноября 2007 года на Лиговском проспекте впервые в России была введена в эксплуатацию совмещённая автобусно-трамвайная выделенная полоса.

1 октября 2016 года с продлением маршрута 3 от площади Репина до Финляндского вокзала трамвайная система Санкт-Петербурга вновь стала единой.

В 2018 году часть трамвайной системы в Красногвардейском районе была передана частной компании и получила название "Чижик".

В том же, 2018 году возобновилось производство трамваев в Петербурге, на этот раз на Невском заводе электротранспорта.

В 2023 году началось строительство трамвайной линии "Славянка" до одноимённого микрорайона в Пушкинском районе, по которому она и была названа.

На сегодняшний день трамвайная система составляет в длину 231 километр, состоит из 42 маршрутов и 7 парков. Трамвай находится на третьем месте по популярности среди петербуржцев и гостей города, на втором месте находится автобус, на первом — метро.

Сегодня Санкт-Петербургскому трамваю исполнилось 117 лет, и я поздравляю всех, кто причастен к его работе, с праздником! С Днём рождения, Петербургский трамвай!🥳🎉🎊🎂🎁🚋🚈🚉🚊