Женщина М. 78 лет. Сидела на краю кровати и осматривала палату, когда к ней подошёл доктор. Внешне она выглядела на удивление крепко для своего возраста. Да, конечно, молодость ее покинула, но взгляд оставался живым и заинтересованным в окружающем мире. Увидев врача, пациентка заметно оживилась и на вопрос о жалобах на данный момент, решительно сказала, что жалоб на здоровье она не имеет. И беспокоит ее только одно - Что на “новой работе” все ее игнорируют.
При более детальном расспросе выяснилось, что настоящие события и воспоминания бурной молодости причудливым образом перемешались в сознании пациентки и трансформировали реальность таким образом, чтобы защитить психику и объяснить разуму происходящее вокруг.
Много лет назад, когда человек человеку приходился товарищем, юная М. работала медсестрой в больнице, с течением времени, набравшись опыта, она стала старшей медсестрой и занималась организацией рабочего процесса. Она отправляла пациентов на физиопроцедуры и лечебную физкультуру, проводила им манипуляции и заполняла бесчисленные журналы, кои так любит всеблагое начальство. Медицинские сестры к ней прислушивались, а коллеги относились с уважением.
Но пришло время сложить с себя полномочия и выйти на пенсию. Заниматься воспитанием внуков и прогулками в парке. Постепенно усугублялись нарушения памяти, которые близкие родственники списывали на забывчивость и чудачество. А когда больная стала дезадаптирована в быту, провернуть разрушение нейронных связей вспять, уже было невозможно.
Несмотря на то, что последние 20-30 лет пропали из воспоминаний пациентки, профессиональные навыки ее не покинули. М. мастерски организовывала больных на отделении для походов на физиолечение и прогулки, и если находила, нечаянно оставленный журнал медицинского учета, садилась и пробовала его изучать, благо не успевая заполнить смену и передать дежурство.
Единственное, на что сетовала больная и что вызывало растерянность: со слов, ее совсем недавно перевели в данную больницу и назначили старшей, однако начальство не познакомило с персоналом клиники и поэтому медсестры и санитарки отказывались выполнять указания и не соблюдали иерархию, укладывая спать по расписанию в 21:00 и нагло будя по утрам.
Все, что можно было сделать для пациентки на данном этапе - это оставить ее в мире, где она была медсестрой и помогала своим пациентам. Не имело смысла пытаться восстановить связи между нейронами в гиппокампе, потому как они, очевидно, перестали формировать оперативную память и остались лишь самые стойкие, хранящие профессиональные навыки. Посему было принято решение нормализовать больной ночной сон и попытаться направить ее усилия в конструктивное русло отделения.
Итогом данной истории может быть вывод: профессиональные навыки сохраняются в памяти даже после полной дезадаптации в быту и стоит обращать внимание на когнитивную сферу даже тогда, когда пациент еще ходит на работу и занимается профессиональной деятельностью.
ЗЫ: Все совпадению случайны и все герои , естественно, вымышленные