Найти тему

Почему у СССР не получались совместные фильмы с Западом?

Совместные проекты кинематографистов СССР с западными странами по умолчанию должны были привлекать в кинотеатры десятки миллионов советских зрителей, но почти все они провалились в прокате, даже несмотря на звезд калибра Шона Коннери и Элизабет Тейлор. Вспомним о самых интересных проектах, которые можно пересмотреть и сегодня.

Франко Неро и Урсула Андрес в фильме "Красные колокола", 1981
Франко Неро и Урсула Андрес в фильме "Красные колокола", 1981

СССР довольно часто снимал фильмы в сотрудничестве с киностудиями других стран. Чаще всего это была так называемая "социалистическая кооперация", то есть фильмы на революционную, военную, героическую тему. Чуть реже снимались фильмы приключенческие, к примеру, "В поисках капитана Гранта" Станислава Говорухина - сериал, созданный Одесской киностудии совместно с болгарской студией "Бояна". Но вроде бы самый интересный для зрителя вариант представляли фильмы, снятые совместно с капиталистическими или западными странами. Ведь совместный фильм предусматривает прокат в обеих странах (западным продюсерам надо отбить деньги), так что ленту о большевиках или героической комсомольской стройке американцы или французы точно финансировать не будут. Заунывные "Красные колокола" Сергея Бондарчука - исключение, объясняющееся интересом мексиканской стороны к фигуре своего национального героя Панчо Вильи и теме Мексиканской революции. Как правило, совместные фильмы были приключенческими или коммерческими.

Шон Коннери в фильме "Красная палатка", 1969
Шон Коннери в фильме "Красная палатка", 1969

Первым советско-западным проектом можно назвать "Красную палатку" Михаила Калатозова. Основные деньги с западной стороны поступили от итальянцев, хотя частично лента финансировалась и англичанами. В фильм о судьбе итальянских аэронавтов, разбившихся в Арктике, пригласили звезд первой величины, включая Шона Коннери, Клаудию Кардинале и Питера Финча. Ленту снимал создатель фильмов "Летят журавли" и "Верные друзья". Первый блин оказался комом, хотя картина претендовала на "Золотой глобус". Но тема поиска аэронавтов в снегах настолько не вдохновила зрителей в СССР, что "Красная палатка" в кинопрокате 1969 года заняла... 69-е (!) место. Можно сказать, что ее никто не смотрел вообще, наплевав и на Коннери, и на Кардинале. В тот год зрители ломились на "Бриллиантовую руку", "Белое солнце пустыни", "Журавушку", "Хозяина тайги", "Каждый вечер в одиннадцать", иностранные - "Любовь в кашмире", "Материнскую любовь", "Поэму в камне" (все три фильма - Индия), "Миллион лет до нашей эры" (Великобритания), "Сестру Кэрри" (США), "Бей первым, Фередди!" (Дания) и другие фильмы.

Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", 1974
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", 1974

Но через три года итальянские продюсеры в лице братьев Де Лаурентис рискнули снова. После съемок с треском провалившегося (вновь!) в прокате советско-итальянского фильма "Ватерлоо", стоившего $35 млн, что по сегодняшним деньгам близко к $100 млн, Сергея Бондарчука итальянская сторона осталась должна советской деньги, которые соглашалась отдать только "натурой", то есть в виде копродукции. В Италию отправили Эльдара Рязанова снимать "Невероятные приключения итальянцев в России". Сам режиссер признавал, что вступил на "территорию Гайдая" - трюковые комедии Рязанов никогда не снимал, жанр был ему чужд. Но в советском прокате лента наконец "выстрелила", заняв третье место после американского "Золота Маккены" и шукшинской "Калины красной". А вот на Западе не зашла - Де Лаурентис пожадничал и не пригласил в фильм ни одного сколько-нибудь знаменитого итальянского артиста (заставил Рязанова снять только свою любовницу, актрису эротических фильмов Антонию Сантилли, сыгравшую Ольгу), а без звезд зрители на фильм не шли, хотя по западным меркам он был снят вполне достойно.

Элизабет Тейлор в фильме "Синяя птица", 1976
Элизабет Тейлор в фильме "Синяя птица", 1976

Казалось бы, секрет прост – снимай комедии! Но через два года создается первый советско-американский фильм "Синяя птица", режиссером которого выступает великий Джордж Кьюкор и следует очередной громкий провал. Хотя в титрах звезды первой величины Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Надежда Павлова, Георгий Вицин, Олег Попов. Даже по сегодняшним меркам сотрудничество "Ленфильма" со студиями 20th Century Fox и Disney кажется роскошным, но... При бюджете в $12 млн, что по сегодняшним деньгам составляет около $40 млн фильм собрал в мировом прокате всего $887 тысяч и это неудивительно. На что вообще рассчитывали продюсеры, экранизируя знаменитую сказку Метерлинка про Тильтиля и Митиль с персонажами по имени Молоко, Сахар, Огонь и Хлеб? Ведь то, что уместно в детском музыкальном театре, не воспринимается в кино. Советские зрители отправляться на поиски Синей птицы тоже не пожелали - 51-е место проката в год, когда на вершине зрительской популярности "Табор уходит в небо", египетское "Белое платье", "Зорро" (Италия), "Зита и Гита" (Индия), "Большие гонки" (США) и "Народный роман" (Италия, Франция). Иностранные фильмы все чаще занимают первые места советского кинопроката.

Ролан Быков в фильме "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", 1980
Ролан Быков в фильме "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников", 1980

Были ли успехи у совместных проектов за границей? Да, наверное, единственный такой успех грянул в 1980-м году - наиболее успешном для советского проката за всю его историю. Первые три чемпиона проката - "Пираты ХХ века", "Москва слезам не верит" и "Экипаж" - каждый собрали около 80 млн зрителей. Четвертую строчку заняла "Петровка, 38", а на пятой - один из любимейших фильмов моего детства "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников". Помнится, что во время отдыха на юге я ходил на него в кинотеатр не менее 5 раз подряд. Совместная работа узбекских и индийских кинематографистов была мега-успешной и в Индии, где лента не сходила с экранов более полугода, что невероятно для страны с таким количеством постоянно выпускаемых фильмов. Это самый коммерчески успешный фильм СССР, снятый не на студиях РСФСР. В дальнейшем та же узбеко-индийская команда выпустит еще два совместных фильма "Легенду о любви" и "По закону джунглей" с Митхуном Чакраборти, но такого успеха они не имели.

Кадр из фильма "И на камнях растут деревья", 1985
Кадр из фильма "И на камнях растут деревья", 1985

Комедия Леонида Гайдая "За спичками", снятая совместно с финскими кинематографистами, особой популярностью не пользовалась ни в СССР, ни в Финляндии. Второй советско-финский проект лента о викингах "И на камнях растут деревья", созданная мэтром отечественного кинематографа Станиславом Ростоцким, в самой Финляндии почему-то не понравилась, а вот в СССР пользовалась относительной популярностью, заняв в прокате 19-е место. Звучит не слишком впечатляюще, но это целых 20 млн зрителей, и ровно столько же в том же году посмотрело искрометную французскую комедию "Папаши" с Пьером Ришаром и Жераром Депардье.

Нодар Мгалоблишвили в фильме "Труженики моря", 1986
Нодар Мгалоблишвили в фильме "Труженики моря", 1986

Одним из последних совместных проектов стала ныне совершенно забытая приключенческая лента "Труженики моря" - совместный проект грузинских и французских кинематографистов. Западных звезд в фильме не было, но приглашенные артисты играли отлично. Только что прославившийся в фильме "Формула любви" Нодар Мгалоблишвили исполняет здесь одну из главных ролей. Экранизация романа Виктора Гюго требовала очень сложных и всегда дорогостоящих морских съемок, но съемочная команда с этим справилась. Фильм постигла странная судьба - он шел во французских кинотеатрах в виде двухсерийной версии (провалился в прокате), а для СССР сделали три серии, которые на большой экран вообще не вышли. Один раз картину показали по центральному ТВ в 1990-м году, после чего о ней все забыли. Сегодня сериал можно посмотреть в интернете с русскими субтитрами.