Создавать выставку о любви, это примерно то же самое, что экранизировать " Мастера и Маргариту" . Все смыслы не раскрыть.. В лучшем случае, получиться удачное "по мотивам". Поэтому, мне очень любопытно было посмотреть на воплощение замысла. Увиденное на выставке "Любовь ОТ и ДО", что в типографии Сытина на Пятницкой, не разочаровало.
Стараниями более 20 художников, участвовавших в инс талляции, каждому зрителю предлагается пройти путь от рождения до настоящего времени и увидеть, почувствовать, услышать, осязать на этом пути любовь в самых разных проявлениях. Выставка состоит из двух частей: "Познание" и "Исцеление" и из 13 секторов. Буду последовательна, начну сначала.
Термин " Сектор" на тему выставки в моем сознании ну никак не укладывается. Назову выставочные пространства "комнатами".
Комната 1. " Мама, я здесь"( художник Pranna).
Я попала то ли в материнскую утробу, то ли окунулась в ощущения первых дней после рождения. Мягкий красный свет, белые колыбели, материнское тепло, уют и больше - совсем ничего. Хочется иногда надеть мягкую пижаму, наушники и свернуться в позе эмбриона под толстым одеялом? Вот это - оно. Зря я сказала, что больше - ничего. На стене интересное панно "Поколения"
. По смыслу для комнаты подходит, но, по ощущениям, - не доросла она до этой работы, требующей осмысления. Агукаем, мяукаем и впитываем любовь без мысли о поколениях.
Забыла сказать, все путешествие сопровождает хорошая музыка.
Комната 2. Большая и Чудесная. "Домой" ( автор Эльдар Ганеев")
Слово автору:
«Все мы родом из детства. И место рождения нельзя выбрать, как невозможно было выбрать свое имя или пол. Это к нам приходит как данность - «проведи детство здесь». Вот тебе твоя комната, окно, двор, дерево, гараж, уличный пес, забор, парк, речка, друзья — полюби все это! И именно тот ковер, то дерево, тот цвет краски в подъезде, и тот мальчик или девочка из соседнего дома — повлияли на нас, сформировали характер, создали такими, какие мы есть! С любимыми иногда расстаются, ссорятся и потом даже не могут понять — за что любили друг друга! А с родным домом так не бывает, эта любовь - навсегда».
Здесь я прочувствовала свое детство. Возможно, совсем молодым зрителям, то есть большей части посетителей, интерьер " дома" был не так близок и понятен, как мне, но уверена, дух детства они почувствовали так же , разве что в других деталях. Тут и кусочки старых обоев вместе со стеной и розетками.
И ковёр, узоры которого так привычно было рассматривать перед сном.
Ковёр на стене на глазах меняет узоры. В какой - то момент на нем появилось даже лицо Виктора Цоя. А на стенах - постеры. Смотрите, Брюс Ли. Ещё один узорчатый ковёр брошен на пол, на него можно присесть и поиграть в приставку. Отмечу, что он почти не пустовал.
Здесь можно залезть в шалаш. Помню, как строили такие из торшера и одеял в отсутствие своей, отдельной комнаты. Можно побывать в помещении под лестницей, подняться на лестницу, покататься на карусели во дворе.
Кстати, здесь я встретила первого протагониста. Протагонисты- это фигуры в белом, по замыслу художницы Pranna, люди пришедшие из будущего и соединяющие его с настоящим.
В к интерьере комнаты много предметов, знакомых мне из детства. Сетки- авоськи с бутылками кефира, сушками, печеньем. Статуэтки. А из динамиков раздаётся голос мамы, зовущей домой. Когда позовут домой Юлю, я не дождалась, но при мне на словах " Кирилл, домой" вздрогнул и рассмеялся солидный мужчина.
Да, вся наша любовь, как ни крути, родом из детства . И задержаться в этой комнате вместе со своими воспоминаниями хотелось надолго. Но зовут, зовут социальные институты.
Комната 3. " Школа"( художник Оксана Афанасьева).
Вместо стен - школьная доска. В углу- пирамида из парт. На доске не столько формулы, сколько следы взросления. Первой любви, первого разочарования, первого чувственного опыта. Мечты, надежды, размышления.
Больше всего в этой комнате меня поразили страницы керамического дневника. Издалека, честное слово, приняла их за бумажные! Узнаете почерк? Ваш?
В этой комнате можно сесть за школьную парту и написать в школьной тетрадке о своей первой любви. Запись можно унести с собой, или закрепить на инсталляции, или выбросить в урну для праха вашей любви.
И, знаете, записать свою историю любви мне так и не удалось, поскольку место за партой было все время занято. Несмотря на то, что я бродила по выставке целых три часа.
Выходим из школьной комнаты с лёгкой грустью, но с детством не прощаемся. Поскольку, попадаем мы в комнату 4. " Будуар"( автор Людмила Баронина). Здесь -розовое девичье и женское царство. Место для заботы о своей внешности и сущности, иногда переходящей в женское рабство.
Невольно задумаешся, где та граница в процессе усовершенствования себя, за которой попадаешь в зависимость от должной концепции себя. С какого момента не можешь выйти на улицу без косметики, а на люди без защитной маски? Сказка "Принцессе на горошине" переворачивается в " Горошину на принцессе". И у горошины довольно таки зловещий вид. Смешно и грустно.
Действия, представленные на следующем элементе можно рассматривать бесконечно.
А я, конечно же, не смогла пройти мимо будуара
Однако, из розового царства пора на белый счёт. А автору статьи пора сделать перерыв, попить водички и сфотографироваться просто в красивой фотозоне .
Часть вторая здесь.
Кстати, выставку можно посетить с медиатором или, попросту, экскурсоводрм. Или воспользоваться аудиогидом. Выставка продлена до 15 ноября 2024 года.
До встречи с нами в следующих залах!
Ваши Юлия и Ждун
А какие свои, значимые элементы вы добавили бы в младенчество, детство, школу и будуар? Пишите в комментариях.
Если вам понравилась статья, щедро тыкните по кнопке " подписаться". Вам будет интересно, а автору приятно.
Чем еще заняться в Москве:
Сходить на выставку гигантских овощей
Посетить арт- пространства " Хлебозавод" и " Флакон"
Сходить на блошиный рынок и купить мудрые вещи
Погулять по городу с аудиогидом