Когда меня спрашивают, что посмотреть в окрестностях Петербурга, советую обычно «Пенаты». Через месяц музей-усадьба Ильи Репина закроется на реставрацию. И пока еще есть возможность подышать атмосферой, вдохновлявшей гения на создание шедевров, поспешим в этот райский уголок.
Усадьба самого знаменитого, пожалуй, русского художника находится близ Петербурга, в дачном посёлке Репино, который прежде назывался Куоккала и был весьма популярен в художественных кругах.
Два гектара запущенной земли рядом с Финским заливом с маленьким неприметным домиком Илья Репин купил в 1899 году, будучи уже прославленным живописцем и ректором Академии художеств.
Заболоченный и заросший кустарником участок довольно быстро превратился в чудесный парк с прудами, мостиками, беседками и другими постройками, каждая из которых получила необычное, но симпатичное имя.
В парке появилась аллея Пушкина, поляна Гомера, пруд «Большой простор», колодец «Посейдон» и многое другое. Беседку, что служила эстрадой во время семейных концертов, назвали «Храмом Озириса и Изиды», а причудливое сооружение на Чугуевой горе с лестницей и смотровой площадкой – «Башенкой Шехерезады».
Сама усадьба получила название «Пенаты» в честь древнеримских богов – покровителей домашнего очага.
Одноэтажный дом, постепенно прирастая вторым этажом, верандами, балконами и прочими пристройками, приобрел весьма причудливую форму. Второго такого дома вы точно нигде не встретите.
Все пристройки появлялись не просто, как плод фантазии, а в связи с тем, что возникала необходимость в дополнительных помещениях. Так стеклянный павильон, который Репин любил и про который говорил, что «в нём светло, как в царстве неба» служил мастерской, пока не была построена просторная мастерская на втором этаже. В этом павильоне ему позировали Максим Горький, Владимир Короленко, профессор Бехтерев и многие другие знаменитости.
В «Пенатах» автор «Бурлаков на Волге»,«Садко», «Ивана Грозного» и множества других знаменитых полотен провёл последние 30 лет жизни и здесь, в глубине парка, нашёл последний приют.
Усадьба была оформлена на имя второй (незаконной) супруги художника, бесприданницы Натальи Норман. Илья Ефимович пережил её на 16 лет. В завещании Наталья Борисовна написала, что усадьба назначается в пожизненное пользование Репину, а после его смерти должна быть передана Академии художеств с целью создания музея Ильи Репина.
К сожалению, сегодня мы приходим не в тот дом, который обустраивали Илья Ефимович с Натальей Борисовной. Тот дом сгорел во время Великой Отечественной войны. Но осталось много фотографий, по ним в 50-е годы дом восстановили. Картины, фотографии, мебель, личные вещи художника сохранились, так как были эвакуированы. Сегодня они занимают те же места, что и при жизни Репина, дают нам возможность ощутить атмосферу, царившую в доме, понять вкусы и привычки его обитателей.
Надо заметить, что и Илья Репин, и Наталья Норман слыли большими оригиналами. Оба были вегетарианцами, по минимуму пользовались помощью прислуги (не одобряли эксплуатацию человека человеком). Наталья Борисовна, как защитница природы, никогда не носила натуральные меха, зимой ходила босиком по снегу. Илья Ефимович чуть ли не круглый год спал на открытом балконе в спальном мешке.
Он обожал гостей, но в то же время не любил, когда его отвлекали от работы. И она придумала устраивать приемные дни раз в неделю – по средам.
Каждую среду, обычно в три часа по полудни над домом поднимался флаг с надписью «Пенаты», это был знак, что в доме ждут гостей. Прибывших встречала табличка с надписью: «Не ждите прислуги — её нет» и другие, подобного содержания.
Во время ужина тоже обходились без прислуги, благодаря тому, что стол имел особую конструкцию. Образно говоря, он был трехэтажным. На верхнем этаже стояли кушанья (конечно, вегетарианские). С помощью специальных ручек можно было крутить эту часть стола, чтобы подвинуть к себе поближе солёные рыжики, квашеную капусту с клюквой, куропатку из репы или другое нужное блюдо и самостоятельно положить на тарелку. Персональные приборы располагались на среднем (неподвижном) этаже. Нижним этажом можно считать выдвижные ящики, куда складывали грязную посуду.
На Репинские «открытые среды» собирались известные учёные и поэты, художники и музыканты, бедные студенты и знакомые знакомых. Кто-то приезжал ради интересной компании творческих людей, а кто-то чисто из любопытства: в Петербурге ходили легенды о странностях прославленного живописца и его спутницы жизни.
После трапезы, велись дискуссии, звучали стихи и музыка.
По средам Репин показывал гостям свои новые работы, а для этого приглашал их в главную комнату в доме – большую мастерскую. Сегодня мы видим здесь и картины художника, и эскизы, и наброски к известным картинам, в том числе эскиз грандиозного полотна «Заседание государственного совета».
В мастерской хранится целая коллекция самобытных предметов, собранных Репиным во время путешествия по Малороссии. Он использовал их, когда работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
У окна стоит большой «Шаляпинский» диван. Его прозвали так, потому что знаменитый бас спал на нем, когда Репин писал его портрет.
Здесь же находится палитра на ремне, придуманная Ильёй Ефимовичем. Когда у него парализовало правую руку, он стал писать картины левой рукой, а палитру, которую всегда держал в левой руке, стал подвешивать на плечо.
В мастерской мы видим и последний автопортрет художника, написанный в 1920 году. Здесь Репин в зимнем пальто и шапке. Именно в таком виде он был вынужден в то время работать, потому что не хватало дров, чтобы отопить весь дом. В мастерской было холодно, как на улице.
В 1918 году «Пенаты» оказались на территории получившей независимость Финляндии. Финны предлагали Репину получить финское гражданство, правительство РСФСР приглашало переехать в страну Советов. Репин же не сделал ни того, ни другого. Он сказал, что уже слишком стар, чтобы что-то менять. Он ушёл из жизни в возрасте 86 лет, так и не не покинув свою усадьбу.
Кажется, что в «Пенатах» и сейчас живёт его дух, как и дух большой оригиналки Натальи Норман. Собственно, этим, прежде всего, «Пенаты» и хороши.
Единственная ложка дёгтя, на мой взгляд, заключается вот в чём. Ещё несколько лет назад в усадьбе работали замечательные экскурсоводы, мы слушали их, открыв рот. Сейчас работники музея включают аудиозапись экскурсии, а после нее лишь отвечают на вопросы посетителей. Не знаю, кому как, а мне гораздо приятнее слушать живого экскурсовода.
Что ж, теперь будем ждать, когда усадьбу отреставрируют, и обязательно снова поедем к Репину.
Все фото автора.
Благодарю за лайки и подписку!