Найти тему
NVN - design

Шестерни для Canon EOS R. Ремонт затвора при ошибке ERROR 20.

3 года назад, один фотограф обратился ко мне с ремонтом беззеркальной камеры Canon EOS R. На мой вопрос: "что случилось?", был ответ: "не фотографирует". Блин…. А я думал не стреляет…

Ну, каков вопрос, таков и ответ.

Как электронщик и механик, занимающийся ремонтом уже более 25 лет, могу уверенно сказать, что отсутствие реакции при нажатии спусковой кнопки, может изначально говорить о двух вещах. Первая – неисправность электроники, вторая – неисправность механики.

И не ХА, ХА, а, именно так. Ничего смешного я в этом не вижу.

Неисправность электроники встречается в 5 процентах случаев и то, если представленный на ремонт образец древний, как привет из середины прошлого века. В нашем веке электронику научились «печь» на довольно высоком и качественном уровне.

Разобрав аппарат и добравшись до затвора, выяснил причину поломки. Конечно же - неработающий редуктор.

Рис.1 Типичный вид оригинальных шестерёнок, извлечённых из сломанного редуктора.
Рис.1 Типичный вид оригинальных шестерёнок, извлечённых из сломанного редуктора.

Точнее не сам редуктор, а пластмассовые шестерни внутри него. Причем в последствии выяснилось, что две шестерни изнашиваются в одной и той же зоне контакта и всегда и непременно именно в ней. Имеет место плохой расчет усилий и недостаток качественной смазки – т.е. типовая неисправность.

Были составлены чертежи шестерней и придумана технология производства и сборки.

Каждая шестерня состоит из двух частей. После изготовления части аккуратно соединяются вместе с помощью припоя. Первые образцы делались из латуни.

Рис.3 Первая партия шестерней, полностью из латуни.
Рис.3 Первая партия шестерней, полностью из латуни.

Затем был произведен «улучшайзинг» и я стал делать комбинированные – из стали и латуни. Та часть, которая испытывает меньшую нагрузку делается из латуни, а другая, с большей нагрузкой – из стали.

Рис.4 Шестерни комбинированные сталь/латунь.
Рис.4 Шестерни комбинированные сталь/латунь.

Но из-за вечного желания довести свою работу до логического конца, решил попробовать изготовить ещё и программную (взводную) шестерню. Задача сложная, но выполнимая. Являясь сотрудником сервисного центра Kodak, делал и не такое. Поначалу, её пришлось изготавливать из 3-х частей, так же полностью из латуни. Затем из 2-х, привлекая ещё дополнительное фрезерное оборудование.

Рис.5 Программная шестерня из латуни, две основные и упор планки затвора.
Рис.5 Программная шестерня из латуни, две основные и упор планки затвора.

Основная верхняя часть программной шестерни сделана в виде криволинейного выступа, похожего на запятую. Эта «запятая» при вращении шестерни, давит на планку взводного рычага затворной рамки и производит установку затвора в рабочее положение. Программные флажки, которые находятся с обратной стороны этой шестерёнки, указывают на положение рычага в данный момент. А программа самого аппарата, в зависимости от режима, установленного на нём, решает, в каком положении должны находится верхняя и нижняя шторки. Но это уже другая история… моя задача обеспечить полный и точный цикл взвода кадра. Но вся проблема в виде трения !!! «Запятая», сделанная из латуни, испытывает, в отличии от шестерней, трение скольжения. Забегая вперёд, скажу, что это вызвало истирание на моём испытательном стенде 0,05 мм, на латуни, за 507 тыс. кадров, что просто не сравнимо с износом родной пластиковой. У той износ, перед заменой затвора, составляет от 0,3 до 0,5 мм за гораздо меньший жизненный цикл.

Рис.6 Такой износ у пластиковой шестерни, извлечённой из сломанного редуктора.
Рис.6 Такой износ у пластиковой шестерни, извлечённой из сломанного редуктора.

Но, несмотря на это, я и её тоже решил делать из стали.

Рис.7 Программная шестерня 2 детали латунь/сталь, пайка
Рис.7 Программная шестерня 2 детали латунь/сталь, пайка

И упор на планке, который будучи пластиковым и также стачивается об эту «запятую», тоже делаю из стали.

Рис.8 Упор на планке взвода затвора (крепёж 2-мя шурупами с диаметром 1мм).
Рис.8 Упор на планке взвода затвора (крепёж 2-мя шурупами с диаметром 1мм).

Теперь есть все запчасти, которые необходимы для полноценной замены пластика на металл. Все детали прошли стендовые испытания и испытание временем.

Предполагаю ваш вопрос: «И что, ни разу никто не обратился с рекламацией?»

Обращался один человек. Причем дважды. Причем фотограф. Причем с руками. Этот фотограф сам разбирал фотоаппарат и сам менял шестерни. Но вот незадача – он не смазывал редуктор ничем, просто ставил их вместо старых и собирал фотоаппарат. Казалось бы мелочь ? Но в таких мелочах мелочей не бывает... Особенно в точной механике. Самое интересное, что он не высказал мне никаких претензий, а просто купил ещё 2 комплекта. Наверное потому, что я спрашивал его: "использовал ли он смазку?" Но это было год назад и с тех пор не было никаких повторных обращений. Да и качество самих шестерней постепенно улучшается. Сейчас уже 4-е поколение. «Запятую», которую раньше паял, теперь прикручиваю двумя винтами М1. И делаю её уже не вручную, как раньше, а на фрезерном ЧПУ, на котором и перпендикулярность и качество поверхности гораздо лучше. Парадокс в том, что пришлось продать немецкий фрезер ЧПУ, добавить денег и купить китайский с ШВП.

Рис.9 "Запятая", прикручивается к шестерне 2-мя метрическими винтами М1.
Рис.9 "Запятая", прикручивается к шестерне 2-мя метрическими винтами М1.

И отверстия в шестерне, под резьбу, делаю там же.

Рис.10 Штатив для ЧПУ.
Рис.10 Штатив для ЧПУ.

В результате получил то, что хотел. Считаю - дальше модернизировать её уже нет смысла.

Рис.11 Переработанный финишный вариант.
Рис.11 Переработанный финишный вариант.

Шестерни маркируются и "привязываются" к конкретному клиенту.

Рис.12 Шестерни маркируются комплектом и отправляются клиенту.
Рис.12 Шестерни маркируются комплектом и отправляются клиенту.

P.S. Реальные испытания.

В августе 2024 я решил купить старый затвор, в одном сервисном центре, для изготовления тестового стенда. Необходимо было выяснить какой ресурс у моих шестерней. Смазал оси, сами шестерни и установил собранный затвор на изготовленный стенд. Сначала нужно было все просчитать. Затем установить оптимальное время работы и простоя (охлаждения). Дело в том, что редукторы не работают в фотоаппарате постоянно. А при работе на стенде, в непрерывном режиме, происходит перегрев двигателя. Этот перегрев наступает через 10-15 минут и двигатель начинает работать медленнее и возрастает потребляемый ток. Думаю, что дальнейший перегрев может даже вывести его из строя. Поэтому на сам двигатель пришлось ставить радиатор, который очень помог при тестировании.

-13

При напряжении на двигателе 6 в, за 15 минут затвор взводился 10350 раз. Эти параметры и стали базой для испытаний и расчётов. Проверка заняла около недели. После 507 тыс. срабатываний редуктор был разобран, шестерни очищены от смазки и проверены. Видимых деформаций, которые можно было бы измерить, не обнаружено.

Режим в котором работал редуктор, можно считать суперэкстремальным, т.к. непрерывная серия кадров, по отношению к допустимому количеству кадров при серийной съёмке, в данном случае, увеличена более чем в 100 раз !!! Максимальная непрерывная серия кадров, на которую способен Canon EOS R, по заявлению производителя, составляет 100 кадров.

Рис.13 Дальнейшие испытания прекратил... не вижу смысла.
Рис.13 Дальнейшие испытания прекратил... не вижу смысла.

А так выглядит полный ремкомплект для самостоятельной замены всей начинки редуктора.

Рис.14 Полный ремкомплект для замены деталей редуктора.
Рис.14 Полный ремкомплект для замены деталей редуктора.

Если ваш фотоаппарат уже прошёл 200 тыс., ему уже пора делать upgrade.

P.P.S. Отличная смазка для подобных редукторов СК-170. Не наносите её
слишком много. Достаточно смазать кистью оси, сами шестерни и
контактирующие друг с другом элементы (планки, упоры, пазы ...). Для
установки упора потребуется любой фиксатор резьбы. Никакого суперклея
!!!

P.P.P.S. 01.12.2024 ко мне обратился знакомый мастер и сообщил, что
из 2-х отремонтированных им фотоаппаратов, один вернулся по гарантии
(он менял в фотоаппаратах только по две шестерни). Аппарат выдает
периодические ошибки
ERR20. Сам он спровоцировать данную ошибку
не смог, сколько не бился. Предполагаю - дело в том, что нужно
выбрасывать весь пластик и устанавливать полный ремкомплект, а не
только две "съеденные" шестерни.

P.P.P.P.S. При установке комплекта самостоятельно, придётся поработать
руками, устанавливая упор на взводную планку рамы затвора. Подробная
информация о том, как установить упор на планке взвода, написана на
странице
http://makinggears.mya5.ru/shesterni-dlya-canon-eos-r/
Данное мероприятие требует сосредоточенности, терпения и полной
изолированности хотя-бы на время проведения данной операции. Один
поворот головы равен одному потерянному винту. Жён и детей
отправляем на прогулку. А может быть и мужей с детьми, всякое бывает
:-)

Пытался понятно и доходчиво все объяснить, но, если остались вопросы
задавайте их по почте:
remont-kodak@ya.ru