Внимательно изучив Афинскую демократию, Платон обратил внимание на то, что в условиях демократии разная скотина (коровы, овцы, гуси) перестаёт уступать дорогу человеку и прёт напролом.
На Платона сильное воздействие оказала смерть Сократа (469-399 до н.э.) его учителя, которого в результате демократического голосования приговорили к казни по ложному обвинению.
Сократ был категорически настроен против демократии и сам по иронии стал её жертвой. В 399 году до н.э. его обвинили в развращении нравов молодёжи. 500 жителей Афин приняли участии в голосовании и с минимальным перевесом проголосовали за казнь.
Мыслитель отказался от побега и принял яд в окружении своих любимых учеников, он ушёл из жизни в полной уверенности, что душа бессмертна и жизнь после смерти существует.
Платон родился примерно в 427 году в Афинах, согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя его было Аристокл. Прозвище Платон означающее «широкий, широкоплечий», ему дал борец Аристон из Аргоса, его учитель гимнастики, за крепкое сложение Платона, к тому же Платон был олимпийским чемпионом по панкратиону.
Его род по отцу восходил согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а по матери к афинскому реформатору Солону.
Платон познакомился с Сократом около 408 года до н.э., считал его «мудрейшим из эллинов» и стал одним из его учеников. После приговора Сократу Платон заболел и на последней встрече с учениками не присутствовал, а потом с некоторыми учениками переселился в Мегару к Евклиду, бывшему ученику Сократа. За это время он побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.
Примерно в 386 году до н.э. Платон возвратился в Афины и в публичном саду, который он купил в километре от Афин, названном в честь афинского героя Академа, открыл свою первую философскую школу – Академию. Там же он и был похоронен в 347 году до н.э. под именем Аристокла, в возрасте 81года.
Учение Платона о государственном устройстве
В своих произведениях Платон писал о модели «идеального» государства, никогда не существующего. По его мнению, правителями в таком государстве должны быть исключительно философы, то есть мудрые люди. По мнению Платона именно им свойственны: «правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине».
Такую форму государственного устройства он называет Аристократия, которое должно обладать четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью, справедливостью.
В трактате «Государство» Платон называет главную причину порчи общества – "господство корыстных интересов".
Поэтому все последующие формы правления он подразделяет в соответствии с этими недостатком на 4 разновидности а порядке увеличения «корыстных интересов».
Тимократия
Власть честолюбцев, появляется с появлением частной собственности на землю и дома. Происходит вырождение идеальной аристократии и превращение свободных в рабов.
«Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, скорее рожденных для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь это государство будет вечно воевать. Вот каковы будут многочисленные особенности этого строя.
Такого рода люди будут жадны до денег, как это водится при олигархическом строе; в омрачении они, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы все это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно других».
Олигархия
В таком государстве уже имеется чёткое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые своим трудом обеспечивают беззаботную жизнь правящему классу. При этом бедные ненавидят богатых и на фоне этой ненависти может произойти переворот и в государстве установится демократия.
«Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания».
Демократия
«Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию».
«Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе».
Платон считал, что при демократии к власти приходят не самые умные и честные граждане, а ораторы, увлекающие за собой толпу и решающие при этом свои проблемы. Придя к власти, демократы начинали сводить счёты с аристократией.
При этом демократия уже в то время требовала значительных финансов для проведения предвыборной кампании, в результате к власти приходили богатые, а не образованные.
Уже во времена Древней Греции демократическая власть навязывала свое мнение всем без исключения, в том числе и более умному меньшинству.
Аристотель презирал демократию, считал её плохой формой правления и считал, что она конечном итоге может переродиться в плутократию - власть вороватого большинства.
Тирания.
Как олигархию погубило ненасытное стремление к богатству, так и избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы и живущего по прихоти только одного человека – тирана.
«Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не по что иное, как в чрезмерное рабство».
Государство по Платону
Платон, создавая свое «идеальное» государство на основах разума, создал тоталитарное государство, поделив людей на классы, напоминающие касты в Индии.
В этом государстве философы, основываясь на разуме, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, воины держат в повиновении «низшее» стадо, а люди «низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всем необходимым.
Платон пошёл ещё дальше, усугубив этот тоталитаризм «обоществлением» не только людского имущества, но и жён с детьми. То есть, чтобы никто не мог сказать, например, что это моя жена. Браком должны тайно управлять философы, соединяя в браке лучших с лучшими, а худших с худшими. Женщины считаются общими жёнами для всех мужчин, соответственно и дети общие.
Платон считал общность жён и детей высшей формой единства людей.
По мнению Карла Поппера: «платоновское государство обращается с “человеческим стадом”, как мудрый, но жесткосердный пастух со своими овцами. Этого скрестить с тем-то, этих - на бойню. Видно, что, по нашим представлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть даже мудрейших) подчиняет “...жалкие вожделения большинства ... разумным желаниям меньшинства».
Однако не будем спешить обвинять Платона в тоталитаризме, каждый человек имеет право на своё мнение.
Его ученик Аристотель создал патриархальную теорию государства (монархию), посчитав её более справедливой.
Кто из них прав? Ответа на этот вопрос нет, и он остаётся актуальным и в наши дни.