На фоне многочисленных удивительных историй о древних традициях быта коренных северных народов, особенности интимной жизни чукчей на Крайнем Севере, давно будоражат воображение многих наших соотечественников и исследователей уникальных этносов. Однако многое из того, что обсуждается в анекдотах, в заметках на информационных порталах, не соответствует действительности или давно уже не практикуется современными жителями Крайнего Севера.
При этом существуют официальные записи исследователей и очевидцев, проживавших совсем рядом с кочевыми племенами чукчей. Они описывали интересные факты из личной жизни обителей северного региона нашей страны.
«Товарищество по жене»
Согласно записей казачьего сотника Ивана Кобелева, родившегося на Дальнем Востоке и проживавшего в числе русских колонистов, коренные народы Севера поддерживали традицию так называемого «товарищества по жене».
«Как оленные, равно пешие чюхчи между собою по согласию женами меняются… Которые сластолюбивы, меняются с пятнадцатью человеками и в том между собою никакого зазрения не имеют…», - так описывалась традиция, существовавшая вплоть до начала XX века.
Об этой традиции также писал немецкий врач и путешественник Карл Мерк, совершивший экспедицию на Чукотку в 1791 году. Из его пояснения следует, что обычай обмена жёнами практиковался в целях укрепления дружественных связей между соплеменниками. А женщины при этом сами с интересом участвовали в таких отношениях.
Кроме того, по воспоминаниям исследователя, чукотские шаманы были наделены особыми правами. Это также распространялось на то, чтобы пригласить к себе по обмену, любую из понравившихся, жён и «никакой чукча не осмеливался отказать им в обмене…»
Вместе с тем, самым главным источником данных о жизни чукчей конца XIX начала XX веков, стала монография «Чукчи», авторства российского революционера и писателя Владимира Богораза, сосланного на Колыму в 1889 году. Он прожил среди чукч в течение десяти лет, оставив после себя вышеуказанную классику мировой этнографии. Исследователь, например, так описывал феномен северного группового брака:
«В брачную группу входят иногда до десяти супружеских пар. Мужчины, принадлежащие к такой группе, называются „товарищи по жене“… Каждый из „товарищей по жене“ имеет право на жён всех других - „товарищей по жене“, но пользуется этим правом сравнительно редко, лишь тогда, когда он приезжает на стойбище к такому товарищу.
Тогда хозяин уступает ему свое место в спальном пологе. Он старается уйти на эту ночь из дому, например, идет к стаду. После такого посещения хозяин начинает обычно подыскивать причины для поездки на стойбище „товарища по жене“, чтобы, в свою очередь, воспользоваться своим правом».
Как следует из пояснений Богораза, такие союзы обычно заключались между родственниками, соседями и друзьями, людьми, которые доверяли друг другу. Между тем не допускалось участие в таком браке – родных братьев, только - двоюродные и троюродные. Также в «товарищи по жене» редко включали чукчей, проживающих на одном стойбище — во избежание «беспорядочности половых отношений».
Особенности жизни северных народов
Необычность условий интимной жизни северных народов обусловлена тем, что климатические и географические условия, в которых они проживают, являются основными предпосылками проявления такого «гостеприимства». Из-за субарктического и арктического климата, условий сурового образа жизни, в этой местности плохо происходит демографический всплеск. Поэтому с древних времен, племена кочевых северных народов проживали небольшими семьями, располагавшимися неподалёку друг от друга.
Поскольку традиции предполагали, что брак возможен только между членами своего племени, которое всегда было малочисленным, возникал риск кровосмешения. Таким образом, для «обновления крови», возникли традиции, когда женщин предлагали на ночь - гостю издалека. А также, «товарищество по жене» способствовало поддержке друг друга, возникновению крепких дружественных связей между семьями в суровых условиях Севера.
Исходя из выше изложенного, следует, что северные народы такими на первый взгляд – странными методами, обнаружили эффективный способ сохранения своего рода и обновления генофонда в племени. Конечно же сегодня эта методика уже практически не используется жителями отдаленных регионов Севера, поскольку они плотно вовлечены в контакт с современным обществом.