- Именно. К началу XIX века евреи оказались почти полновластными хозяевами Польши, которая вследствие этого пришла в совершенный упадок. Еврейский вопрос стал вопросом дня и возбудил оживленный обмен мнений среди польского правительства и общества.
- Профессор мы отклонились, - улыбнулся ведущий, - Польша это тема для другой передачи. Вернёмся к Европе. Что вы скажите про события в Нидерландах?
- Что сказать? В 1700 году в Амстердаме была самая большая еврейская община в Западной Европе: 10 тыс. человек. В XVIII в. сефарды уже превратились в незначительное меньшинство.
Евреи играли важную роль в развитии голландских колоний, а также в международной торговле. Тем не менее, Голландия стала уступать контроль над торговыми путями более сильным колониальным державам и в XVIII веке её экономика пошла на спад. Многие ашкеназские евреи жившие в сельских районах перестали иметь средства к существованию и в поисках работы переселялись в города. Это вызвало крах большого количества маленьких еврейских общин. Целые общины перебирались в города, где количество евреев значительно увеличилось. В 1700 г. еврейское население Амстердама составляло 6 200 человек (примерно поровну ашкеназов и сефардов). К 1795 г. эта цифра составила 20 335, причем подавляющее большинство из них были бедными ашкеназами. Часто им приходилось жить в специальных еврейских кварталах, многие из которых были перенаселены. В 1780 г. в Нидерландах проживали три тысячи сефардов и двадцать семь тысяч ашкеназов. Экономическое положение сефардов ухудшилось, особенно после кризиса 1772–73 гг. и застоя в торговле в результате французской оккупации 1795 года. Положение же ашкеназов упрочилось, среди них появились люди, разбогатевшие на обработке алмазов. Но большинство членов ашкеназской общины были по-прежнему очень бедны.
- Зрел взрыв, - покачал головой ведущий.
- Именно. Евреи имели крепкие связи с правящим домом принцев Оранских. Виллем IV, вступивший в должность стадхольдера в 1747 году, состоял в близких отношениях с семьёй де Пинто, в доме которого неоднократно бывал с женой. В 1748 году, когда французская армия была на границе, а казна была пуста, де Пинто собрал крупную сумму и подарил её государству. Ван Хогендорп, государственный секретарь, писал ему: "Вы спасли государство". В 1750 году де Пинто организовал реструктуризацию государственного долга со снижением роста с 4 до 3% годовых. При правительстве Виллема V в стране происходили внутренние раздоры, но евреи остались верны ему. В день его совершеннолетия, 8 марта 1766 года во всех синагогах прошла благодарственная служба. 3 июня 1768 года Виллем V посетил и немецкую, и португальскую синагоги и присутствовал на бракосочетаниях членов известных еврейских семей.
- Показал своё почтение евреям?
- Как сейчас говорят, типа, - усмехнулся профессор. - Французская оккупация и образование Батавской республики кардинально улучшили правовое положение евреев Нидерландов: в сентябре 1796 г. после ожесточенных прений Национальное собрание республики провозгласило их полную эмансипацию. Моисей Moреско стал членом муниципалитета Амстердама, Моисей Ассер членом суда.
- Рай а не жизнь, - фыркнул ведущий.
- Почти. Евреи получили возможность свободно селиться в Брюсселе и Антверпене. Франция разрешила евреям организовать общину в Люксембурге, который с 1794 г. по 1815 г. входил в её состав, включенную в консисторию Трира. В это время туда переехали некоторые евреи из Лотарингии.
- Взрыв не состоялся?
- Не совсем. Свержение Оранской династии усугубило раскол среди евреев Нидерландов. Ашкеназская элита была сторонницей идей французской революции. В 1795 г. был создан клуб «Феликс Либертате», члены которого стремились к эмансипации евреев и упразднению общинной автономии. Руководители же сефардской общины оставались верными свергнутой Оранской династии и боялись эмансипации. Старые консерваторы, во главе которой стоял главный раввин Яков Моисей Лёвенстамм, не хотели прав, составлявших эмансипацию. Действительно, эти права, по большей части, давали сомнительное преимущество. Культура государства была не настолько развита, чтобы евреи могли быть полноценными членами общества. Кроме того, освобождение было предложено им партией, которая изгнала их любимого принца Оранского, чьему дому они по-прежнему были верны.
- Не договорились между собой? – усмехнулся ведущий.
- Так часто бывает, - пожал плечами профессор. - Сторонники эмансипации, составлявшие меньшинство даже в ашкеназской общине Амстердама, образовали в 1797 г. новую общину Адат-Иешурун. Тем не менее, революция заметно улучшила положение евреев; в 1799 году их общины получили, как и христианские общины, субсидии из казны. В 1798 г. Йонас Даниэль Мейер ходатайствовал французскому министру иностранных дел от имени евреев Германии и 22 августа 1802 г. посол Нидерландов Схиммелпеннинк вручил французскому министру ноту по этому же вопросу.
- Вроде всё устаканилось? – кивнул ведущий.
- Как бы пока. В период с 1806—1810 гг. Нидерландами правил брат Наполеона I Луи Наполеон Бонапарт. Он издал указ о создании объединенной организации еврейских общин Нидерландов (Высшая консистория), а также конкордата, регулировавшего отношения между сефардскими и ашкеназскими общинами. Он намерен был настолько изменить положение евреев в обществе, чтобы их вновь приобретенные права стали реальной ценностью. Луи Наполеон стремился к ассимиляции еврейского населения королевства. В первый же год его правления в некоторых городах (Утрехт и Роттердам) был перенесён день ярмарки с субботы на понедельник, была отменена обязательная в суде клятва More Judaico — стала действовать одна форма клятвы для евреев и христиан.
- Смелые решения, - фыркнул ведущий.
- И тем не менее, - кивнул профессор. - Чтобы приучить евреев к военной службе он сформировал два батальона из 803 рядовых и 60 офицеров, которые были ранее отстранены от несения военной службы, даже от должности охранника города. Также в его планах было создание школ для еврейских детей, которые были исключены из государственных школ. Он основал школы для еврейских детей с преподаванием на голландском языке. В 1806–1808 гг. в Амстердаме выходил первый еврейский печатный орган на голландском языке — еженедельник «Суламит».
- И что ему удалось облагодетельствовать евреев? – усмехнулся ведущий.
- Увы. Он хотел объединить ашкеназов и сефардов, но это ему не удалось. Организация Общественной Пользы (Maatschappij tot Nut van 't Algemeen), основанная в 1784 г., также не желала принимать евреев в свои члены. Короткий срок его правления не позволил осуществить все его планы. В 1810 г. Нидерланды были присоединены к Франции. Еврейские батальоны были расформированы, а солдаты и офицеры распределены по французским частям.
- И рай закончился, - развёл руки ведущий. – А что Англия?
- Прибывшие в Англию в XI веке евреи подвергались сильным притеснениям, а в XIII веке были истреблены или изгнаны. После повторного вселения в страну в XVII, англоевреи практически никогда больше не подвергались серьёзным вспышкам насилия на почве религиозной дискриминации, что, помимо географической удаленности от континентальной части Европы, вероятно объясняется относительной однородностью британского общества.
- И как же они повлияли на революцию тогда?
- Первое письменное упоминание о еврейских поселениях в Британии датируется 1066 годом, когда несколько иудеев прибыли на острова вместе с Уильямом (Вильгельмом) Завоевателем, главным образом из Северной Франции. Небольшое число евреев прибыло из Германии, Италии и Испании, а один или два — из России и мусульманских стран. Король считал, что коммерческие навыки переселенцев пойдут на пользу столице Англии. К середине XII в. в большинстве крупных английских городов существовали еврейские общины. К этому же веку относятся первые проявления антисемитизма в Великобритании.
- Проявились наконец коммерческие навыки гостей? – фыркнул ведущий.
- Вероятно вы правы, - дёрнул щекой профессор.
- Первый известный случай кровавого навета произошел в 1144 гг. в Норвиче, а за ним последовали несколько таких наветов и в других местах. Несмотря на усиление антисемитских тенденций, еврейское население Англии продолжало увеличиваться. Учитывая важную роль, которую играли евреи в экономической жизни страны, некоторые короли предоставляли евреям защиту (хотя далеко не всегда действенную) от черни и феодалов, однако евреи и их имущество были объявлены собственностью короля.
- Вероятно, был чем - то обязан он им?
- Деньгами конечно. Относительно спокойное существование евреев Великобритании пришло к концу под влиянием чувств, вызванных в христианском населении крестовым походом Ричарда I. Во время его коронации еврейский квартал в Лондоне был разграблен и многие евреи убиты (сентябрь 1189 г.). Весной следующего года волна еврейских погромов прокатилась по всей стране. В Йорке почти все евреи во главе с Йом Тов бен Ицхаком из Жуаньи покончили с собой, а остальные были уничтожены погромщиками (16–17 марта 1190 г.). Еврейские общины Великобритании долго не могли оправиться от этого удара.
- И почему интересно они не убегали тогда оттуда?
- Жадность держала, - усмехнулся профессор. – Хотя Церковные постановления, направленные против евреев, применялись в Англии очень сурово. Во время так называемой Баронской войны (1263–67) еврейские общины были ограблены, многие евреи убиты. 18 июля 1290 г. Эдуард I издал указ об изгнании евреев из Великобритании. Большинство евреев-беженцев направилось во Францию, Фландрию и Германию. Число евреев в Великобритании до этого изгнания, по-видимому, не превышало четырех тысяч. Изгнание евреев из Великобритании, первое в истории средневековых изгнаний, было осуществлено более основательно, чем в какой-либо другой стране Европы.
- И что все убежали? – покачал головой ведущий.
- Если бы. Несмотря на строгое исполнение королевского указа долгое время в подполье существовала небольшая община оставшихся в стране. Гонения на иудеев не распространялись на Шотландию, поскольку в то время она была независимым от Англии государством с другим монархом и своими законами.
- Спрятались, получается под боком?
- Именно. При Генрихе VIII и Эдуарде VI в Лондоне образовалась небольшая община марранов, но при вступлении на престол Марии Тюдор (1553) она распалась. В правление Елизаветы в Лондоне и Бристоле вновь несколько лет существовала полулегальная конгрегация марранов. Один из ее членов, Родриго Лопес, был медиком королевы (казнен в 1594 г.). В 1609 г. и эта конгрегация распалась, но к середине XVII в. в Лондоне возникла новая колония марранов.
- Не хотели всё таки терять хлебное место? – усмехнулся ведущий.
- Наверное. Экономическое возрождение Великобритании при Кромвеле и его антииспанская политика создали более благоприятную атмосферу для купцов-марранов. В 1655 г. амстердамский раввин Менаше бен Исраэль прибыл в Великобританию с целью получить разрешение на возвращение в страну евреев. Он передал лорду-протектору просьбу общины вернуться в Англию. Хотя ему не удалось добиться своей цели, практически переселение евреев в Англию встречало все меньше и меньше препятствий. В 1655 году Кромвель отменил запрет на поселения иудеев на территории Англии и евреи небольшими группами начали возвращаться в страну.
- Тихим сапом вернулись, - усмехнулся ведущий.
- Именно. В 1664 г. еврейская община получила от короля официальное обещание защиты, а в 1673 г. — гарантию свободы богослужения. Законность исповедания иудаизма в Великобритании была косвенно признана парламентом в 1698 г. Община стала расти, главным образом благодаря иммиграции евреев из Амстердама, а также из Испании и Португалии. Высший слой общины состоял из маклеров и купцов, занимавшихся внешней торговлей. С того времени британская община иудеев росла и развивалась, так же, как развивалась и своеобразная религиозная терпимость англичан, ставшая вскоре отличительной чертой английского общества. В 2006 году еврейская община Великобритании отпраздновала 350-летие знакового решения Кромвеля.
За сефардскими иммигрантами последовал поток ашкеназских евреев, главным образом из Амстердама и Гамбурга, затем из других частей Германии, а еще позже — из Восточной Европы. Около 1690 г. в Лондоне была создана небольшая ашкеназская община.
С 1760 г. время от времени собирался «наблюдательный комитет», состоявший из представителей ашкеназов и сефардов и рассматривавший вопросы, представлявшие общий интерес. Постепенно он превратился в Лондонский совет депутатов британских евреев, в который вошли также представители провинциальных конгрегаций.
После наполеоновских войн некоторые ашкеназские семьи (Голдсмиды, Ротшильды и другие) стали играть важную роль в экономике и общественной жизни Великобритании. После эмансипации католиков (1829) началось движение за предоставление евреям тех же прав, что и католикам.
- Знаковые фамилии, - скривился ведущий.
- Заметили? – усмехнулся профессор. - В 1868 г. Бенджамин Дизраэли, крещеный еврей, гордившийся своим еврейским происхождением, стал премьер-министром Великобритании. Это назначение во многом способствовало улучшению общественного и политического положения евреев Великобритании.
- Евреи прорвались к власти? – засмеялся ведущий.
- Как видите. К 1890 г. были ликвидированы все религиозные ограничения при получении должностей и титулов, и евреи стали полностью равноправными английскими гражданами. В течение XIX в. английское еврейство начало играть ведущую роль в мероприятиях, направленных на защиту интересов евреев разных стран.
- Евреи получили «землю обетованную»?
- Именно. Англия стала центром еврейства мира.
- Не зря получается, трудились? – усмехнулся ведущий.
- Последующие события показали, что не зря, - дёрнул щекой профессор.
- Везде виноваты евреи, - усмехнулся Джин и посмотрел на часы.
........................................................................................
- Что – то наши красавицы заучились? Пойду – ка я им навстречу, - решил Джин, чтобы не томиться пустым ожиданием.
В ста метрах от общежития по пути к университету начинался запущенный сквер. Фонари там давно побили, и вечерами сквер выглядел не очень приятно, став приютом для молодых тенейжеров и подвыпивших хулиганов. В последнее время частенько рыскали тут и наркоманы, грабя одиноких прохожих. Просканировав быстро сквер, Джин обнаружил в дальних концах две подвыпившие компании малолеток, жгущих костры и машину скорой помощи на противоположном входе. В машине доктор что – то делал с лежащим на носилках человеком, а его помощник разговаривал с тремя мужчинами и женщиной у машины. Вдали послышался вой полицейской сирены. Джина затошнило от нехорошего предчувствия. Он молниеносно оказался рядом со скорой. На носилках лежала с закрытыми глазами Файка. На почти белом лице страшно смотрелась чёрная кровь из разбитой головы. Доктор обрабатывал рану, стараясь её остановить.
Из подъехавшей канарейки выскочил молодой капитан.
- Что тут у вас? – заглянул он в салон скорой.
- Этой голову пробили, - глянул в салон и санитар, - а вторую вот по словам граждан затолкали в машину и увезли.
- Да, да, их было двое, - закивала головой женщина, - мы точно видели. Девушки шли нам навстречу. Позади них остановилась машина. Выскочили двое. Этой ударили по голове, вторую схватили и в машину.
- Вы напавших запомнили? – капитан достал блокнот.
- Не очень, - пожала виновато плечами женщина. – Темно тут и далеко мы были.
- Номера машины тоже не видели?
- Чёрт, это же Ким гад сработал, - Джин мысленно дал себе подзатыльник. – Я про него и забыл. Очнулся змеёныш и за своё. Так ладно, спокойно. Если он похитил Аллу, то повезёт её к Дракону. Больше не куда. У Дракона пусто. Надо спешить.
Глянув ещё раз на Файку, чтобы убедиться, что девушка жива. Та в это время открыла глаза. Джин сорвался с места. У особняка он был через минуту. Свет горел только в мансарде. И у входа в неё стояла машина Кима. За рулём, кивая головой, в наушниках сидел водитель.
- Казино закрылось, и салон не работает, - усмехнулся злорадно Джин, входя в подъезд.
Кима с напарником Джин нагнал уже на этаже. Тяжело дыша, те подходили ко входу.
- Слушай Ким, тебе ничего не показалось странным? – остановившись перед дверью, тихо спросил напарник. – Внизу охраны нет, тут тоже, почему?
- Хочешь, спроси босса, - хмыкнул Ким. Вздохнув глубоко несколько раз, выравнивая дыхание, он толкнул дверь.
Помощник, нёсший Аллу на плече, поставил её на пол и придержал. Ким снял с головы тёмный мешок. Девушка была без сознания. Взяв её с двух сторон под руки, похитители переступили порог и тут же склонили головы. Постояв так несколько минут и ничего не услышав Ким осторожно приподнял голову и глянул на трон. Увидев его пустым, метнул взгляд по сторонам. Не найдя и там никого выпрямился.
- Чун, а тут нет никого, - тихо сообщил он напарнику. Тот, выпрямившись, завертел головой.
- И что это значит? – прошептал напарник. Его глаза наполнились страхом. – Где босс?
- Может резко поменял офис? – Ким кивнул напарнику, и они положили Аллу у стены на ковёр.
- И нам не успели сказать.
- И что делать?
- Что делать, что делать? – Ким почесал затылок и достал телефон. Минут пять он набирал разные номера, но те не отзывались. – Блин они что все сразу слиняли? – выругался Ким после очередного пи – пи. – Вопрос, куда?