Сегодня, 29 сентября 2024 года исполнилось 117 лет с момента открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
История трамвая
Дореволюционный период
29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга (к этому моменту уже более 10 лет успешно эксплуатировалась система ледового трамвая, функционировавшая в зимнее время на Неве). Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова, к 1914 году трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города. С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети несколько замедлилось, но на начало 1917 года в Петрограде ходило 29 трамвайных, 9 коночных маршрутов и 1 маршрут паровика.
Советский период
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на боевые действия и блокаду, работа Ленинградского трамвая продолжалась. Движение приостанавливалось один раз на период от 15 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года из-за прекращения подачи электроэнергии. Грузовое движение было возобновлено 8 марта, было дано напряжение на центральные подстанции и уже 15 марта 1942 года на линии вышли пассажирские составы. Число маршрутов, однако, заметно сократилось.
В послевоенные годы велась оптимизация трамвайной сети: с ряда центральных улиц трамвай был перенесён на второстепенные, а где-то был заменён троллейбусом. Начиная с 1965 года, из-за роста города, началось строительство линий в новые районы. Первые новые линии появились на Пискарёвке, чуть позже была построена линия в Сосновую Поляну. Затем линии появились в районах Купчино, Гражданка, Шувалово-Озерки, Ржевка-Пороховые, Весёлый Посёлок, на Юго-Западе, в Приморском районе и на острове Декабристов. К концу 1980-х годов трамвайная сеть состояла из 600 км путей, 67 маршрутов и 10 парков.
Постсоветский период
Распад СССР и экономический кризис в 1990-е годы отрицательно повлияли на трамвай Санкт-Петербурга: сократилось число водителей в парках и выпуск на линии, выросли интервалы, практически прекратились ремонт путей и обновление подвижного состава, уменьшилась скорость движения. Это, вместе с растущей автомобилизацией и появлением маршруток, привело к снижению пассажиропотока и увеличению убытков общественного транспорта в целом и трамвая в частности. Под предлогом минимизации убытков и нерациональности использования началась массовая ликвидация трамвайных линий: были демонтированы сотни километров пассажирских путей, а также все грузовые и служебные, было закрыто 3 парка. До этого последний раз демонтаж линий производился в 1971 году. Так, были сняты почти все линии в центре, также демонтированы линии на Крестовском острове, Обводном канале, Большом Сампсониевском и Пискарёвском проспектах, Турухтанных островах и станции «Броневая».
В 2007 году, после закрытия движения по Садовой улице и Литейному проспекту, пассажирская сеть трамвая разделилась на две изолированных (северную и южную). С этого момента трамвай стало больше нельзя использовать для передвижения на значительные расстояния, он стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к станциям железных дорог и метро.
В 2013 году закрылся Петербургский трамвайно-механический завод, который строил трамваи для Ленинграда/Петербурга и других городов СССР/постсоветского пространства с 1934 года.
19 сентября 2007 года после ремонта было официально открыто скоростное движение трамваев по проспекту Просвещения. 57-й маршрут в честь юбилея санкт-петербургского трамвая был перенумерован в 100-й.
17 ноября 2007 года на Лиговском проспекте впервые в России была введена в эксплуатацию совмещённая автобусно-трамвайная выделенная полоса.
1 октября 2016 года с продлением маршрута 3 от площади Репина до Финляндского вокзала трамвайная система Санкт-Петербурга вновь стала единой.
В 2018 году часть трамвайной системы в Красногвардейском районе была передана частной компании и получила название "Чижик".
В том же, 2018 году возобновилось производство трамваев в Петербурге, на этот раз на Невском заводе электротранспорта.
В 2023 году началось строительство трамвайной линии "Славянка" до одноимённого микрорайона в Пушкинском районе, по которому она и была названа.
На сегодняшний день трамвайная система составляет в длину 231 километр, состоит из 42 маршрутов и 7 парков. Трамвай находится на третьем месте по популярности среди петербуржцев и гостей города, на втором месте находится автобус, на первом — метро.
Сегодня Санкт-Петербургскому трамваю исполнилось 117 лет, и я поздравляю всех, кто причастен к его работе, с праздником! С Днём рождения, Петербургский трамвай!🥳🎉🎊🎂🎁🚋🚈🚉🚊