Густав Климт (1862 — 1918) - австрийский художник, основатель школы живописи, известной как Венский Сецессион.
У Густава Климта было много причуд. Однажды его покровительница Фридерика Мария Беэр-Монти пришла к нему в студию для написания её портрета, одетая в яркий жакет, разработанный друзьями Климта из Венской мастерской. Можно было бы подумать, что Климт одобрит это, но вместо этого он попросил ее вывернуть жакет с красной шелковой подкладкой наизнанку, и именно так он ее написал.
Климт, самый известный венский художник того времени, обладал достаточным авторитетом, чтобы сделать это. Его до сих пор помнят как одного из величайших художников-декораторов 20-го века, а также как создателя одного из самых значительных произведений эротического искусства столетия.
Первоначально он успешно выполнял архитектурные заказы в академической манере, но знакомство с более современными тенденциями в европейском искусстве побудило его разработать свой собственный, в высшей степени индивидуальный, эклектичный и часто фантастический стиль. Будучи соучредителем и первым президентом Венского Сецессиона, Климт также добился того, что это движение приобрело широкое влияние.
Климт никогда не стремился к скандалам, но крайне противоречивая тематика его работ в традиционно очень консервативном художественном центре повлияла на его карьеру. Несмотря на то, что Климт никогда не был женат, его связывали романтические отношения с несколькими любовницами, от которых, как говорят, он стал отцом четырнадцати детей, несмотря на его крайнюю сдержанность в отношении своей личной жизни.
Густав Климт, родившийся в семье Эрнста Климта, гравера по золоту, родом из Богемии, и Анны Финстер, начинающей, но неудачливой музыкальной исполнительницы, был вторым из семи детей, выросших в маленьком пригороде Баумгартен, к юго-западу от Вены. Семья Климтов была бедной.
В раннем возрасте Густав и два его брата Эрнст и Георг проявили очевидные художественные способности. Густав был отмечен своими преподавателями как выдающийся рисовальщик во время учебы в средней школе. В 1876 году, когда ему было четырнадцать, он сдал с отличием вступительные экзамены в Венскую школу искусств и ремесел. Он пристально изучал работы Тициана, Рубенса и Веласкеса. К работам Веласкеса он питал такую любовь, что позже в жизни Климт заметил:
"Есть только два художника: Веласкес и я".
Климт также стал большим поклонником Ганса Макарта и особенно его техники, в которой использовались драматические световые эффекты.
После учебы в Венской школе декоративных искусств Климт в 1883 году открыл независимую студию, специализирующуюся на выполнении настенных росписей. Его ранние работы были выполнены в классическом стиле, типичном для академической живописи конца XIX века, что можно увидеть на его фресках для Венского Бургтеатра (1888) и на лестнице Художественно-исторического музея.
К концу 1892 года старший Эрнст Климт - отец Густава - и его младший брат Эрнст умерли, причем последний совершенно внезапно от приступа перикардита. Эти смерти глубоко повлияли на Густава, который теперь нес финансовую ответственность за свою мать, сестер, вдову брата и их маленькую дочь. У Климта завязалась тесная дружба с сестрой Элен (Элен - вдова брата Эрнста), Эмили Флеге, которая продлилась до конца его жизни и послужила основой для одного из его самых знаменитых портретов.
В 1897 году сформировался зрелый стиль Климта, и он основал Венский Сецессион - группу художников, которые восстали против академического искусства в пользу высокодекоративного стиля, похожего на ар-нуво.
Климт написал три аллегорические фрески для потолка аудитории Венского университета, которые подверглись резкой критике. Эротическая символика и пессимизм этих работ вызвали такой скандал, что фрески были отклонены.
"Медицина" вызвала наибольшие споры. На этой детали картины изображена фигура Гигеи, мифологической дочери бога медицины, которая была расположена в нижней части холста по центру и обозначалась сопровождающей ее змеей и чашей Леты. Над Гигеей вздымалась высокая колонна света, справа от которой виднелась паутина обнаженных фигур, переплетенных со скелетом Смерти. По другую сторону светового столба парила обнаженная женщина с выставленным вперед тазом, а под ее ногами плавал младенец (которого она, возможно, только что родила), завернутый в тюль. Изображение вызвало бурю критики. Сначала представители профессорско-преподавательского состава и министерства заявили, что это порнография, особенно изображение женщины. Во-вторых, - возможно, это более веский аргумент - картина никак не иллюстрирует тему медицины, ни как средства профилактики, ни как средства лечения.
Три университетские картины Климта, рожденные в бурю споров, встретили свою собственную огненную судьбу, попав в коллекции евреев и став тремя из многих работ Климта, конфискованных нацистами. Они были сожжены в мае 1945 года в замке Иммендорф в Нижней Австрии, где они хранились, отступающими войсками СС.
Его более поздние фрески, "Бетховенский фриз" (1902) и "Фрески" (1909-11) для дворца Стокле в Брюсселе отличаются четким линейным рисунком и смелым и произвольным использованием плоских декоративных узоров из цветов и сусального золота.
Сюжет фриза повторяет повествование о трех женских фигурах, называемых Гениями, которые олицетворяют человечество, стремящееся к самореализации.
Они полагаются на гигантского рыцаря в сияющих доспехах, который, как говорят, является представителем великого лидера немецкоязычных стран Европы, и который проведет их через мучительное минное поле персонажей, чьи удлиненные и преувеличенные формы одновременно напоминают горгон, таких как Медуза из греческой мифологии, и олицетворяют бедствия и пороки, такие как болезни, безумие, смерть, невоздержанность и распутство.
Исполнение приходит в конце, представленное парой обнаженных женских и мужских фигур, слившихся в почти эротическом объятии в золотистом ореоле, в окружении хора, что является отсылкой к хоровому исполнению поэмы Шиллера "Ода к радости" в конце Девятой симфонии.
За десятилетие с 1898 по 1908 год, во время работы в качестве члена Сецессиона и в университетских комиссиях, личный стиль Климта, в котором богато сочетались элементы различных эпох, достиг своего полного расцвета.
За эти годы он создал несколько своих самых известных работ, которые вместе взятые теперь составляют его "Золотую фазу", названную так во многом благодаря широкому использованию Климтом сусального золота. Среди наиболее успешных работ Климта - "Маковое поле" (1907), "Поцелуй" (1907-08), а также портреты Афины Паллады (1898), Юдифи I (1901), серия портретов модных венских матрон, таких как Фрица Ридлер (1906) и Адели Блох-Бауэр I (1907).
В этих работах он рассматривает человеческую фигуру без тени и подчеркивает сочную чувственность кожи, окружая ее плоскими, очень декоративными, блестяще составленными участками декора.
Климт развивал острое понимание символической природы мифических и аллегорических фигур древних цивилизаций. Своими мягкими красками и неопределенными границами между элементами Климт начинает процесс растворения фигурального в направлении абстракции. Эта картина отражает чувственное представление о царственном, могущественном присутствии богини Афины и неспособности людей в полной мере осознать это.
Нечеткость изображения позволяет Климту подчеркнуть размытость гендерной идентичности. Она воительница и защитница своего города Афины. Эти качества, обычно ассоциируются с мужественностью. Только пряди волос, ниспадающие с каждой стороны ее шеи, намекают на ее женственность. Она держит обнаженную фигуру Ники, символизирующую победу, возможно, единственную явную женскую черту в работе.
Эта туманность напоминает о исследовании сновидений Зигмундом Фрейдом. Заманчиво рассматривать картину Климта в контексте взгляда Фрейда на сны как на исполнение желаний, что может свидетельствовать о том, что сильная, властная женщина является объектом мужского вожделения, что женщина должна быть одета в костюм, чтобы достичь такого влиятельного статуса.
Эта работа, которую многие считают лучшей в творчестве Климта, является его самой известной из-за ее центральной роли в одном из самых громких дел о краже произведений искусства нацистами и это отдельная история. Из всех многочисленных женщин, которых Климт писал с натуры, Адель Блох-Бауэр, жена венского банкира и сахарного магната Фердинанда Блох-Бауэра, была одной из его любимых, она позировала для двух портретов и послужила моделью для нескольких других картин, включая его знаменитую "Юдифь I" (1901).
Картина, в основном, посвящена растворению реального в чистой абстрактной форме. Хотя Климт изображает Блох-Бауэр сидящей, почти невозможно различить форму стула или отделить форму ее одежды от фона. В то время Климт в значительной степени не заботился о том, чтобы изобразить характер своей натурщицы, и еще меньше о том, чтобы указать местоположение и контекст.
Использование сусального золота и серебра подчеркивает драгоценную природу украшений, которые носит Блох-Бауэр, а также глубину любви к ней Фердинанда, заказавшего картину. Когда Остерская галерея Бельведер получила картину, она была переименована в "Даму в золоте", под этим названием она иногда известна и по сей день.
Работы Климта опираются на несколько древних источников. Наиболее известными являются византийские мозаики базилики Сан-Витале в Равенне, Италия, которые Климт посетил в декабре 1903 года. Многие из этих мозаик используют похожий плоский золотой фон и изображают византийскую императрицу Феодору, украшенную драгоценными камнями. Изображение колье, которое носила Адель Блох-Бауэр на этом портрете, выполнено Климтом по образцу этих мозаик. Искусствоведы также связывают изображение глаз на платье Блох-Бауэр с египетскими мотивами, а завитки и кольца и другие декоративные элементы, основанные на инициалах Блох-Бауэр, возможно, напоминают орнаменты древних Микен и классической Греции.
"Поцелуй" - это, пожалуй, самое популярное и яркое произведение Климта, посвященное сексуальной любви, и, вероятно, самая воспроизводимая его работа. Как и "Блох-Бауэр I", это одна из ключевых картин "Золотого периода" творчества Климта и ее часто считают ярким примером живописи в стиле ар-нуво. Картина демонстрирует способность Климта синтезировать произведение, опираясь на широкий спектр источников, несмотря на то, что общая композиция остается довольно простой.
Сюжет картины Климта прост: он изображает пару, заключенную в интимные объятия на краю луга, на что указывает светящийся, похожий на лоскутное одеяло узор из цветов, простирающийся под ними.
Учитывая этюды Климта к этой работе, на которых изображена мужская фигура с бородой, возникает соблазн трактовать "поцелуй" как автобиографический, где художник - мужчина, а Эмили Флеге или Адель Блох-Бауэр, возможно, послужили моделью для женщины, хотя это остается чисто умозрительным предположением. Оставляя идентичность фигур неоднозначной, Климт позволяет образу "Поцелуя" воплотить универсальное, неподвластное времени видение романтической любви, а не просто личное и ситуативное значение, тем самым повышая его привлекательность.
У Климта было две любви: живопись и женщины, и его тяга к тому и другому казалась ненасытной. Личная жизнь Климта, о которой он изо всех сил старался не распространяться, в результате стала предметом многочисленных спекуляций среди критиков и историков, особенно учитывая многочисленные женские портреты Климта. Во многих случаях не было достигнуто единого мнения относительно отношений Климта с определенными женщинами.
Сразу после начала века Климт обратился к пейзажной живописи как к еще одному интересующему его жанру, который будет занимать его в течение последних пятнадцати лет его карьеры. Хотя такие пейзажи, как этот, свидетельствуют о том, что пуантилизм оказал на него большое влияние, Климт никогда не проявлял интереса к использованию оптики в своих работах. Климт не использует диаметрально противоположные цветовые сочетания, чтобы усилить яркость зеленых, желтых или синих оттенков, присутствующих, например, в листьях деревьев. Верхние девять десятых картины выглядят как массивное текстурированное абстрактное лоскутное одеяло или декоративная мозаика.
Манипулирование пространством Климта становится центральной стратегией этой работы, поскольку кажущаяся сплошной масса листвы визуально доминирует на холсте и, кажется, даже давит на пространство под ней, включая стволы деревьев (те, что на переднем плане, выглядят так, как будто их сминают). Металлическая скамья в правом нижнем углу выглядит так, как будто ее скоро поглотит опускающийся занавес из листьев. Несмотря на назначение скамьи как места, где люди могут отдохнуть, наслаждаясь природой, здесь на скамейке нет сидящих. Возможно Климт опирается на романтическую традицию возвышенного, с разоблачением устрашающей силы природы. Климт в "Парке" признает сохраняющуюся неспособность человека полностью приручить природу и подчинить ее своим желаниям.
Хотя в последние годы жизни Климт не менял своей тематики, его живописный стиль претерпел значительные изменения. В значительной степени отказавшись от использования сусального золота и серебра и орнаментов в целом, художник начал использовать тонкие сочетания цветов, такие как сиреневый, коралловый, лососевый и желтый.
За это время Климт также создал ошеломляющее количество рисунков и этюдов, на большинстве из которых были изображены обнаженные женщины, некоторые из которых были настолько эротичными, что по сей день их редко выставляют. В то же время многие из более поздних портретов Климта получили высокую оценку за повышенное внимание художника к характеру. Эти черты очевидны у "Адель Блох-Бауэр II" (1912) и "Меды Примавези" (1913), а также у странно эротичной картины "Подруги" (1916-17), на которой изображена лесбийская пара - одна обнаженная, другая одетая - на стилизованном фоне птиц и цветов.
В январе 1918 года Климт перенес инсульт, в результате которого его парализовало с правой стороны. Прикованный к постели и больше не способный рисовать или даже делать наброски, Климт впал в отчаяние и заболел гриппом. В феврале он скончался, став одной из самых известных жертв пандемии гриппа в том году. Он был одним из четырех великих венских художников, умерших в том году: Отто Вагнер, Коломан Мозер, Эгон Шиле скончались, став жертвой гриппа.
К моменту его смерти различные направления современного искусства, включая кубизм, футуризм, дадаизм и конструктивизм, привлекли внимание европейцев. Работы Климта к тому времени считались частью ушедшей эпохи в живописи, которая была сосредоточена на человеческих и природных формах, а не на полном отказе от них или деконструкции.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.