Найти тему
Natalie Efimova

Михай Волонтир и Альбина Матвеева в фильме "Единственный мужчина", который я никогда не видела

Первый раз посмотрела фильм "Единственный мужчина". И сразу подумала - а не слишком ли там много исторического оптимизма для ленты 1981 года, когда уже начинали сгущаться тучи - в преддверии смутных 90-х?

Одна сцена в поезде чего стоит.

Да и сам поезд.

-2
-3

Каково смотреть на это из 2024 года, когда у нас тут жаркие дискуссии идут по поводу того, на сколько часов (минут) пускать вниз пассажиров с верхних полок, чтоб те могли перекусить и попить чайку.

Но уже обозначена растущая пропасть между романтиками-трудягами и мятущейся, хотя и прагматичной интеллигенцией.

Девушка в уезжающем дальше, на стройку века поезде машет рукой и кричит поэту, который всю дорогу читал её стройотряду свои произведения:

-4
-5

- До свидания. Ждем новых стихов!

А коллега и любовник главной героини Корецкий, увлекший командира производства Марью Николаевну в путешествие на плоту по лесной реке, иронично спрашивает поэта:

- Слушай, а вдруг она не выполнит план. Что ты тогда будешь делать?

-6

На что певец эпохи (Виктор Проскурин) отвечает:

- Надо держать руку на пульсе времени, Саша.

Главная героиня Марья Николаевна старается выразить возникший внутренний диссонанс одной репликой:

- Вы совсем не похожи на свои стихи.

На что поэт Тимофеев говорит своей, как всегда, гениальной строкой:

- Когда бы на себя мы походили, встречаясь - мы б себя не узнавали.

***

Подумала я про удивительный оптимизм 1981-го, и посмотрела список других кинофильмов, снятых в том же году в СССР.

Знаете, очень удивилась:

"Мужики!", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон: собака Баскервилей", "Вам и не снилось", "Не бойся, я с тобой!", "Отпуск за свой чет", "Берегите женщин", "Карнавал", Любимая женщина механика Гаврилова", "Александр Маленький"...

Ничего себе застой, подумала я. Застоище!

Такой нынешним кинематографистам и не снился. А уж творцам 90-х и подавно.

У "Единственного мужчины" очень маленький рейтинг в сравнении с фильмами, которые я перечислила (а это лишь малая толика снятого) - 6,4.

***

Михаил Михайлович Клушин (актер Михай Волонтир) - работник леспромхоза, случайный знакомый директора крупного научно-производственного объединения Марьи Николаевны - пока еще не знает, кто она такая.

В деревенской избе у героини совсем другое лицо:

В деревне
В деревне
На работе.
На работе.

Мой фаворит и самая лучшая женщина в этом фильме, которая наверняка прожила тяжелую мужскую жизнь - мать главного персонажа, которого играет Волонтир, Неонила Степановна (Стефания Михайловна Станюта - советская, белорусская актриса театра и кино, народная артистка СССР).

Она говорит коротко. "Ну-ну". И присказками:

- Зовут зовуткой - величают уткой.

-9

Опрокидывает без предисловий стаканчик. Комментирует:

- Это лекарство.

-10

И советует гостье:

- Ешь с дороги - позабудь тревоги.

Работник леспромхоза, в чьем доме руководитель производства нашла временный приют, сначала тоже отмечает ее стоический характер:

- Туризм спорт мужественных. А вы как раз мужественная.

Но уточняет, пытаясь понять, почему она покинула пассажиров речного плота:

- Пошли на конфликт с коллективом? Коллектив это сила. Без коллектива добра не жди.

Она:

- А мне не нужно никакого добра.

- Как же вы живете, если вам никакого добра не нужно?

- Кто как умеет.

- Понятно.

Пока идет этот непритязательный диалог, от лица Матери глаз не оторвать.

-11

Рентген.

Он:

- Вот птица - для себя клюет червяка или гусеницу?

Она:

- Наверное, для себя.

Он:

- А польза лесу.

Она:

- Ой, этим рассуждениям, Михал Михалыч, тыща лет. И они давным-давно опровергнуты.

- Только умнее от этого человек не стал.

Она, командир производства, сразу начинает упираться, рассказывать, что технические революции уже дали человеку столько, что надо только уметь этим пользоваться, а чтобы уметь - надо обладать умом...

Прикиньте - женщина, которую крепкий деревенский мужчина подобрал, испуганную, на лесной дороге, сидя в его доме, за столом, накрытом его матерью - в первые минуты знакомства такое говорит.

Он отвечает:

- Нет, не умом. Навыками.

У него за каждым случаем использования технических достижений - практический опыт. Причем ежедневный. И не всегда хороший. Люди-то здесь разные живут.

И ведь тоже - глаз не оторвать.
И ведь тоже - глаз не оторвать.

- Нож. Им можно хлеб резать. А можно... Смотря, в чьи руки попадет.

Волонтир здесь - само обаяние и ... искушение.

-13

И, конечно, героиня задержится в его простом деревенском доме не на один день.

Тем более, что на ее предприятии ей практически в дорогу сказали: "Вы здесь единственный мужчина".

А он ей говорит:

- Вы добрая душа.

Даже несмотря на то, что она несла за столом.

***

Никак не налюбуюсь.
Никак не налюбуюсь.

- Природа. Она такая. Вон, река текёт, видала? Быстрая называется. А текёт не быстро.

-15

На таком языке в объединении, которым рулит Марья Николаевна, никто не говорит.

- Доить умеешь?

- А юбка у тебя есть?

Она не взяла с собой юбку.

- Сходи в сельпо, возьми ситцу. Сошьем.

- А зачем?

- Как зачем? Баба, стало быть, юбка нужна.

Вот!! Вот из-за этих кадров я и захотела написать про этот фильм.

Я почувствовала запах ситца из сельпо.

-16

Вспомнила, как мама в детстве нас обшивала практически из такого же (она окончила курсы кройки и шитья при Доме офицеров и у нас в квартире стоял настоящий манекен).

Не забыть, как кто-то со двора кричал:

- Ира, в универмаге ситец выбросили!

Или сатин, или штапель...

И женщины шумной стайкой бежали в универмаг.

А я долгие годы размышляла - почему выбросили-то? Странное слово для такого случая.

***

Не скрою, не все диалоги мне в фильме понравились. Бывали места, где хотелось сказать: "Не верю". Случались не совсем удачно снятые, на мой придирчивый взгляд, сцены.

Но общий посыл - интересный. Природа хороша. Неонила Степановна - великолепна, только ради нее (Стефании Станюты) стоило смотреть.

***

И в этом фильме мы видим любовный треугольник. Вот только со своим коллегой, зовущим ее замуж, Марья Николаевна - на одной ступени социальной лестницы. И Корецкий (Игорь Васильев) тоже не Квазимодо.

-17

А герой Волонтира никогда не покинет свой дом, свою маму, свой лес.

Как думаете - кого выберет для дальнейшей жизни Марья Николаевна?

Я вам не скажу.

Ни за какие коврижки.

***

Оскароносный фильм Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" сразил зрителя в 1979 году.

Снять спустя два года фильм, где имеет место такое же "неравенство" героев, и дать ему такой же хэппи энд...

-18

Когда я увидела на героине ситцевую юбку, сшитую за день Неонилой Степановной, то почему-то подумала, что сельская жизнь пойдет Марье Николаевне так же, как кеды и модная тенниска к этой юбке.

И еще - по фильму летит веселая, местами комичная, жизнерадостная музыка Анатолия Балчева. А когда возникает любовная тема, в лирическую палитру вплетаются какие-то металлические ноты.

Как будто во время наивысшей точки любви кто-то по рельсу напильником водит.

Это мои личные ассоциации. Вы же знаете, как строго я отношусь к музыке в кино. Ведь она иногда - 90% успеха. Услышишь потом издалека знакомую до слез мелодию - как будто аромат жизни из любимого фильма вдохнул...

--------------

На всякий пожарный случай мой телеграм-канал, где я делюсь всеми публикациями - https://t.me/NataliaEfimovaZen

Чтоб не теряться в случае чего.