Совместные проекты кинематографистов СССР с западными странами по умолчанию должны были привлекать в кинотеатры десятки миллионов советских зрителей, но почти все они провалились в прокате, даже несмотря на звезд калибра Шона Коннери и Элизабет Тейлор. Вспомним о самых интересных проектах, которые можно пересмотреть и сегодня.
СССР довольно часто снимал фильмы в сотрудничестве с киностудиями других стран. Чаще всего это была так называемая "социалистическая кооперация", то есть фильмы на революционную, военную, героическую тему. Чуть реже снимались фильмы приключенческие, к примеру, "В поисках капитана Гранта" Станислава Говорухина - сериал, созданный Одесской киностудии совместно с болгарской студией "Бояна". Но вроде бы самый интересный для зрителя вариант представляли фильмы, снятые совместно с капиталистическими или западными странами. Ведь совместный фильм предусматривает прокат в обеих странах (западным продюсерам надо отбить деньги), так что ленту о большевиках или героической комсомольской стройке американцы или французы точно финансировать не будут. Заунывные "Красные колокола" Сергея Бондарчука - исключение, объясняющееся интересом мексиканской стороны к фигуре своего национального героя Панчо Вильи и теме Мексиканской революции. Как правило, совместные фильмы были приключенческими или коммерческими.
Первым советско-западным проектом можно назвать "Красную палатку" Михаила Калатозова. Основные деньги с западной стороны поступили от итальянцев, хотя частично лента финансировалась и англичанами. В фильм о судьбе итальянских аэронавтов, разбившихся в Арктике, пригласили звезд первой величины, включая Шона Коннери, Клаудию Кардинале и Питера Финча. Ленту снимал создатель фильмов "Летят журавли" и "Верные друзья". Первый блин оказался комом, хотя картина претендовала на "Золотой глобус". Но тема поиска аэронавтов в снегах настолько не вдохновила зрителей в СССР, что "Красная палатка" в кинопрокате 1969 года заняла... 69-е (!) место. Можно сказать, что ее никто не смотрел вообще, наплевав и на Коннери, и на Кардинале. В тот год зрители ломились на "Бриллиантовую руку", "Белое солнце пустыни", "Журавушку", "Хозяина тайги", "Каждый вечер в одиннадцать", иностранные - "Любовь в кашмире", "Материнскую любовь", "Поэму в камне" (все три фильма - Индия), "Миллион лет до нашей эры" (Великобритания), "Сестру Кэрри" (США), "Бей первым, Фередди!" (Дания) и другие фильмы.
Но через три года итальянские продюсеры в лице братьев Де Лаурентис рискнули снова. После съемок с треском провалившегося (вновь!) в прокате советско-итальянского фильма "Ватерлоо", стоившего $35 млн, что по сегодняшним деньгам близко к $100 млн, Сергея Бондарчука итальянская сторона осталась должна советской деньги, которые соглашалась отдать только "натурой", то есть в виде копродукции. В Италию отправили Эльдара Рязанова снимать "Невероятные приключения итальянцев в России". Сам режиссер признавал, что вступил на "территорию Гайдая" - трюковые комедии Рязанов никогда не снимал, жанр был ему чужд. Но в советском прокате лента наконец "выстрелила", заняв третье место после американского "Золота Маккены" и шукшинской "Калины красной". А вот на Западе не зашла - Де Лаурентис пожадничал и не пригласил в фильм ни одного сколько-нибудь знаменитого итальянского артиста (заставил Рязанова снять только свою любовницу, актрису эротических фильмов Антонию Сантилли, сыгравшую Ольгу), а без звезд зрители на фильм не шли, хотя по западным меркам он был снят вполне достойно.
Казалось бы, секрет прост – снимай комедии! Но через два года создается первый советско-американский фильм "Синяя птица", режиссером которого выступает великий Джордж Кьюкор и следует очередной громкий провал. Хотя в титрах звезды первой величины Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Надежда Павлова, Георгий Вицин, Олег Попов. Даже по сегодняшним меркам сотрудничество "Ленфильма" со студиями 20th Century Fox и Disney кажется роскошным, но... При бюджете в $12 млн, что по сегодняшним деньгам составляет около $40 млн фильм собрал в мировом прокате всего $887 тысяч и это неудивительно. На что вообще рассчитывали продюсеры, экранизируя знаменитую сказку Метерлинка про Тильтиля и Митиль с персонажами по имени Молоко, Сахар, Огонь и Хлеб? Ведь то, что уместно в детском музыкальном театре, не воспринимается в кино. Советские зрители отправляться на поиски Синей птицы тоже не пожелали - 51-е место проката в год, когда на вершине зрительской популярности "Табор уходит в небо", египетское "Белое платье", "Зорро" (Италия), "Зита и Гита" (Индия), "Большие гонки" (США) и "Народный роман" (Италия, Франция). Иностранные фильмы все чаще занимают первые места советского кинопроката.
Были ли успехи у совместных проектов за границей? Да, наверное, единственный такой успех грянул в 1980-м году - наиболее успешном для советского проката за всю его историю. Первые три чемпиона проката - "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и "Экипаж" - каждый собрали около 80 млн зрителей. Четвертую строчку заняла "Петровка, 38", а на пятой - один из любимейших фильмов моего детства "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников". Помнится, что во время отдыха на юге я ходил на него в кинотеатр не менее 5 раз подряд. Совместная работа узбекских и индийских кинематографистов была мега-успешной и в Индии, где лента не сходила с экранов более полугода, что невероятно для страны с таким количеством постоянно выпускаемых фильмов. Это самый коммерчески успешный фильм СССР, снятый не на студиях РСФСР. В дальнейшем та же узбеко-индийская команда выпустит еще два совместных фильма "Легенду о любви" и "По закону джунглей" с Митхуном Чакраборти, но такого успеха они не имели.
Комедия Леонида Гайдая "За спичками", снятая совместно с финскими кинематографистами, особой популярностью не пользовалась ни в СССР, ни в Финляндии. Второй советско-финский проект лента о викингах "И на камнях растут деревья", созданная мэтром отечественного кинематографа Станиславом Ростоцким, в самой Финляндии почему-то не понравилась, а вот в СССР пользовалась относительной популярностью, заняв в прокате 19-е место. Звучит не слишком впечатляюще, но это целых 20 млн зрителей, и ровно столько же в том же году посмотрело искрометную французскую комедию "Папаши" с Пьером Ришаром и Жераром Депардье.
Одним из последних совместных проектов стала ныне совершенно забытая приключенческая лента "Труженики моря" - совместный проект грузинских и французских кинематографистов. Западных звезд в фильме не было, но приглашенные артисты играли отлично. Только что прославившийся в фильме "Формула любви" Нодар Мгалоблишвили исполняет здесь одну из главных ролей. Экранизация романа Виктора Гюго требовала очень сложных и всегда дорогостоящих морских съемок, но съемочная команда с этим справилась. Фильм постигла странная судьба - он шел во французских кинотеатрах в виде двухсерийной версии (провалился в прокате), а для СССР сделали три серии, которые на большой экран вообще не вышли. Один раз картину показали по центральному ТВ в 1990-м году, после чего о ней все забыли. Сегодня сериал можно посмотреть в интернете с русскими субтитрами.