Найти в Дзене
Путешествуй сам

Басманный район: Бауман, Бауман и еще один Бауман

В нашем Басманном районе памятников не счесть. И Лермонтову на Красных воротах, и юному Пушкину на Бауманской улице, и Грибоедову на Чистых прудах, Николаю Гавриловичу Чернышевскому, неоднозначной фигуре в русской истории, хотя в школе его из программы убрали, и правильно, писатель он был плохой, хотя в свое время и модный. На Чистопрудном бульваре есть даже памятник Абаю Кунанбаеву, одному из первых казахских поэтов (аккурат напротив посольства Казахстана). А чуть дальше, на том же бульваре — памятник нашему великому Грибоедову. Советским драматургам — Вампилову, Володину и Розову — поставили во дворе «Табакерки», только попасть туда могут лишь зрители тетара. На Китай-городе стоят Кирилл и Мефодий, создатели русской письменности. Есть бюст Петра в Лефортовском парке, бюст Екатерины II, даже два Ленина сохранились — один молодой в Огородной Слободе у дома пионеров, бывшего особняка чаеторговца Высоцкого, и голова в во дворике на улице Лукьянова (бывший Бабушкинский переулок). А в 1-м

В нашем Басманном районе памятников не счесть. И Лермонтову на Красных воротах, и юному Пушкину на Бауманской улице, и Грибоедову на Чистых прудах, Николаю Гавриловичу Чернышевскому, неоднозначной фигуре в русской истории, хотя в школе его из программы убрали, и правильно, писатель он был плохой, хотя в свое время и модный. На Чистопрудном бульваре есть даже памятник Абаю Кунанбаеву, одному из первых казахских поэтов (аккурат напротив посольства Казахстана). А чуть дальше, на том же бульваре — памятник нашему великому Грибоедову. Советским драматургам — Вампилову, Володину и Розову — поставили во дворе «Табакерки», только попасть туда могут лишь зрители тетара.

На Китай-городе стоят Кирилл и Мефодий, создатели русской письменности. Есть бюст Петра в Лефортовском парке, бюст Екатерины II, даже два Ленина сохранились — один молодой в Огородной Слободе у дома пионеров, бывшего особняка чаеторговца Высоцкого, и голова в во дворике на улице Лукьянова (бывший Бабушкинский переулок). А в 1-м Басманном переулке во дворике ЛДПР стоит Жириновский в полный рост, установленный еще при жизни вождя.

Так как в Басманном находится Высшее техническое училище (ныне МВТУ), то объяснимы памятники Николаю Жуковскому, его ученику и последователю Чаплыгину и Сергею Павловичу Королеву.

Но больше всего у нас памятников Бауману, имя которого носит Технический университет. Я насчитала целых четыре! У старого здания МВТУ, в сквере напротив Елоховского собора, бюст в вестибюле метро «Бауманская» и бюст в саду им.Баумана.

Удивительно, что они все устояли во времена декоммунизации 90-х, в то время, как все его соратники по партии отправились в Музеон. Каким-то образом только Бауману удалось выстоять.

А почему я об этом вспомнила сегодня? Меня удивило, что в трамвае 50 всегда остановку объявляли так: «МВТУ имени Баумана», и вдруг я услышала новую формулировку «МВТУ имени Николая Эрнестовича Баумана» с нажимом и ударением на имени-отчестве. Как говорил Довлатов, что вдруг?

Как-то за постперестроечное время Бауманский университет перестал ассоциироваться с пламенным революционером. Бауманка и Бауманка. Меня (и не только меня) всегда удивляло, что бывшее Императорское техническое училище носит имя казанского недоучившегося ветеринара.

Уже слышу ответ: его же убили на Немецкой улице, что ныне носит имя Баумана. Более того, добавлю я, он неподалеку квартировал. Сначала в доме 13 по Нижней Красносельской, где разместил подпольную типографию - удивительно удобное место для революционера — прямо над железнодорожными путями. В случае появления жандармов можно выпрыгнуть в окошко, заскочить на подножку любого поезда и — поминай как звали. А потом съехал на квартиру гражданской жены в доходный дом 32 по той же Нижней Красносельской. Отсюда он и отправился на пролетке в последний путь.

Правда, на роль сакральной жертвы проклятого самодержавия он наметил совсем других. А именно тех самых студентов Императорского технического училища. Именно их он вел на штурм Таганской тюрьмы, в которой на тот момент не было ни одного заключенного. Наверняка бы завязалась перестрелка с охранниками, и юные студенты полегли в «борьбе роковой». И тогда на улицы выйдут толпы и толпы. Циничный и безупречный план. Но на пути у веселого авантюриста Николая Эрнестовича встал дворник завода Щаповых Михалин.

Из материалов дела: Михалин бросился наперерез пролётке Баумана, пытаясь вырвать знамя из его рук. Николай выстрелил в неожиданного противника из браунинга, но Михалин успел ударить революционера по руке припасённым отрезком железной трубы, и пуля ушла мимо. Следующий удар, пришедшийся Бауману по голове, оказался смертельным.

Михалин сам сдался полиции и вскоре получил полтора года тюрьмы за превышение необходимой самообороны. В 20-е годы ОГПУ нашло Михалина и расстреляло. А многотысячная демонстрация в 1905 году все же состоялась — по поводу убийства Баумана.

Недавно памятник, что у Елоховского собора, поставили на реставрацию, затянули тканью с нарисованным Бауманом. Мне почему-то кажется, что на этом изображении он удивительно похож на железного Феликса. Интересно, пойди история по плану революционера, кем бы он был к 1920-м годам?