Осваивать далекий Сахалин русские экспедиции начали в 1850-х годах, тогда и произошло близкое знакомство с местным населением. Практически отрезанные от большой земли и жившие обособленно, представители двух народов - Айнов и Нивхов (более известных как гиляки), использовали в быту все, что давала природа. Поэтому их национальные костюмы значительно отличаются от традиционных русских сарафанов.
Нивхи. Традиционный костюм
Нивхи населяли север Сахалина, для изготовления одежды и обуви они использовали кожу рыбы, чаще всего кеты и горбуши, которая была самым доступным материалом, собачьи шкуры, кожу и мех тюленей. В зависимости от успехов торговых обменов были доступны и ткани, порой даже шелковые. Головные уборы шили из меха пушных животных - белок, зайцев, лис и даже рысей. В качестве украшений носили бусины из камня или стекла, металлические кольца и подвески, бубенчики.
Распашной левопольный халат из рыбьей кожи был основой традиционного костюма, ворот, рукава и подол отделывали аппликацией, вышивкой и просто полосками цветной ткани. Праздничные варианты отличались более богатой отделкой. Рыбья кожа была идеальным материалом - легкая и прочная, она не намокала и носить такие халаты могли десятилетиями - передавая их по наследству. Со временем халаты стали делать и из ткани. Женские, мужские, детские экземпляры по покрою не различались, но первые были более длинными. Зимнюю одежду шили также из шкур нерп.
Нитки делали собственноручно из природных материалов - волокон крапивы, рыбьей кожи, сухожилий животных. Для крепости их вымачивали в специальных растворах. Халаты дополняли нарукавниками, наушниками, ноговицами, фартуками и поясами. Обязательным аксессуаром были сумочки, крепившиеся к поясу - в них хранили все необходимое - дробь, трут, огниво и прочие мелочи. Костюм охотника-нивха зимой включал в себя шубу из собачьего меха, юбку из шкуры нерпы, меховые рукавицы и капор. Под шубу надевали халат с поясом, штаны и ноговицы - нижнюю одежду, облегающую ноги. Они надевались на каждую ногу отдельно, изготавливались на зиму из меха, а на теплое время года из ткани. Обувь же была сшита из рыбьей кожи или шкур.
Известный этнограф, исследователь коренных жителей Сахалина и Приамурья Лев Штернберг так описывал костюм нивхов: «Зимний костюм очень эффектен. Затянутый в талии в черную собачью шубу, на темном фоне которой мягко выделяется нежно-серая юбка из шкур молодых тюленей, в сапогах с узкими носками, изящно сшитыми, в шапке из лисьих лапок с наушниками, в меховых перчатках, закрывающих рукава, – гиляк производит изящное молодцеватое впечатление».
Айны. Традиционный костюм
Основой айнского костюма также являлся халат, но он отличался другой отделкой и длиной. Под ним женщины носили глухую рубашку из более тонкой ткани, а мужчины штаны. Материалом для одежды и обуви служили растительные волокна крапивы и луба вяза, шкуры животных и рыбья кожа. Так на изготовление халата уходило около 40-50 рыбьих шкур, а на пару обуви одна большая и 12 мелких. Айны были единственными из дальневосточных народов, кто использовал ткацкий станок.
Одежды айнов были украшены искусным орнаментом, существенно отличавшимся от традиций других народов, часто встречались стилизованные фигурки, геометрические мотивы, волны и скобки. Благодаря налаженным связям с айнами Хоккайдо и материком они получали ткани, украшения, посуду, металлические изделия и другие товары из Японии и Маньчжурии.
Зимой айны могли надевать сразу несколько халатов - за счет эффекта многослойности добиваясь комфортного тепла. Поверх носили и меховую одежду из шкур собак, лисиц, соболей и тюленей. Местные мастерицы искусно комбинировали меха, создавая уникальные изделия. Считалось, что в каждый наряд вложена частичка души его создательницы.
Экспозиция костюмов представлена в Сахалинском областном Краеведческом музее, который находится в здании, построенном в традиционном японском стиле императорской короны и является памятником эпохи Карафуто. Рекомендую посетить! На самом деле, на Сахалине был еще один коренной народ, как думаете какой?
#ИнсайтКультура #ИнсайтЛюди #ТопБЛОГ