Найти в Дзене
Истории о Чёрмозе.

E. И. ЕГОРОВА, Н. В. КАЗАРИНОВА Пермская художественная галерея Иван Петрович Чирков (страницы художественной жизни Перми начала X X в.)

1980 г. старейший художник Перми И. И. Туранский передал в Пермскую художественную галерею папку с более чем 150 рисунками художника И. П. Чиркова, подаренную ему как память о друге вдовой И. П. Чиркова Анной Анисимовной. Рисунки в папке помечены 1900 — 1913 гг. Имя Ивана Петровича Чиркова известно прежде всего в связи с художественными событиями Перми 1910-х годов. На февральской выставке произведений пермских художников 1911 г. возник скандал, который рецензент газеты «Пермские губернские ведомости» назвал «выставочным инцидентом» *. Суть его разъясняет в своих воспоминаниях свердловский писатель, в прошлом ученик пермской гимназии, К. В. Боголюбов: художник Иван Петрович Чирков, преподаватель рисования и чистописания Пермской мужской гимназии Циммермана «написал картину «Именины у директора»2 и выставил ее. К артина мне очень понравилась. Она изображала пьяную компанию, собравшуюся поздравить директора нашей гимназии. Тут были почти все наши педагоги. Портретное сходство изумляло.

1980 г. старейший художник Перми И. И. Туранский передал в Пермскую художественную галерею папку с более чем 150 рисунками художника И. П. Чиркова, подаренную ему как память о друге вдовой И. П. Чиркова Анной Анисимовной. Рисунки в папке помечены 1900 — 1913 гг. Имя Ивана Петровича Чиркова известно прежде всего в связи с художественными событиями Перми 1910-х годов. На февральской выставке произведений пермских художников 1911 г. возник скандал, который рецензент газеты «Пермские губернские ведомости» назвал «выставочным инцидентом» *. Суть его разъясняет в своих воспоминаниях свердловский писатель, в прошлом ученик пермской гимназии, К. В. Боголюбов: художник Иван Петрович Чирков, преподаватель рисования и чистописания Пермской мужской гимназии Циммермана «написал картину «Именины у директора»2 и выставил ее. К артина мне очень понравилась. Она изображала пьяную компанию, собравшуюся поздравить директора нашей гимназии. Тут были почти все наши педагоги. Портретное сходство изумляло. В центре стоял в распахнутой рясе и с рюмкой в руке батька Черняев. Немец Лер — толстый и краснокожий, что-то орал, а монументальный и флегматичный словесник Доброхотов весело дирижировал. Сам именинник склонил над столом лохматую голову. Весело и жутко было смотреть на это изобличение. К артина висела только один день. Ее не стало, не стало и художника» 3. И. П. Чирков был отстранен от преподавания в гимназии, и, как стало известно из газетных сообщений, «талантливый художник в августе оставил Пермь, получив назначение на должность учителя рисования в городское училище Невьянского завода» 4. Уже после революции И. П. Чирков вернулся в Пермь в качестве преподавателя училища. В 1920 г. он умер от тифа. Вот, пожалуй, и все, что было известно о художнике, авторе нашумевшей в свое время картины «Именины у директора». Другие его работы оставались известными только по отзывам рецензентов местных газет и по каталогам дореволюционных выставок Пермского общества любителей живописи. Но интерес к творчеству Чиркова не исчезал5. В 1975 г. старейший художник Перми И. И. Туранский поделился своими воспоминаниями о Чиркове: «Интересный был человек, простой. Хороший рисовальщик. Учился в Академии художеств с И. И. Бродским и Юрием Репиным, последнему даж е позировал для картины «Петр I перед боем»6. Позднее Иван Иванович Туранский подарил Пермской художественной галерее «этюд Петра I», написанный Юрием Репиным с И. И. Чиркова для своей картины1. Новое поступление в Пермскую галерею оживило поисковую работу, заставило снова обратиться к творчеству художника, искать недостающие звенья. В результате появилась возможность полнее осветить жизненный и творческий путь интересного живописца, воскресить утерянные было страницы истории художественной жизни русской провинции начала XX в. Иван Петрович Чирков родился в 1877 г. в семье мастерового, резчика по дереву, бывшего крепостного помещиков Л а ­ заревых, в заводе Ч ерм оз8. После окончания двухклассного училища, имея большие способности к рисованию, он был определен в заводскую чертежную 9. Свидетельство от 3 октября 1896 г. выдано «мастеровому Чермозской волости Соликамского уезда Ивану Петровичу Чиркову для предоставления при поступлении в рисовальную школу барона Штиглица в Санкт-Петербурге» 10. Сам И. П. Чирков в другом документе — прошении, поданном в совет профессоров Высшего художественного училища Академии художеств, так рассказывает о своем появлении в Петербурге: «Начну с того, что я, сын бедных родителей, таил в себе желание с детских лет учиться рисованию. Судьба мне благоприятствовала. Во время поездки министра земледелия в пермские имения князя Абамелек-Лазарева я был устроителем триумфальных арок, писал гербы и др., чем и обратил на себя внимание местного землевладельца, который, к моему великому желанию, предложил мне стипендию для художественного образования. Я после некоторой подготовки в живописи выдержал экзамен в Академию художеств в 1899 г. и был принят в число учеников» п . Трудно сказать, почему Абамелек-Лазарев не выдавал обещанной стипендии бывшему мастеровому своего Чермозского имения, но каждый год Чирков писал прошения в совет профессоров «о назначении стипендии»І2. Совет профессоров неизменно отвечал отказом. Крайняя нужда, которая усугубилась еще семейными обстоятельствами (умер отец, попал в тюрьму брат за участие в забастовках, а Иван Петрович вынужден был по- могать многочисленной семье), заставила его искать заработок. Этим объясняет Чирков свое редкое посещение учебных занятий в 1906 г. За непосещение занятий совет профессоров отказал ему в прошении допустить до конкурса на звание художника. В 1908 г. Чиркову выдается свидетельство на право преподавания рисования в гимназиях. Так Иван Петрович оказался учителем рисования пермских гимназий. В годы учебы в Академии художеств И. П. Чирков прошел профессиональную и жизненную школу. Он был принят в мастерскую И. Е. Репина, наиболее многочисленную и очень популярную в Академии. Последнее определило, кстати, не только его профессиональную, но и личную судьбу. Чтобы как-то помочь своим ученикам, Репин часто привлекал их к иллюстрированию книг, исполнению копий. В 1902— 1903 гг. сосед И. Е. Репина в Куоккала, частный поверенный А. В. Иоффе, попросил Илью Ефимовича порекомендовать кого-нибудь из учеников, чтобы расписать потолки в комнате-башенке частного дома. Выбор пал на Чиркова. Художник и жена Иоффе, Анна Анисимовна, полюбили друг друга. Только после смерти Иоффе, в 1910 г., когда Чирков уже учительствовал в-Перми, состоялась свадьба Анны Анисимовны и Ивана Петровича 13. Учеба в мастерской И. Е. Репина, атмосфера «репинской школы» были весьма своеобразны. В одном из писем к А. В. Жаркевичу И. Е. Репин рассказывает об этом: «Вчера у меня состоялась первая встреча с учениками Академии. Н авалило народу человек четыреста, жара, духота страшная. Но впечатление я вынес серьезное, глубокое...», и в следующем письме: «Вопрос, на который мы и рассуждали все полтора часа, был задан мною: должны ли пластические искусства служить только социальным идеалам или они имеют свои, присущие этим искусствам, идеалы? Много было высказано интересного и дельного... Я, собственно, только руководил прением, наблюдал порядок, возражающих, иногда и сам возражая и объясняя»14. Эта атмосфера не могла не оказать влияние на формирование духовного мира молодого художника — ученика великого мастера. Ко времени учебы в Академии и к периоду сразу после того, как Чирков ее оставил, относится поступившая в галерею папка с рисунками. Из страниц биографии И. Е. Репина мы знаем о том, что он рисовал везде и всегда, что у него была масса альбомов и альбомчиков, куда он зарисовывал характерные позы, жесты, интересные лица, силуэты, жанровые сценки и т. д. Как и учитель, И. П. Чирков, видимо, много рисовал. Рисунки из папки, поступившей от И. Туранского, можно условно классифицировать. Одну группу составляют подготовительные работы к сюжетно-тематическим полотнам. Ж анровые рисованные картинки «Портрет заключенного», «Игра в карты», «Тюремные типы», «Тюремное развлечение», «Ладошки» объ- единены одной темой и годом создания— 1907. Может быть, художник собирал материал для конкурсной картины на звание художника. Несколько быстрых набросков объединены названием «Богомольцы». Скорее всего, это также (подготовительные рисунки к картине. Ряд натурных рисунков гимназических учителей сделан к картине «Именины у директора». Другая группа рисунков — беглые зарисовки с натуры. Их отличает пленэрность, «наполненность» светом, воздухом. На нескольких — авторская подпись «Куоккала», «Берег. Куоккала». Видимо, Чирков, приезжая к Репину в Пенаты, делал по пути наброски. По крайней мере, в числе посетителей — гостей репинских Пенатов 1913 г. есть роспись Ивана Чиркова. Третья группа — портреты художников, знакомых, гимназических учителей, гимназистов и гимназисток и т. д. Несколько жанровых сценок сделано явно в Невьянске, где Чирков отбывал наказание. Большая часть рисунков из альбома — небольшого формата, это вызвано скорее всего тем, что они сделаны с натуры, «на ходу». Чиркова-рисовалыцика определяет острый взгляд, умение увидеть в модели наиболее характерное. Репинская школа чувствуется в подходе к натуре и в остроте характеристик. Выразителен рисунок «Дьякон села Рождественского Пермской губ. Соликамского уезда (потомок чуди)». Убедительно передана характерная внешность «потомка чуди». Видимо, Чиркова интересовала и история края. Мастерство рисовальщика и острого наблюдателя чувствуется в пленэрном рисунке «Читающий». Почти все рисунки отмечены интересом к пластической форме, живописностью. Репинское влияние особенно ощутимо в типе рисуночного портрета: легкий, не вполне завершенный контур, мягкая штриховка, иногда с применением растушки. Выразительны портреты в интерьере «В кресле. За чтением», «За роялем» и др. Видимо, в период летних каникул выполнено несколько рисунков 1902 г., когда Иван Петрович еще учился в Академии. На одном из них изображен человек с циркулем и линейкой, возможно, чертежник Чермозского завода, где до поступления в Академию художеств работал сам Чирков. Энергичен, непринужден рисунок 1907 г. «За работой». Крепко нарисовано сосредоточенное лицо, скорее всего художника, передана уютная, «домашняя» обстановка комнаты. Свободно и мягко по форме ложатся штрихи. Легкий нажим карандаша выявляет пластику предметов. М ягкая растушевка помогает строить объем. Белый лист бумаги, то оставаясь нетронутым, то просвечивая сквозь штрихи, выявляет свет и пространство. На одном из портретов в интерьере есть авторская подпись: «Художник Верхотуров»15. Портретируемый изображен с палитрой в руке готовящимся положить мазок на холст. Быстрый рисунок-набросок схватывает состояние внимательной сосредоточенности, погруженности в работу. Рисунки 1907— 1913 гг. отличает особая острота взгляда* точность, пленэрность. Они сделаны сложившимся мастером. Д ва рисунка 1912 г. подписаны автором более подробно, чем остальные: «Ныроб. Часовня Николая Чудотворца», «с. Ныроб Пермской губ. Соликамского уезда. Место заключения боярина М. Н. Романова».

Как уже отмечалось, в 1911 г. за картину «Именины у директора» Чирков был сослан в Невьянский завод. 27 марта 1913 г. он подает прошение на имя «ее императорского высочества Августейшего президента Академии художеств великой княгини Марии Павловны» с просьбой рассмотреть три его эскиза: «Картины я писал на месте заключения боярина Михаила Никитича Романова и привез их в Санкт-Петербург на высочайшее рассмотрение»16. Приближалось 300-летие дома Романовых. Чиркову, видимо, показалось заманчивым «взять реванш» за свои прежние неудачи, написать картины в Ныробе, в месте ссылки боярина Романова, и получить, таким образом* средства к существованию. Появились ныробские рисунки. В прошении Чиркова имеется резюме: «Эскизы иллюстрации в настоящем своем виде произведения слабые. Автор надеялся* что ввиду юбилея ему могло бы быть выдано пособие на то, чтобы он по этим эскизам написал картины» 17. Судьба к этим эскизам, как и ко многим, если почти не всем работам Чиркова, была крайне жестокой. В Чердынском краеведческом музее им. А. С. Пушкина в перечне имеющихся произведений был назван эскиз И. П. Чиркова, подаренный музею членом чердынского Общества археологии, истории, этнографии И. Шестаковым, под названием «Прибытие М. Романова в Ныроб» (58X42). Ниже стояла приписка: «Сгорел в 1940 году в клубе Красновиш ерска»18. Как известно, Чирков прожил в Перми два года (1909— 1911), преподавал в мужской гимназии Циммермана и частной прогимназии Зиновьевой. Он принимал деятельное участие, вместе с другими художниками, в организации пермского Общества любителей живописи и активно экспонировал свои работы на 1-й выставке этого общества в 1910 г. Он показал и жанровые картины, и портреты, и пейзажи, большое количество рисунков. Рецензент выставки А. А. Беляев выделил из жанровых полотен очень хорошую «по экспрессии момента, психологии и тонам (борьба дневного и лампового света)» и картину И. П. Чиркова «Осиротели», одобрил его ж е картины «За чаем», «Портрет»; «пейзажи и марины — «Рыбачьи лодки на море», «Март в Финском заливе», особенно «У озера», «Февраль» — очень хороши, но дай бог ему силы на работу таких вещей, каковы «Осиротели», таким сравнительно бодрым представляется талант автора» 19. В другой рецензии так описывается впечатление от сюжета картины: «Останавливает внимание картина господина Чиркова «Осиротели» — продуманная серьезная вещь... переносит нас в трагедию жизни... заставляет болезненно сжиматься сердце и сочувственно относиться к бедным сиротам»20. Картина эта была написана с натуры, во время тяжелой болезни дочери Чиркова, когда его жена Анна Анисимовна ночами сидела у ее постели 21. К сожалению, трудно сказать, были ли на второй выставке Общества любителей живописи (1911) еще какие-то работы И. П. Чиркова — все рецензии были посвящены только «скандальной картине» «Именины у директора» 22. После Великой Октябрьской революции Чирков смог вернуться в Пермь и вместе с Б. А. Николаевым, И. И. Туранским, И . А. Семиряковым и другими принял деятельное участие в организации Училища свободных художников, в котором и преподавал до занятия Перми колчаковцами. По воспоминаниям И. И. Туранского, в 1918 г. состоялась выставка работ И. П. Чиркова, но ни каталога, ни хотя бы перечня произведений выставки не сохранилось. Неизвестна и судьба ее. По воспоминаниям племянника художника В. М. Чиркова, в Перми картины Ивана Петровича охотно приобретались сразу с выставок. Особенно популярны они были среди пароходчиков. К сожалению, большая часть творческого наследия Чиркова оказалась рассыпанной по частным коллекциям и местонахождение его картин неизвестно. Не повезло и тем работам художника, которые остались в семье. Некоторые из них погибли в годы блокады Ленинграда (куда уехала Анна Анисимовна с дочерьми после смерти И. П. Чиркова), другие затерялись при переезде вдовы художника в Москву. У дочери — Людмилы Ивановны Чирковой-Орент — хранятся «Автопортрет», «Портрет дочери с собакой», «Осиротели». Поиски творческого наследия И. П. Чиркова должны быть продолжены. Но и уже найденные материалы вводят в научный обиход новые страницы художественной жизни русской провинции начала XX в., раскрывающие сложные, подчас конфликтные взаимоотношения художника и общества.

Чирков Иван Петрович Казак с бутылкой в руках. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Казак с бутылкой в руках. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужчина в шляпе. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужчина в шляпе. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Женский портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович Женский портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович За рабочим столом. Рисунок
Чирков Иван Петрович За рабочим столом. Рисунок
Чирков Иван Петрович За работой. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович За работой. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Иллиодор Иванович (Кнопка). Рисунок
Чирков Иван Петрович Иллиодор Иванович (Кнопка). Рисунок
Чирков Иван Петрович Портрет Анны Васильевны Чирковой. Рисунок
Чирков Иван Петрович Портрет Анны Васильевны Чирковой. Рисунок
Чирков Иван Петрович Дьякон. Рисунок
Чирков Иван Петрович Дьякон. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужчина, играющий в шашки. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужчина, играющий в шашки. Набросок. Рисунок
В центре композиции со спины изображены сидящие на бревне слева направо девочка в шляпке, женщина под зонтиком, ребенок, мужчина; перед ними водное пространство, справа - причал. 0
Чирков Иван Петрович
Станция Куккала. Набросок. Рисунок
В центре композиции со спины изображены сидящие на бревне слева направо девочка в шляпке, женщина под зонтиком, ребенок, мужчина; перед ними водное пространство, справа - причал. 0 Чирков Иван Петрович Станция Куккала. Набросок. Рисунок
В интерьере комнаты в правый профиль изображен мужчина средних лет, сидящий на стуле, склонившись над рисунком, лежащем на низком столике; на столе - листы бумаги, чернильница. 0
Чирков Иван Петрович
За работой. Рисунок
В интерьере комнаты в правый профиль изображен мужчина средних лет, сидящий на стуле, склонившись над рисунком, лежащем на низком столике; на столе - листы бумаги, чернильница. 0 Чирков Иван Петрович За работой. Рисунок
Изображен в 3/4 повороте  влево сидящий на венском стуле мужчина средних лет в костюме; в левой руке - палитра, правая - протянута вперед. 0
Чирков Иван Петрович
Художник Н.И. Верхотуров. Набросок. Рисунок
Изображен в 3/4 повороте влево сидящий на венском стуле мужчина средних лет в костюме; в левой руке - палитра, правая - протянута вперед. 0 Чирков Иван Петрович Художник Н.И. Верхотуров. Набросок. Рисунок
Победренное изображение в 3/4 повороте вправо темноволосого мужчины средних лет с бородой; на рукаве - три дыры. 0
Чирков Иван Петрович
Мужской портрет. Рисунок
Победренное изображение в 3/4 повороте вправо темноволосого мужчины средних лет с бородой; на рукаве - три дыры. 0 Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович За чтением газеты. Рисунок
Чирков Иван Петрович За чтением газеты. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Рисунок
В гости. Набросок. Рисунок - Чирков Иван Петрович
В гости. Набросок. Рисунок - Чирков Иван Петрович
     Чирков Иван Петрович
Мужской портрет. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Мужской портрет. Набросок. Рисунок
Чирков Иван Петрович Городской пейзаж. Рисунок
Чирков Иван Петрович Городской пейзаж. Рисунок