Рая с трудом разлепила тяжелые веки и с тоской посмотрела на нее - видеть никого не хотелось, а уж собственную мать тем более.
Серафима Павловна считала, что она лучше всех разбирается абсолютно во всем, особенно в жизни своей непутевой дочери. Мало того, что Рая засиделась в девках, так еще и не смогла сохранить свою семью, додумавшись до того, чтобы подать на развод.
– Ты как жить собираешься? – сдвинув брови вопрошала вечно недовольная мать свою великовозрастную дочь. – Нормальная женщина костьми ляжет, но семью сбережет! А ты что? Недоразумение, а не баба! На развод она подает, смотрите! Ты где мужика себе такого найдешь - не пьет, не бьет, не гуляет! Много тебе таких попадалось? Кто там тебе вообще попадался - о чем я?!
– Мам, ради бога! – промямлила Рая, стараясь отвернуться к стенке, чтобы не видеть свою орущую мать.
– Ты морду-то не вороти, когда мать с тобой разговаривает! – гаркнула, что есть сил Серафима Павловна и дернула за плечо дочь. – Моду взяли - старших не слушать! Мать всегда права, чтоб ты понимала! Я тебя одна растила и знаю каково это без мужика жить!
Рая простонала - почему-то нестерпимо ныло тело, словно все нервные окончания вылезли наружу и при малейшем прикосновении отзывались дикими болями.
– Чего ты стонешь? Разлеглась она! – не унималась взрослая женщина. – Поднимай свою тушу и начинай убираться! Срач в доме развела, страдает она, видишь ли! Сама дел наворотила, а теперь пожалейте ее!
– Мам, ну пожалуйста! – умоляюще посмотрела на нее Рая. – Оставь ты меня в покое! Не видишь, плохо мне!
– А чего тебе плохо? – искренне удивилась Серафима. – По тебе что, трактор проехал?! Или тебе жрать нечего? Или жить негде?
– Мама! Ну при чем тут это? – не выдержала Рая, с трудом подняв голову от подушки.
Она вторые сутки не могла прийти в себя после ухода мужа, когда он, хлопнув дверью, обозвал ее последними словами и свалил в закат.
– Ты еще горько пожалеешь об этом! – бросил он ей в лицо. – Таких, как ты, надо бить смертным боем, чтоб место свое знали! А я тебя за пять лет пальцем не тронул, вот ты и оборзела!
Рая равнодушно смотрела, как Игорь нервно собирает свой чемодан, пихая в него все подряд, что попадалось в гардеробе под руку и молила про себя бога, чтобы муж не передумал. Жизнь с ним была похожа на ад с его вечными придирками и недовольством.
Сейчас она вспоминала, что на второй день после свадьбы он очень разозлился, когда Рая не вымыла его кружку после завтрака.
– Раечка, милая моя! – приторно улыбаясь, обратился он к молодой жене. – Ты же понимаешь, что уют и порядок в доме зависит от женщины. Конечно, если это прекрасная хозяйка и любящая жена. Я надеюсь, что мне повезло и я больше не буду напоминать о твоих обязанностях в семье.
Рая схватила кружку и принялась тщательно намывать ее - ей очень хотелось быть прекрасной женой.
– Вот, дорогая! – похвалил ее Игорь. – Я вижу, что ты все схватываешь на лету! Мне приятно, что жена слышит меня с первого раза.
Рая не заметила, как стала исполнять все капризы своего мужа. Сначала это были мелкие придирки, вроде того, что полотенца в ванной разного цвета. Игоря раздражал набор кастрюль, если он стоял не выстроившись цветочками в одну линию. Крошки на кухонном полу, случайно появившиеся перед приходом мужа, вызывали у него бурю негодования - как такое вообще могло произойти у его жены, мужчина не понимал.
– Раечка, милая! – с нажимом начинал он, тыкая пальцем в пол. – Я очень расстроен! Для любящей женщины это позор! Как можно быть невнимательной к такому бардаку! Я понимаю, что можешь что-то не видеть, но не обращать внимание на такое, ты не должна!
Рая бросалась исправлять свою оплошность и ждала, что Игорь обязательно ее похвалит. Ей до дрожи в коленках было необходимо получать его одобрение.
Когда она поняла, что беременна, ее счастью не было предела - у всех подружек давно были дети и Рая отчаянно заглядывалась на розовощеких карапузов в колясках.
– Раечка, ты хорошо подумала? – спрашивал муж, с участием заглядывая в ее светящиеся глаза. – Ты можешь быть хорошей матерью и женой одновременно? Это слишком хлопотно для тебя, учитывая, что я много работаю и времени на помощь тебе у меня не будет. Я переживаю за твое здоровье, милая!
Рая благодарно прижималась к мужу и думала, что ей несказанно повезло с таким заботливым мужчиной.
После тяжелых родов Рая с трудом приходила в себя, разрываясь между ребенком и привычным укладом жизни. Сашенька родился слабым, болезненным ребенком. Малыш все время плакал и требовал к себе внимания.
– Раечка, дорогая! – качал головой Игорь, наблюдая за ее метаниями. – Все-таки это была плохая идея - завести ребенка! В твоем возрасте это слишком затратно.
Рая слушала и украдкой плакала в ванной - она так любила своего сыночка, что ни за что на свете не согласилась бы отказаться от него. Все намеки мужа на ее возраст обдирали до крови ее сердце, убеждая всякий раз, что она перестала ему нравиться. На то, чтобы заняться собой у Раисы не хватало ни сил, ни времени…
– Рая! Ты совсем себя распустила! – заявляла с порога мать, придирчиво оглядывая дочку. – Ты не молода, чтобы так наплевательски относиться к своему внешнему виду. Хотя бы жрать все подряд переставай! Не ровен час, муж загуляет!
– Мама! – слабо сопротивлялась Раечка. – Ну когда мне за собой смотреть? Сашик все время на руках - то зубы, то животик…
– Не знаю, милая моя! – недовольно качала головой Серафима Павловна. – Другие как-то успевают! Посмотришь, только родила - уже на фитнес побежала. А ты превратилась в бегемотиху! Уже и кормить перестала, а метешь все подряд! Как прорва какая-то!
– Я просто поесть не успеваю нормально, мама! – не сдавалась Раечка. – Недосып этот вечный… Устала я.
– От чего?! Дома сидишь! – ухмылялась мама. – Я с тобой в декрете не сидела, через два месяца на работу вышла! И памперсы тогда не найти было! А вы сейчас на всем готовом и все ноете!
– Ну, посиди с Сашенькой, а я на фитнесс запишусь! – осмелилась Раечка, неуверенно глядя на мать.
– Чего?! Не наглей, моя дорогая! – вытаращила на нее глаза Серафима Павловна. – Достаточно того, что я с Сашей два раза в неделю гуляю по два часа. У меня, между прочим, своя жизнь имеется! Это твой ребенок, вот и крутись!
Рая затыкалась, понимая, что она со своим сыном не укладывается в расписание собственной матери. Серафима Павловна не собиралась подстраивать свою жизнь под внука и дочь.
– Милая, я дома! – через пару часов появлялся с работы Игорь. – Что с ужином?
Раечка, впопыхах засунув мальчика в люльку-качалку, неслась на кухню, нервно оглядывая все поверхности от столешницы до пола - все было стерильно. Она выдыхала и грела ужин мужу, прислушиваясь к звукам из детской.
– Мама тебя навещала? – недовольно постукивая вилкой по столу, интересовался Игорь.
– Да, приходила.., – нехотя отвечала Раечка, пряча глаза.
– Надеюсь, хоть немного помогла тебе? – наблюдая за метанием жены от холодильника к плите, спрашивал муж.
– Да, да - все в порядке.., – кивала она. – Она только добра нам хочет.
– Разумеется! – соглашался Игорь, принимаясь за ужин. – О, гляжу ты сегодня не поскупилась на соль, милая. Понятно, видимо мама сильно отвлекала тебя от твоих обязанностей. Ну, ничего, впредь будешь внимательнее…
Раечка едва сдерживала слезы от усталости и придирок, но Сашенька спасал ее каждый раз. Когда он заходился в крике, она бросалась к нему, прижимала детское тельце к своей груди, понимая, что роднее этого человечка у нее никого нет.
Малыш улыбался ей просто так, просто потому, что она была рядом. Он хватал ее длинные волосы и зажимал их в пухлом кулачке. Раечке иногда было больно, но она терпела и осторожно высвобождалась из маленьких цепких ручек. Малыш рос смышленым и вскоре превратился в того розовощекого карапуза, на которых она когда-то заглядывалась.
– Мама! Дай! – сказал он однажды и Рая бросилась исполнять его каприз по привычке. Потом остановилась и почувствовала, что делает что-то не то. Словно какой-то занавес, отделявший ее от действительности, поднялся по мановению волшебной палочки.
“Стоп! – приказала она себе, глядя на сына. – Еще одного “повелителя” в своей жизни я не потяну!”
Она стала наблюдать за собой со стороны. Это происходило на автомате, когда появлялась ее мать или муж. Будто невидимый тумблер включался внутри молодой женщины и заставлял присматриваться к тому, что происходит на самом деле.
Картина вырисовывалась не самая радужная. Раечка увидела, что она вроде бы всем должна. А ей никто ничего не должен…
– Рая, где чистые полотенца?! – возмущенно спросил муж, выглянув вечером из ванной. – Что происходит, милая?!
– Возьми в комоде, дорогой! – постаралась улыбнуться Раечка, но с места не сдвинулась. Она кормила Сашу в кухне и бросить это занятие не могла - ребенок вряд ли бы это понял.
– В смысле - “возьми в комоде”?! – появился Игорь в дверном проеме с таким удивлением на лице, словно его выигрыш в лотерею накрылся медным тазом.
– А то и значит - я занята! Возьми сам, у тебя руки есть! – спокойно и очень твердо заявила Раечка, не отвлекаясь от Сашеньки.
– Рая! Это что такое?! – задохнулся муж от возмущения.
– Где? – глянув на него через плечо, спросила она.
– Вот это вот! Это что - бунт на корабле?! – чуть ли топнув ногой, взвился муж.
Раечка спокойно смерила его взглядом, вытерла подбородок Сашеньки и поднялась, чтобы положить тарелку в раковину.
– Ты, что забыла с кем разговариваешь?! – рявкнул Игорь, выпучив глаза.
– Помню! Ты мой муж Игорь! – улыбнулась Рая.
Ее так развеселил его обескураженный вид, что она с трудом себя сдерживала, чтобы не рассмеяться ему в лицо. Он сейчас очень походил на Сашеньку, у которого отняли погремушку - губы были надуты и брови сделались домиком.
“Осталось только пустышку сунуть, – подумала Рая, разглядывая мужа. – Может предложить?”
– Рая, где твоя чистоплотность и ответственность?! – возмутился Игорь, не понимая ее реакции. – Ты всегда такая прилежная хозяйка и вдруг такая безалаберность!
– Где, дорогой? – сложила она на груди руки. – Где моя безответственность? В каком углу?
– Ты не повесила полотенца в ванной! – растерянно развел он руками. – Как это понимать?
– Как хочешь, так и понимай! – усмехнулась она. – Ты не грудной ребенок и можешь сам взять полотенце. Причем того цвета, какой захочешь! Вперед, милый, к комоду!
– Нет, так дело не пойдет, моя хорошая! – попытался он стукнуть кулаком по столу, но увидел испуганные глазенки сына. Рая напряглась, как курица, цыпленка которой хотят обидеть. Игорь в одну секунду считал ее настрой и вышел из кухни, чертыхнувшись про себя.
“Ну, ничего, моя милая! – злорадно подумал он, пройдя в спальню. – Посмотрим, что ты через неделю запоешь!”
Он решил, что надо проучить строптивую жену.
Прошло пару дней…
– Ты где? – позвонила Раечка вечером мужу. – Что-то случилось?
– Я занят и буду поздно! – недовольно ответил он и скинул звонок.
Она пожала плечами и посмотрела на сына. Тот сидел в манеже и забавлялся с погремушкой.
“Так.., – тоскливо пронеслось в голове молодой женщины. – Вот и начались задержки с работы…”
Она окинула взглядом квартиру, поправила вазочку на комоде, раздумывая над тем, стоит ли поменять чертовы полотенца в ванной, но передумала и подошла к сыну.
– Давай-ка поиграем, пончик! – улыбнулась она Сашеньке. Мальчик протянул к ней руки, надувая пухлые губки.
– Мы с тобой не будем нервничать! – подхватила его мать. – А включим музыку и потанцуем!
Она велела Алисе поставить ее любимую мелодию и принялась кружить мальчика, подкидывая его к потолку. Сашенька заливался смехом и от этого на душе у Раи становилось до невозможности тепло и радостно. Поглядывая на часы весь вечер, она привычно накормила ребенка, искупала его и уложила спать. Игорь не спешил возвращаться с работы…
Рая не стала ему названивать - ей стало как-то все равно в один момент.
– Почему ты спишь? – разбудил ее недовольный голос мужа за полночь. Рая удивленно посмотрела на часы, потом на Игоря и пожала плечами.
– Ночь на дворе, – спокойно ответила она и уже было отвернулась, чтобы снова заснуть.
– Вообще-то, я голодный! – заявил Игорь и щелкнул выключателем. – Могла бы встать и ужин разогреть!
Тело Раисы по привычке дернулось, чтобы подскочить и нестись на кухню, но она усилием воли остановила себя, стараясь не поддаваться.
– Возьми в холодильнике, – как можно равнодушнее, ответила она. – И выключи свет, мешает…
– Раиса! Ты в своем уме? – повысил голос Игорь. – Муж пришел, а она разлеглась! Нормальные жены встречают мужей с работы горячим ужином!
– Поздравляю! У тебя ненормальная жена! – усмехнулась она. – Приходить надо вовремя…
– Я не считаю нужным отчитываться перед тобой, моя дорогая! – взвился Игорь, багровея. – Ты совсем отбилась от рук! Я, видимо, слишком многое тебе позволяю! Вот ты и обнаглела!
– А что ты мне позволяешь? – села она в кровати. – Перечисли пожалуйста. А то, что-то я после родов туповата стала - не понимаю, чего мне можно, а чего нельзя.
Игорь задохнулся от возмущения - ему показалось, что ситуация уходит из-под его контроля и еще немного и эта женщина начнет ставить ультиматумы. Такого он допустит он не мог - не для этого он женился на женщине за тридцать с обычной внешностью.
Ему хотелось получить покорную, уступчивую жену, которая будет счастлива, как только он откроет рот. По его понятиям она должна была ловить каждое его слово, восхищенно смотреть на него и создавать комфорт в его жизни.
– Ты либо не понимаешь, что происходит, либо у тебя действительно нарушения, в связи с родами и кормлением! – с нажимом начал он, несмотря на час ночи. – Возможно, тебя надо показать психиатру! Пусть пропишет тебе успокоительные, а иначе так и до стационара недалеко!
– Так мы и сделаем, – согласилась Рая, поглядывая на часы. – А теперь ложись спать. У Саши зубы лезут дальние, может проснуться и тогда ночь закончится…
– Зубы - это обычное явление для детей! А вот то, что ты перестала справляться со своими обязанностями, наводит на тревожные мысли! – не унимался Игорь.
Ему не нравилось то, что Рая вроде согласна с ним, но упрямо гнет свою линию, прикрываясь заботами о Саше.
– Мы не закончили разговор, моя милая! Тебе придется поработать над своим поведением и пересмотреть его! – продолжал он, глядя как Рая укладывается в постель.
– Завтра, ладно? – прикрыла она глаза. – Свет выключи и давай потише - ребенок спит! Ложись уже, если ужинать передумал…
– Ты мне не указывай, что я должен делать! – расставив ноги на ширину плеч, качаясь с пятки на носок, заявил мужчина. – Еще не хватало, чтобы собственная жена мне указывала!
Рая промолчала, понимая, что эта перепалка может затянуться до утра, если не заткнуться. Игорь что-то еще поворчал, но его силы тоже были на исходе - сегодня он проторчал у своей знакомой, которая с радостью выслушала его претензии к жене. Она когда-то была его любовницей, но Игорь женился, оставив ей надежду на разовые встречи. Сегодня вечером этот раз и случился…
“Чем это от него пахнет? – засыпая подумала Раечка. – Какой-то запах посторонний…”
Утром она соскочила чуть свет, едва Сашенька запищал. Она померила ему температуру и успокоилась - все было хорошо. Ей на глаза попалась рубашка мужа с алым пятном от помады на вороте. Рая повертела ее в руках и равнодушно бросила в корзину для белья.
“Странно, – подумала она, наблюдая за собой, – почему мне все равно? Наверное, в таких случаях истерику надо закатывать…”
– Игорь, вставай! – громко сказала она, войдя в спальню. – Нам надо поговорить!
Муж недовольно открыл один глаз и посмотрел на нее, как на надоедливую муху.
– Господи! Дай поспать - сегодня выходной! – отвернулся он от нее. – Никакого покоя в доме…
– Что за пятно у тебя на рубашке? – не сдавалась Раиса. – Может объяснишь? Или я, как приличная жена, должна молча проглотить и это?
– А что ты хотела, моя дорогая? – притворно удивился сонный мужчина. – Ты совершенно не уделяешь мне внимания! Стала вялой и неинтересной после родов. Так, что это нормально, что мне нравятся другие женщины. Слава богу, с этим проблем нет.
Рая смотрела на него и не понимала - надо сейчас нервничать или просто запустить в него тапком и уйти на кухню?
– То есть, ты открыто заявляешь, что у тебя любовница? – стараясь не сорваться на крик, спросила она.
– Ты сама себе все придумала, а теперь пытаешься меня в чем-то обвинить! – снова отмахнулся от нее муж. – Нормальные жены так себя не ведут! Они всегда поддерживают своего мужа и принимают его таким, какой он есть! А тебе точно надо показаться специалисту - смотреть противно на твои больные фантазии!
Рая отвернулась и пошла прочь - ей стало понятно, что Игорь решил спихнуть всю вину на нее, впрочем, как обычно…
Потерпев пару месяцев, Раечка решила, что с нее достаточно.
– Я подаю на развод! – заявила она неделю назад, устав от игры в молчанку с мужем. Тот игнорировал все ее попытки поговорить об их отношениях, все чаще исчезал из дома или вообще пропадал на несколько дней. Игорь просто не считал нужным ставить в известность свою жену о том, где он и что с ним.
– Кто нас разведет? – ухмыльнулся муж. – Ребенку нет года. И ты будешь сидеть ровно, пока я сам этого не захочу!
– Захочешь! – уверенно ответила Рая. – Тебе придется захотеть!
– Ты угрожаешь мне? Откуда такая смелость? – удивленно вскинул он брови. – На что ты жить собираешься? Кому ты вообще нужна с ребенком? Посмотри на себя - курица бройлерная! Ты совсем перестала реальность видеть - вся в ребенке! Кроме мальчика, тебя вообще ничего не интересует! С тобой даже поговорить не о чем стало!
– Вот, вот! – подхватила Раечка, кивая головой. – Тебе точно не нужна такая жена! Просто оставь нас и уходи.
– Это что за новости?! – возмутился Игорь, сжав кулаки. – Я, вообще-то, твой муж! Здесь мой сын!
– Прости, но это не твой сын! – перебила его Рая. – Просто прими этот факт и уходи!
Она спокойно смотрела, как побелело его лицо, а затем Игорь поднялся, чтобы подойти к ней. Все происходило, словно в замедленной съемке - его рука хлестнула ее по лицу, но Рая не почувствовала боли. Она сидела, держась за горящую щеку и молила бога, чтобы он поверил в ее ложь.
Ей надо было только одно - чтобы Игорь исчез из ее жизни навсегда. Пусть он будет думать самое плохое о ней, но видеть этого мужчину рядом с собой она уже не могла…
– Шлюха! – выплюнул муж ей в лицо и кинулся собирать свои вещи. Затем он выскочил из квартиры, громко хлопнув дверью.
Следующие два дня молодая женщина слушала вопли своей матери и ее пророчества о невыносимой жизни одинокой женщины. Она молчала и вспоминала свой сон, когда приснилась бабушка. Старушка умывала лицо маленькой Раечки под краном и приговаривала: “Вот сейчас всю пыль смоем и будешь опять как новенькая! Не надо грязь вокруг себя терпеть - выброси и дышать легче станет!”
Рае показалось, что бабушка намекает на то, что внучка плохая хозяйка, но сейчас она вдруг ясно поняла, что старушка имела в виду - надо избавиться от того, что мешает жить.
– Уходи! – устав от нравоучений матери, твердо сказала Раечка. – И больше чтоб я тебя здесь не видела!
Серафима Павловна вытаращила глаза и заткнулась на полуслове - такого поворота событий она никак не ожидала. Мать поджала губы, усмехнулась и гордо вышла из квартиры.
Молодая женщина сидела, опустив плечи - хотелось завыть, но Саша подал голос из детской и она поднялась, сдерживая слезы.
Плакать было некогда - надо было начинать новую жизнь. И что-то подсказывало Раечке, что она будет гораздо счастливее той, от которой она только что отказалась…
Спасибо за внимание!
Благодарю за лайки, подписки и комментарии!
На канале есть истории, которые отзовутся в вашем сердце: