Вспомнилась школьная программа по литературе. Именно в контексте преподнесения роли женщины и формирования у учениц запроса на материнство. Конечно, школу я закончила очень давно, но русская классика, которая служит основой формирования мировоззрения и семейных ценностей, и подходы к преподнесению ее вряд ли сильно изменилась.
Толстой, Достоевский, Островский, Лесков, Куприн, Пушкин, Булгаков, Гоголь, Тургенев...https://journal.tinkoff.ru/litra-stat/
И где же школьники могут почерпнуть социально приемлемый образ жены и матери? Отца?
Тут важна ведь еще и интерпретация произведения. Образ Наташи Ростовой, которая в конце романа "Война и мир" становится образцовой мамой, обычно толкуется учителями, как приземленность, конец романтическим мечтам и погружение в рутину и серость. Стигматизируется, я бы сказала.
"Анна Каренина"? Возвышается и романтизируется образ неверной жены, бросившей ребенка. Сам Толстой образ Анны очерчивает беспристрастно. Но вот обычная трактовка фигуры этой героини чрезвычайно комплиментарна к Карениной. Образ преданного и опозоренного мужа толкуется учителями в стиле "тиран проклятый, сам виноват". Хотя лет ему чуть более сорока, социальное положение высокое. И второго ребенка неверной супруги он тоже принял. Ну да, в соответствии с традициями того времени он требовал соблюдения внешних приличий. Хотя бы.. Абьюзер.
Преданность Сонечки Мармеладовой у Достоевского достойна уважения. Но ведь она.... проститутка!
Настасья Филипповна в "Идиоте"? Содержанка, которая мечется между несколькими мужчинами, шантажирует одного, сводит с ума другого и умирает от руки третьего.
Александр Островский. "Гроза". Снова в центре "луч света в темном царстве" в виде неверной супруги. И Кабаниха, свекровь.))) Страшная такая. Ничего, что трудами ее, рано овдовевшей, оставшейся с малыми детьми, тепло и сытно живет вся гоп-компания, которая ее же и проклинает?
Лесковская "Леди Макбет". Снова юная жена, снова неверность, но теперь ради любовника она убивает мужа и готова лишить жизни невинного ребенка. Духоскрепно..
Булгаков? Маргарита, красивую жизнь которой обеспечивает много работающий муж, скучает так сильно, что готова к черту на метле податься.
И только Пушкин, "наше все", говорит устами Татьяны:"Я вас люблю, к чему лукавить.. Но я другому отдана и буду век ему верна"!
Литература формирует духовную сущность человека. Но школьный курс сформирован таким образом, что никак не способствует выстраиванию представления о ценности семьи, о любви к детям. Где тут уважение к супругу, ценность его, как отца...Где фигура самоотверженной любящей матери? Уж не у Достоевского ли, где мама Сонечку на панель отправила?
То есть практически во всех произведениях красной нитью идет мысль о том, что ради вспыхнувшего чувства можно предать, продать, мужа убить. Семью разрушить, детей бросить. И все это ложится на мозги юных девушек при участии уважаемых и порой любимых учителей. У которых интерпретация произведений от Белинского. Брошенного в детстве, битого и нелюбимого ребенка, озлобленного на весь мир.
Какие там семейные ценности, верность, самоотверженность, терпение, сострадание..Разве что "Русские женщины" Некрасова как то сглаживают картину.
Самая пронзительная история любви, гоголевские "Старосветские помещики", нам преподносилась как мещанское тусклое существование. А ведь эти люди трогательно и нежно относились друг у другу. Иногда перечитываю и слезы наворачиваются, хоть я и не сентиментальна.
Какой то странноватый образ жены и матери семейства рисует нам великая русская литература. Это еще Чернышевского убрали из программы со снами Веры Павловны.
При царе - батюшке много было церковного чтения, житий святых. Светская литература все таки была мало доступна основной массе населения. И мало понятна, думается.
Если уж заниматься семейной политикой, то начинать надо с самых основ. С детскими сказками на семейную тему у нас все хорошо, начиная с "Репки". А вот дальше...
Автор - Villina