Найти в Дзене
Код Памяти

Анатолий Солоницын. Свой среди своих

Оглавление

Андрей Тарковский долго и мучительно искал исполнителя главной роли в фильме «Андрей Рублев». Образ знаменитого иконописца, канонизированного Русской православной церковью, гениально воплотил на экране актер Анатолий Солоницын, который впоследствии снялся во всех фильмах Тарковского, созданных в СССР.

Его снимали в своих картинах и другие известные режиссеры – Алексей Герман, Глеб Панфилов, Никита Михалков. Вадим Абдрашитов, Сергей Герасимов, Александр Алов и Владимир Наумов. Память об Анатолии Солоницыне сохранится в его ролях, которых он мог бы сыграть больше, если бы не тяжелая болезнь, ставшая причиной преждевременного ухода гениального актера из нашего мира.

Детство и юность

Герой сегодняшнего рассказа родом из Богородска, входившего в Горьковский край, где он появился на свет 30 августа 1934 года в семье Алексея Федоровича и Нины Кузьминичны Солоницыных. В то время его отца, корреспондента газеты «Известия», интересовал Отто Юльевич Шмидт, благодаря которому были спасены полярники-челюскинцы. Он назвал своего первенца именем этого героя. Анатолием Солоницын стал позже, во время работы на саратовском заводе по производству вагонов. У него был младший брат Алексей. Родители перевезли сыновей в Саратов к родственникам Нины Кузьминичны.

Солоницыны исследовали свое генеалогическое древо и выяснили, что «поволжских немцев» среди них не было, как ошибочно утверждают несколько «биографов» актера. У Солоницыных чисто русская родословная. Николай Карамзин в книге «История государства Российского» упоминает о «ветлужском летописце» 18-го столетия Захаре Солоницыне, который также писал иконы.

Мать Анатолия была из рода Ивакиных. Ее предка Кузьму Ивакина знали, как старосту саратовского Свято-Троицкого собора. Среди прадедов актера был барабанщик, попавший на службу к генералу Скобелеву. Его убили во время русско-турецкой войны второй половины 19-го века, когда он шел на Шипку.

Окончив семь классов школы, Анатолий начал учиться в строительном техникуме. Некоторое время слесарь-инструментальщик Солоницын работал на заводе. Его отцу предложили работать собственным корреспондентом «Известий» в столице Киргизской ССР.

После сдачи экзаменов за восьмой и девятый классы Анатолий во Фрунзе (Бишкеке) продолжил учебу в школе, где обратил на себя внимание Тины Григорьевны Пивоваровой, которая преподавала русский язык и литературу. На организованном учительницей вечере Анатолий удивил всех пронзительным чтением отрывка из романа «Война и мир». Позже он записался в художественную самодеятельность, был чтецом и куплетистом.

Попытки поступить в ГИТИС

Солоницын отправился в Москву, где предпринял три попытки поступления в ГИТИС. Приемная комиссия все время отказывала способному, но лысоватому и сутуловатому юноше.

Анатолий работал на заводе и читал стихи на эстрадных подмостках. В Ивановской области он выкорчевывал пни. Принимать водные процедуры приходилось в болоте, что стало причиной его раннего облысения. В составе геологической экспедиции Солоницын отправился в Киргизию, где у него украли все вещи и деньги. Он с трудом добрался до Москвы, но снова провалил экзамены в ГИТИС.

Анатолий поехал в Свердловск, где его приняли в театральную студию. Потом он вошел в труппу местного драмтеатра, где был задействован в эпизодах и массовых сценах. Только писатель Ваня из спектакля «Униженные и оскорбленные» удовлетворил его творческие и духовные запросы.

«Андрей Рублев»

Кинодебют Солоницына состоялся в 1963 году. Глеб Панфилов снял его в главной роли «Дела Курта Клаузевица». Над фильмом работала Свердловская киностудия.

Когда Анатолий прочитал в журнале «Искусство кино» сценарную версию «Андрея Рублева», созданную Андреем Тарковским и Андроном Кончаловским, он захотел сыграть в этой исторической драме главную роль. Солоницын поехал в столицу и отправился к Тарковскому. После проведения фотопроб режиссер решил снять неизвестного актера на камеру в костюме и гриме Рублева.

Анатолий Алексеевич привлек внимание Андрея Арсеньевича своей монашеской погруженностью в образ. Фотографии с проб увидел консультант картины, известный знаток иконописного искусства, реставратор Савелий Ямщиков, который сказал Тарковскому, что Андрея Рублева должен играть Солоницын.

Кандидатура неизвестного актера была отклонена худсоветом. Тарковский поговорил со своим учителем Михаилом Роммом, который отговаривал его снимать зажатого и чересчур театрального провинциала. Но Андрей Арсеньевич настоял на своем выборе.

Тарковский поставил Солоницыну условие: Анатолий должен проявить себя в первый съемочный день. В случае провала у него заберут роль. Сниматься он должен был сразу в сложнейшей финальной сцене с рыдающим юным колокольным мастером Бориской, которого успокаивает Андрей.

Солоницын сыграл гениально. Его утвердили. Только после этого Тарковскому стало известно, что актер добился появления у него хриплого, старческого голоса, проведя над собой эксперимент. Он взял шарф и завязал его вокруг горла, не снимая в течение недели. Солоницын мог лишиться голоса. Такое жертвоприношение актера ради искусства потрясло Тарковского.

Сегодня DVD с «Андреем Рублевым» - цифровой памятник Тарковскому и Солоницыну, которые не жалели здоровья, чтобы снять гениальное кино и достучаться до сердец и душ зрителей.

Роли в кино

В 60-х и начале 70-х годов Анатолий Солоницын жил и развивал свою театральную карьеру в Свердловске, Минске, Новосибирске и Таллине. В 1972 году он переехал в Северную столицу, где поступил на службу в театр имени Ленсовета.

У Тарковского родилась идея экранизации романа Достоевского «Идиот». Он собирался пригласить Солоницына на роль писателя. Также в произведении есть лицемер и проныра Лебедев, который мог появиться в фильме в исполнении Анатолия Алексеевича. Чтобы соответствовать внешнему виду Федора Михайловича, Солоницын был готов к проведению пластической операции. Классик русской литературы в его исполнении появится позже в «Двадцати шести днях из жизни Достоевского» Александра Зархи. Эта роль Солоницына была отмечена «Серебряным медведем» Берлинского кинофестиваля.

Из других кинообразов актера зрителям запомнились:

·      комиссар Евстрюков из фильма «В огне брода нет» Глеба Панфилова;

·      политрук Петушков из «Проверки на дорогах», поставленной Алексеем Германом;

·      председатель губкома Сарычев из истерна «Свой среди чужих, чужой среди своих», который снял Никита Михалков;

·      Толик Чикин из мелодрамы «Из жизни отдыхающих» Николая Губенко.

У Солоницына было несколько своих любимых эпизодических ролей:

·      предатель Портнов из «Восхождения» (режиссер Лариса Шепитько);

·      прохиндей Костик из «Поворота» (режиссер Вадим Абдрашитов);

·      отец Павлика из «Мужиков!» (режиссер Искра Бабич).

Анатолий Алексеевич продолжал активно сотрудничать с Тарковским. В «Солярисе» в его исполнении появился доктор Сарториус. Работая над «Зеркалом», Андрей Арсеньевич специально для Солоницына написал эпизод случайной встречи с героиней Маргариты Тереховой. Писатель из «Сталкера» - последнее появление актера в фильмах Тарковского.

Личная жизнь

Первый раз Анатолий женился на гримере Людмиле Успенской, которая устроилась работать на Свердловскую киностудии. Семейное древо Солоницын продолжил со своей второй женой – искусствоведом Ларисой Сысоевой, которая родила дочь Ларису, учившуюся впоследствии на киноведческом факультете ВГИКа. Она возглавляет Музей кино.

После развода ленинградская квартира Солоницына досталась Ларисе. Эту жилплощадь актеру помог получить классик советского кино Григорий Козинцев, который ходил к руководству киностудии «Ленфильм» по просьбе Тарковского.

В 1976 году Андрей Арсеньевич собирался поставить спектакль «Гамлет» в московском «Ленкоме». Главного героя пьесы Шекспира сыграл Солоницын, который переехал в театральное общежитие. После этого ролей в спектаклях он не получал.

Третий раз Анатолий Алексеевич женился на гримере из «Мосфильма» Светлане, которая родила сына Алексея. Парень учился в Московской школе милиции, после чего устроился работать на должность следователя. Позже он начнет снимать фильмы вместе с кинокомпанией «Коктебель».

Уход из жизни

История болезни Анатолия Солоницына берет свое начало в конце 60-х годов, когда он снимался в картине Владимира Шамшурина «В лазоревой степи». Во время съемок актер простудился. Диагноз – воспаление легких. Он не долечился и вернулся на съемочную площадку.

В начале 80-х Солоницын снимался в «Великой судьбе». После падения с коня и ушиба у него начали сильно болеть легкие. Анатолия Алексеевича на самолете отправили в столицу. Его обследовали в Первой Московской клинической больнице. Оказалось, что легкие артиста поражены опухолью, которую врачам удалось удалить. О тяжелой болезни Солоницыну не сообщили. На съемках фильма «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова за Солоницыным присматривал врач, с которым он дружил в молодости.

В 1982 году актер отправился на съемки в Белоруссию, где почувствовал ухудшение своего состояния. Его доставили в столицу. После обследования в Первом медицинском институте врачам стало известно о повреждении позвоночника метастазами.

Свой код жизни Солоницын обозначил в последних словах, адресованных младшему брату Алексею: «Человек не может жить без веры. Если больше людей будут утверждать нравственный идеал, Земля станет прекрасной…».

Смерть пришла за великим русским актером 11 июня 1982 года. Могила Солоницына находится на территории Ваганьковского кладбища. Сохранение памяти о простом гении стало делом жизни его брата - журналиста и писателя Анатолия Солоницына.

У каждого из вас в семье есть свои ушедшие из жизни любимые родственники. О них вы можете рассказать на страницах портала Код Памяти, сохранив эту информацию для потомков.