Найти в Дзене

История Костерево: от станции до поселка

Оглавление

Основание станции и поселка

В 1861 году была построена Нижегородская железная дорога (ныне Горьковская). Через 27 лет, в 1888 году, по данному направлению открыта станция Костерево. С нее и началось развитие поселка.

Роль станции и завода

Станцию построили для перевозки товаров с Мишеронского стекольного завода (ныне Шатурский район Московской области). Завод находился в 25-30 км. от поселка Костерево и принадлежал заводчику Ивану Ивановичу Костереву. До постройки Казанской железной дороги эта станция была ближайшим перевалочным пунктом.

К Костерево доставляли битое стекло, известняк и прочие компоненты для производства стекла, за исключением песка. С завода на станцию отправляли готовые изделия — бутылки для пива и вина. В зимнее и летнее время сообщение между заводом и станцией осуществлялось с помощью гужевого транспорта, а в весенние месяцы, когда реки разливались, использовали баржи и бурлаков.

Кроме станции, Костерев построил здание вокзала, почту (ее разобрали в 1987 году), запасной путь, два жилых дома и склад для готовой продукции. Один дом был для Костерева, сейчас там школа искусств. Второй дом был снесен. Он принадлежал управляющему имением.

Название станции и поселка

По правилам того времени станцию надо было назвать Бормино, так как она стояла на земле, отобранной у крестьян деревни Бормино. Однако Министерство путей сообщения решило назвать ее по фамилии заводчика Костерева. Это название перешло и к поселку.

-2

Изменение роли станции

Позже роль станции Костерево как перевалочного пункта уменьшилась из-за строительства Казанской железной дороги. Новая станция Кривандино была ближе к стекольному заводу, и с 1900 года она стала главным перевалочным пунктом.

Разъезд и склад

До этого времени, в километре от современного вокзала в сторону Болдино, был разъезд на Нижегородской железной дороге. Туда доставляли битое стекло, известняк и прочие компоненты для производства стекла, за исключением песка. С завода на станцию отправляли готовые изделия — бутылки для пива и вина. В зимнее и летнее время сообщение между заводом и станцией осуществлялось с помощью гужевого транспорта, а в весенние месяцы, когда реки разливались, использовали баржи и бурлаков.

На разъезде был склад для временного хранения товаров. Когда в 1861 году открыли Московско-Нижегородскую железную дорогу, движение было только в одну сторону. Разъезд находился в километре от станции Костерево в сторону Болдина.

Использование станции фабрикантами

Одновременно с Костерево, представители фабрикантов Морозовых (Орехово-Зуево) и Лосева (Собинка) выбрали эту станцию для хранения древесины, которую привозили с их лесных участков.

Заключение

История поселка Костерево тесно связана с развитием железной дороги и стекольного производства в этом регионе. Станция Костерево стала важным перевалочным пунктом, а поселок вырос вокруг нее, превратившись в значимый центр.