Мой крик души к родителям, вызванный опытом многолетней работы репетитором.
Сейчас много пишут о семейном обучении, как это замечательно, как много приобретает ребёнок, покинув застенки школы, как расширяются его горизонты. Дорогие родители. Если вы не обладаете достаточным багажом знаний, чтобы заниматься с ребёнком лично, достаточными средствами, чтобы купить ему курс обучения в онлайн школе, достаточным количеством времени, чтобы контролировать эти занятия, не надо. Не беритесь за этот труд. Потому что семейное обучение - это именно труд. Кропотливый и постоянный.
Мои дети, волею судеб, полгода учились дома. Это был восьмой класс. Ежедневно по полдня я и моя мама всё то время, что они должны были находиться в школе, занимались с ними. Я взяла на себя математику, русский и английский. Мама – физику и химию. Остальное дополняли видео-уроки и просто чтение учебника. К счастью, это продолжалось только с января по май, и, когда ребята в сентябре пошли в школу, я выдохнула. Никакой свободы я не ощутила. Только труд, труд, труд.
Увы, я часто встречаюсь с жертвами недобросовестного семейного обучения. Вас, наверняка, в первую очередь, взбесит слово "жертвы", но я настойчиво прошу обратить основное внимание на слово "недобросовестного". Многие переводят детей на семейное обучение, напуганные страшилками о школе. (По мне, так это решается просто подбором учебного заведения, подходящего именно для вашего ребёнка. Я, во всяком случае, с этим столкнулась, и позже обязательно расскажу об этом). В эйфории такие родители отправляются путешествовать, развлекаться, находят множество, не сомневаюсь, интересных и полезных занятий, помимо учёбы, предоставив ребёнку наслаждаться пресловутой свободой. Сначала недельку, потом месяц, потом год, и т.д. А потом, когда вдруг неминуемым роком встаёт необходимость сдачи экзаменов, оказывается, что ребёнок просто разучился учиться (простите за тавтологию). Для самостоятельной учёбы требуется нешуточная самодисциплина. Вы вспомните: сколько взрослых людей покупает абонемент в фитнес-клуб и после первой недели забивает на занятия? А что вы хотите от ребёнка, который ещё не осознал ценность новых знаний?
Не так давно я познакомилась с мальчиком. Назовём его Максим. Он находится на семейном обучении где-то с середины начальной школы. Мама забрала его из-за поведенческих проблем. Поначалу какие-то занятия проводились, но, по мере взросления, парень понял, что мама идёт у него на поводу и начал закатывать истерики, что не желает учиться. Что бы сделала я? Отправила бы обнаглевшее чадо обратно в школу. Что сделала наша мама? Начала покупать аттестации и выполнять их за сына. Таким образом, год за годом наш мальчик не напрягался совсем. Сейчас он номинально заканчивает восьмой (статья писалась в конце мая). Мама обнаружила, что на следующий год надо готовиться к экзамену. Мы четыре месяца учимся считать: в столбик целые числа, десятичные дроби, обыкновенные дроби, отрицательные числа. Таблицу умножения мальчик не знает, домашние задания не выполняет, потому что не желает – у него много других полезных дел, а математика нужна только на уровне 2+2 (я ничуть не преувеличиваю, он реально так говорит). Он инфантилен и оторван от жизни. Рассуждает на уровне класса шестого. В то же время, парень не глуп, схватывает легко, но из-за того, что не желает работать самостоятельно и вообще трудиться, процесс идёт крайне медленно. Вроде вежлив, но не гнушается матом отреагировать на моё очередное задание, ответить похабной поговоркой в рифму к моей фразе и при мне послать мать куда подальше, если она вдруг пройдёт мимо компьютера (занимаемся мы дистанционно). Он читает, но писать – настоящая проблема. Он списывает пример по пять-десять минут. Я подозреваю, что он ещё что-то параллельно делает во время урока, но проконтролировать я это не могу. Записать три строчки правила – это отдельное домашнее задание. Большего можно и не ждать. Мама в ответ на мои комментарии вздыхает и обещает поговорить со своим сыном. Почему работаю с ним? Наверное, для меня это какой-то вызов. Ну и меня отрекомендовали маме (тоже, кстати, мама семейницы) как гениального репетитора, способного вытащить нулевого ученика за месяц на тройку. Так, в принципе, и было с дочкой той, первой, мамы, но там девочка пахала этот месяц, как не в себя. Как-то после такой характеристики не хочется разочаровывать людей. Ну и, если сдаст, корону надену и буду носить.
Ещё один мальчик. Допустим, Федя. Мама – учительница той же школы, к которой Федя прикреплён. Попал ко мне в седьмом классе. Мама рыдала в голос, умоляя меня взять его. На семейном обучении из-за медицинских проблем и, как я понимаю, несложившихся отношений в классе, связанных, возможно, с этим же. Мама решает все вопросы в школе. Относит домашние задания, уговаривает учителей подождать, просит дополнительные задания, чтобы подтянуть оценку. Ребёнок сам делать не хочет ничего. Только из-под палки. Не так всё страшно, как у Максима, но всё та же инфантильность, отсутствие границ в поведении, расторможенность. Для него обычно залезть в мой ежедневник, лежащий на столе, спросить, не моя ли эта тысяча рублей лежит на тумбочке, спросить, за кого я в текущем политическом конфликте, притащить в мой дом соседского кота и т.п. Посреди урока Федя, как правило, уставал и начинал устраивать форменный цирк. Диалог наш выглядел примерно так:
– Федь, 5 минус 3.
– Три.
– Считай лучше. Почему так?
– Пять, четыре, три. Ответ три.
– Почему вон в том примере было два?
– Потому что там… (неуправляемая фантазия Феди летит вскачь).
Я не преувеличиваю. В седьмом и восьмом классе мы выясняли эти вопросы. Сначала я как-то эмоционировала, потом поняла, что этого он, собственно, и добивается, и стала стараться держать себя в руках. Однажды он сбежал с урока. Просто тихонько вошёл в дом, пока я занималась с другой ученицей за компьютером, оставил учебники в прихожей, потом дождался, когда мама уедет, вышел и сбежал. Я думала, он придуривается. Ждала, звонила маме. Потом мы с ней вдвоём его искали на машинах. А потом оказалось, что он заявился пешком домой и с серьёзным видом сказал маме, что математика ему не нужна, он заниматься не будет. В конце концов согласился продолжить занятия, но только со мной и только до экзамена. Попросила как-то маму поприсутствовать на уроке. Федю это не смутило ни разу. Опять начал своё представление. Мама не выдержала, подлетела, принялась тыкать в тетрадку:
– Ну вот же, числитель больше знаменателя!
А дальше картина маслом. Треплет его за щёчку и бубнит:
– Ух ты, моя бубусечка.
Я думала, убью (шутка). Попросила больше на урок не оставаться, всё равно толку никакого. Вот с Федей мы расстались. Сначала из-за обострения медицинских проблем, потом совсем. Если честно, я выдохнула. Это было реально тяжело. Этот мальчик у меня всю энергию сосал.
Ещё была Сашенька. Вот она хорошенькая была. Старалась. И не запущенная. Видно, что с ней занимались. Но, как я поняла, это касалось только основных предметов. Химию, например, за неё делал папа. Но, по крайней мере, с социализацией у этой девочки проблем не было. Вывод из моего опыта? Дети-семейники (не буду говорить обо всех, лишь о своём опыте) плохо умеют работать, инфантильны, часто избалованы и не имеют поведенческих границ. Они знают, как перехитрить, как обойти, что придумать, чтобы стало легче, напрягаться – это не про них. На выходе мало кто из них приобретает наукоёмкие профессии (это снова о том, что знаю: заканчиваем курсы стилистов-визажистов, делаем свечи ручной работы, поступаем в колледж на секретаря-делопроизводителя, собираем конструкции на выставках и т.п. Наверное, это тоже надо, и прекрасно, что дети находят себя в этом. Но факт остаётся фактом – то, что требует умственной работы и упорной учёбы, как правило, проходит мимо таких ребят). Мамы в таких случаях говорят, что высшее образование – это такое же зло, как и школа, но, боюсь, правда в том, что их дети просто не приобрели способность учиться, я сейчас нарвусь на кучу негативных отзывов, но, повторюсь, что через семейное обучение я, волею судьбы, тоже прошла с моими сыновьями.
И теперь снова обращусь к родителям. Не воспринимайте семейное обучение как оголтелую свободу. Не бросайтесь в него с головой. Тщательно взвесьте всё, продумайте. Осознайте, в конце концов, что от вас оно требует не меньших усилий, чем если бы ваш ребёнок посещал школу. Конечно, вы, скорее всего, не заметите, что ваше чадо деградирует, превращаясь в странного, не приспособленного к жизни инфантила. Вы же его любите. Ваш ребёнок для вас самый лучший, это понятно. Но прислушивайтесь хотя бы к словам ваших педагогов, присмотритесь к ребёнку, не покидайте его в трудном деле восприятия нового. Подставьте своё надёжное, взрослое, крепкое плечо. Сами не будьте детьми и осознавайте свою ответственность за того, кому вы подарили жизнь.