Недавно записал видео о том как в статье серьезного издания журналист со слов серьезного специалиста написали ерунду. В журналистике всегда есть источник, посредник и потребитель информации. Утечка достоверности могла произойти на любом этапе или даже на всех сразу. В этой статье я разберу пример того как редактор с благими намерениями может перевернуть научно-популярный текст с ног на голову и сделать его лженаучным.
Кто такой редактор?
Современная журналистика может так: ученый сделал открытие и сам о нем написал в личном блоге или на сайте института. Это бесподобно, потому что узнать «что думал автор» можно у самого автора, без посредников. Но если статью выпускает хоть сколько-нибудь крупная организация, статью прочитает и исправит (или попросит исправить) редактор. Творческие союзы заключаются на небесах, поэтому функциональная пара автор + редактор - большая удача.
Чем должен заниматься редактор?
Лично мое мнение, редактор должен: исправить орфографию, рассыпать, как семена, запятые в местах нужных по правилам, но бесполезных для чтения, и сократить длинные предложения без потери смысла - то есть удалить общеупотребительные слова, не меняя остальные.
Однако, ряд специалистов считают иначе. Они думают, нужно переставить слова и предложения местами в случайном порядке. Так текст станет красивее, в нем появится любовь, буря, безумие… Но объяснить почему это именно так они не могут. Думаю, это бесполезный сорт сотрудников, как рабочие растягивающие ремонт на годы, потому что получают деньги за человеко-часы. Слова нужно исказить и представить только потому, что иначе не за что будет редактору платить. А эфемерные понятия красоты и любви - прикрытие имитации деятельности.
Описание кейса
Для лекции, организованной сторонней фирмой нужен был анонс. Анонс я написал еще в прошлом году и он не слишком устарел. Однако, компания встала в принципиальную позицию: мы всегда пишем анонсы сами, ВСЕГДА! Ну что ж, в редакцию была отправлена презентация и мой старый анонс для примера, вдохновения, там искр и безумий всех сортов. А получилось так, что редактор переделал мой текст следующим образом.
Мой анонс
В астрономии тоже есть своя стандартная космологическая модель. И она сразу получилась проблемной. Практически никакие галактики, включая нашу собственную не ведут себя по законам физики: края спиральных рукавов должны двигаться гораздо медленнее чем их центральные части из-за того что в центрах галактик гравитация сильнее из-за большой концентрации массы, ведь все тела притягиваются друг к другу и должны слепиться в кучу, так? Неа. Края рукавов такие же быстрые как и центры галактик. Словно мы не нашли 95 % массы всех видимых нами звезд. В 1906 году Анри Пуанкаре предложил решение проблемы несоответствия скоростей и масс видимых объектов — предположение о том, что большая часть материи вселенной невидимая. Сам термин «темная материя», скорее всего, впервые использовал Эрнст Эпик в 1915 году. В научном сообществе темную материю еще называют «призраком Вселенной». Тем ни менее, она - основа современной космологии.
Анонс редактора
С тех пор как Анри Пуанкаре выдвинул предположение, что большая часть материи Вселенной невидимая, эта теория стала основой современной космологии. Вокруг темной материи витает флер таинственности. Загадочное вещество, которое физики называют «призраком Вселенной», невидимо, не взаимодействует с частицами, не пропускает свет, но влияет на гравитацию всей галактики. Из каких частиц она состоит? Какими свойствами обладает? Десятки лет ученые выдвигают новые и новые гипотезы. На лекции разберем всю самую актуальную информацию о темной материи.
Проблемы, созданные редактором
Потеря контекста
Многим людям, далеким от науки кажется, что ученым на месте не сидится. Вот была простая и понятная обывателю небесная механика Ньютона, а потом Эйнштейн от скучной работы в патентном бюро выдумал на ровном месте какие-то закривления пространства... Да, сами вы закривляетесь!
Так происходит из-за незнания контекста: теория всемирного тяготения Ньютона решила проблемы небесной механики Птолемея, но создала свои. Теория относительности Эйнштейна, как и все научные труды решают проблему с которой невозможно мириться. Наука - вынужденная мера.
С тех пор как Анри Пуанкаре выдвинул предположение, что большая часть материи Вселенной невидимая
Складывается впечатление, что великий математики Анри Пуанкаре сидел себе на кухне, никого не трогал и вдруг "А что если вселенная невидимая?". Редактор переставил эту фразу из середины в начало, потеряв контекст - проблему, которую нужно было решить. А ради чего такая жертва?
Слишком сильные заявления
Есть два вида людей, пишущих о науке не для специалистов: журналисты, которые выбрали свой жертвой физику и физики, решившие, что писать популярные тексты может каждый дурак, в том числе и они сами. Первые по привычке пытаются возвеличить заглавие: ничего кроме сенсации! А вторые чаще сомневаются даже в заголовках. И это две крайности одного спектра. Слишком сильный заголовок ближе к вранью чем к правде, а слишком слабый - не привлечет внимание читателей и вся работа окажется напрасной.
Эта теория стала основой современной космологии
Основа современной космологической модели - это холодная темная материя и лямбда-член уравнения общей теории относительности. Космология - это очень обширная область знаний, в которой много чего еще. В оригинальном анонсе не просто так в первом предложении упоминается космологическая модель - специализированная теория, а только в последнем - космология, когда контекст уже задан. Редактор перевернул все с ног на голову.
Фактические ошибки
Обиходная речь человека изобилует неточностями с точки зрения науки. Если слишком сильно фильтровать базар, от него ничего не останется. С другой стороны, научно-популярный текст накладывает на автора ответственность. В институте преподаватель может исправиться на следующем уроке, поддерживает обратную связь, постоянно опрашивая студентов. А в интернете статья или анонс может стать единственным материалом читателя по узкой теме. Большая часть аудитории не прочитает дальше заголовка и на лекцию не придет. То есть, начало научно-популярного текста - самая важная его часть.
Загадочное вещество
Вещество - это только один из вариантов того чем может оказаться темная материя. Это могут быть топологические дефекты пространства, электрическая космология, гравитация из других Вселенных. А еще есть варианты физики, лишенные этой проблемы, взамен приобретения других проблем.
Загадочное вещество невидимо
Ультрафиолетовое излучение тоже невидимо, но в нем, например, можно разглядеть детали солнечной фотосферы. Почти никакая физика не видна человеческому глазу. Но свидетельсие показания - кто что и где видел, ученые исключиили из научного метода еще во времена Ньютона. Мы доверяем только измерениям и расчетам. проблема темной матреии - расчеты не сходятся с измерениями.
Загадочное вещество не взаимодействует с частицами
А у гравитации есть посредник - частица? Мы этого не знаем. А значит и не знаем, взаимодействует ли темная материя с частицами. Может быть суть проблемы вообще не в этом, и взаимодействия не мешают "темноте" "материи".
Загадочное вещество не пропускает свет
В обычной речи: "не пропускает" и "не взаимодействует" - почти одно и то же. Но в астрономическим контексте разница категорическая. Непрозрачные объекты видны на астрофотографиях. Если бы темная материя блокировала свет, мы бы ее увидели темными облаками, например, на снимках "Джеймса Уэбба". Или даже не темными. Звезды, например, тоже не пропускают сквозь себя свет.
Халатное приуменьшение
Журналисты, которые любят кричащие заголовки, способны и на обратное - приуменьшить влияние феномена. "Температура большого взрыва даже выше температуры кипения воды в чайнике" - так то оно так, но совсем не раскрывает масштаб явления. Температура большого взрыва 10 в 28 степени Кельнов не позволяла четырем фундоментаьным взаимодействиям разделиться. Это непостижимо, а не просто больше чем в чайнике.
Загадочное вещество влияет на гравитацию всей галактики
Темная материя влияет на гравитацию Вселенной. Видимая часть галактик занимает небольшую часть от предполагаемого шара темной материи. Тут редактор поубавил масштаб трагедии.
Вопросы, содержащие сомнительные утверждения
На любые вопросы можно ответить правильно, если есть достаточно на это времени (или символов). Но, лучше бы вопросы по научной тематике не содержали ложных или провокационных утверждений. Например, на РЕН-ТВ меня спросили: "Почему ученые современники Прохорова и Басова не верили в лазеры и считали это направление бесперспективным?" Правильный ответ на такое: "В 1926 году Поль Дирак создал теоретические основы вынужденного излучения, с тех пор физики ждали появления лазеров, а Александр Прохоров и Николай Басов, создавшие в 1953 году принцип работы квантового генератора были учеными с непререкаемым авторитетом, никто в них не сомневался, а в 1964 году им была присуждена Нобелевская премия".
Вопрос, который нужно опровергать - вариант журналистской работы, но всегда есть шанс, что читатель запомнит короткий кривой вопрос и не запомнит корректный длинный ответ.
Из каких частиц она (темная материя) состоит?
Чуть выше, я уже жаловался на то, что "состоит ли темная материя из частиц?" - вопрос, на который пока нет ответа. Вкладывать один из вариантов ответа на него в другой вопрос - безграмотно.
Смерть редактора
Многие, кто жалуется на завышенную сложность моих статей предлагают пользоваться нейросетями. Это ровно такая же ситуация, как редактор-гуманитарий: игнорирование контекста и случайное переставленное слов и предложений местами. Разница только в том, что нейросеть делает это бесплатно, а редактор обосновывает свою зарплату числом символов, которые он бездумно перемешал. Пользоваться плодами трудов и тех и других, для научно-популярного журналиста - смерть, ад и Израиль. Пусть лучше душную, как поезд Москва-Адлер в июле, статью никто не прочтет, чем безграмотный из-за редакторов текст наберет популярность. Научпоперам нужна клятва, аналогичная клятве Гиппократа: "НЕ НАП**ДИ!"
Автор статьи - физик Георгий Тимс для проекта «Физика для гуманитариев». При копировании, пожалуйста, указывайте авторство. Социальные сети проекта: Телеграмм канал, Ютуб канал