Найти тему

Один из лучших начальников Восточно-Сибирского края

Оглавление

Строгий и созидательный: о генерал-губернаторе Александре Горемыкине

Иркутск, как главный город Восточной Сибири, всегда был важным административным центром и местом жительства генерал-губернаторов. Их работа напрямую влияла на развитие региона и города. Одним из самых непризнанных управленцев был генерал-губернатор Александр Дмитриевич Горемыкин. За 11 лет его правления произошло много значительных событий: он восстанавливал город после страшного пожара 1879 года, организовывал строительство Транссибирской магистрали и встречал первый поезд в Иркутске.

Александр Дмитриевич Горемыкин Фото: Из открытых источников
Александр Дмитриевич Горемыкин Фото: Из открытых источников

Курс на развитие: инфраструктура и вклад

До Горемыкина управлял Иркутском Алексей Павлович Игнатьев. В 1889 году его назначили министром Внутренних дел Российской империи. За время его правления в Восточной Сибири сделано много полезного. Игнатьев уделял внимание развитию транспортных путей между городами и уездами, строились новые дороги и открывались водные пути. Также был создан комитет, который помогал переселенцам из центральной России. Параллельно проводились исследования по сокращению ссылок и каторги, а также развитию сельского хозяйства в регионе.

О прибытии Александра Горемыкина в город отмечено отдельной заметкой в газете "Восточное обозрение":

"В понедельник 25-го сентября, в 4 часа пополудни, иркутский генерал-губернатор генерал-лейтенант А. Д. Горемыкин въехал в город Иркутск, в сопровождение начальника губернии, выехавшего на встречу Его Высокопревосходительству. На московском перевозе через Ангару новый начальник края был встречен по русскому обычаю с хлебом и солью представителями городского общественного управления во главе с заместителем, головой Н.Е. Черных. Затем генерал-лейтенант Горемыкин проехал в генерал-губернаторский дом, где был встречен почетным караулом на подъезде и начальниками отдельных частей в одной из зал.

Мы слышали, что начальник края выразил уверенность, что представлявшиеся чины будут ревностными помощниками ему по управлению и дал обещание познакомиться ближе с их деятельностью на местах служения каждого".

А.Д. Горемыкину предстояло продолжить работу своего предшественника графа А.П. Игнатьева. Главное достижение заключалось в том, что вопрос о строительстве железной дороги через Сибирь на Дальний Восток, наконец, решился. Это было масштабное событие, не имевшее аналогов ни в России, ни в мире, и требовало максимальных усилий и ресурсов региона.

После неудачной Крымской войны 1853-1856 годов в России поняли, что без железных дорог невозможно эффективно поддерживать армию и флот. Идея провести железную дорогу в Сибирь появилась еще при Н.Н. Муравьеве-Амурском, но попытки начать строительство в 1870-х годах тоже не увенчались успехом. Лишь в 1891 году был заложен первый камень этого грандиозного проекта.

Научные исследования и новые инициативы

С 1889 года в Восточной Сибири начались научные исследования для прокладки железной дороги. Одним из первых дел А.Д. Горемыкина стало посещение Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества (ВСОРГО), на котором был зачитан доклад господина Волошинова. По его словам, предложение построить железную дорогу по северной оконечности Байкала было случайным и базировалось на скудных данных о местности. Он отметил, что для этого потребуется строительство пяти мостов через большие реки и туннелей через горные хребты, что приведет к большим расходам.

Срочно выделили деньги на новые исследования по маршруту для Транссибирской железной магистрали, которую планировали начать строить в Восточной Сибири в 1895-1896 годах.

Прибытие первого поезда в Иркутск. Фото: Из открытых источников
Прибытие первого поезда в Иркутск. Фото: Из открытых источников

А.Д. Горемыкин, ознакомившись с работой аграрной комиссии, создал комитет для развития сельского хозяйства в регионе. Среди главнейших задач нового учреждения было распространение усовершенствованных орудий труда, предоставление населению лучших хлебных семян, учреждение сельскохозяйственных школ и образцовых ферм, куда были организованы экскурсии для крестьян.

Государственный совет также активно занимался проблемами крестьян и местного населения. В Восточной Сибири была введена новая должность государственного чиновника по крестьянским делам. С 1894 года ею руководил известный историк и председатель партии кадетов, Александр Александрович Корнилов. Он быстро наладил дружественные отношения с генерал-губернатором и оставил интересные воспоминания о своей работе под руководством А.Д. Горемыкина.

"Вообще надо сказать, что натуральные повинности в Сибири по своей тяжести далеко превосходили весь размер денежных повинностей и оброков, лежавших на крестьянском населении. Самою тяжелою из этих повинностей, до постройки Сибирской железной дороги, была повинность по содержанию в порядке Большого сибирского тракта, лежавшая всецело на плечах населения огромных уездов, через которые тракт этот пролегал.

Стараниями местного начальства тракт этот был приведен почти весь в состояние шоссированной дороги, о чем особенно позаботилось сибирское начальство перед проездом по этому тракту наследника-цесаревича в 1891 году. С тех пор содержание этого тракта в полном порядке стало одним из коньков главной сибирской администрации. Между тем по тракту этому в то время постоянно шли нескончаемые обозы, сильно его выбивавшие.

И вот, для починки этого тракта, ежегодно в июне месяце назначались огромные наряды крестьян, причем некоторым из них приходилось являться с телегами, лошадьми и инструментами иной раз за 400 верст и более и проводить на тракте за работой по нескольку недель времени в самое дорогое для крестьянина время укоса травы".

Сострадание и строгость

А.А. Корнилов, один из лидеров партии кадетов, многократно просил о смягчении условий для политических ссыльных. А.Д. Горемыкин одобрял эти просьбы. Но генерал-губернатора нельзя было назвать сторонником политических преступников и революционеров. Он лично занимался цензурой газеты "Восточное обозрение" и делал это очень строго.

А.А. Корнилов принимал участие в редакции этой газеты, что было известно генерал-губернатору, который однажды за обедом сказал Корнилову: "Умный человек у вас Зайчневский (главный редактор газеты) и с большим интересом читаю я всегда его статьи по иностранной политике, — но только чудак! Охота же ему писать так много для меня, единственного читателя, потому что ведь почти все, что он пишет, я велю зачеркнуть красными чернилами".

А.А. Корнилов, вспоминая о А.Д. Горемыкине, заметил, что у генерал-губернатора внутри себя происходила борьба между строгими законами и человеческим состраданием. Это влияло на его отношение к политическим ссыльным, с которыми он начал работать сразу после назначения. При этом он заявил: "Государственные ссыльные — враги моего государя, а потому и мои враги. Никаких льгот им не давать" (речь шла о возможности свободного передвижения по губерниям). И далее начальник края потребовал, чтобы любое передвижение политических ссыльных могло осуществляться лишь с его разрешения.

Городской театр. Фото: Из открытых источников
Городской театр. Фото: Из открытых источников

Однако в то же время Горемыкин не был против их участия в государственных проектах и даже поддерживал это. Например, в 1894-1896 годах стартовала одна из крупнейших научных экспедиций — "Якутская", в которой участвовало много ссыльных, получивших одобрение генерал-губернатора.

По этому поводу А.Д. Горемыкин говорил — "для науки я все готов сделать — и вообще поступившему на службу. Считаю, что занятому человеку некогда заниматься революцией".

Служба во благо

Современники запомнили Горемыкина как чиновник, честный в бюрократическом смысле, т. е. непричастный к воровству. В быту он жил скромно, что выделяло его на фоне роскошной жизни своего предшественника А.П. Игнатьева. Выросший в духе русской армии, он не любил чиновничью помпезность. Во время прогулок по городу он интересовался жизнью местных жителей и их проблемами. Особое внимание Горемыкин уделял образованию и учителям, проявляя к ним искреннюю заботу.

В его отчетах направленные на имя императора встречаются фразы, посвященные проблемам образования среди местного крестьянства и инородческого населения:

"…Для большей очевидности крестьянскому и инородческому населению Сибири той пользы, какую может принести школа в практической его жизни, необходимо не ограничиваться насаждением посредством школы одной грамотности, как средства в глазах обучаемых пристроиться так или иначе к писарским занятиям, но выдвинуть на подобающее место интересы земледелия и промыслового труда и домашней обстановки населения…".

"…Чем шире знания, тем разнообразнее их применение для массы населения, проходящей только начальную школу, обучение должно, во-первых, утверждать в народе "веру и верность" (Император поставил отметку "Совершенно уверен"), а затем иметь ближайшею целью выяснить крестьянину и городскому простолюдину условия и средства к развитию его производства и домашнего благосостояния. При этом прилагать все старания, чтобы обучаемые не отрывались от среды, к которой они принадлежат…"

Горемыкин верил, что чем лучше финансовое положение сельского учителя, тем более преданно он будет заниматься своим делом и ухаживать за школьным участком, что принесет пользу ученикам и их родителям. Он предложил дифференцировать жалованье сельского учителя по разрядам. Причем, каждый следующий разряд повышал бы его жалованье на 50% по сравнению с предыдущим. Прибавки не должны зависеть от разряда или местоположения школы, должны назначаться учителю лично "во внимание его успешным занятиям в школе и к удовлетворительному ведению земледельческого хозяйства на участке".

Одним из самых значимых событий во время правления Горемыкина стало строительство Среднесибирского участка Транссибирской железной магистрали длиной 1839 км, завершенное в 1899 году. К лету 1900 года тоже была окончена Забайкальская дорога, растянувшаяся на 1105 км от станции Мысовой у Байкала до Сретенска на реке Шилке через Яблоновый перевал. Первый поезд прибыл в Иркутск 16 августа 1898 года.

А.Д. Горемыкин пользовался большим уважением среди современников и считался одним из лучших руководителей региона. Благодаря его инициативам в Иркутск привлекли значительные частные инвестиции для восстановления города, который пострадал от пожара в 1879 году. В период с 1894 по 1897 год в городе было построено красивое каменное здание театра, ставшее настоящей гордостью Иркутска. Горемыкин также возглавлял театрально-строительный комитет.

В 1894 году в Иркутске был открыт новый Казанский кафедральный собор, а в 1895 году начала свою работу детская Ивано-Матренинская больница.

2 апреля 1900 года Горемыкин был назначен членом Государственного Совета и уехал в Санкт-Петербург. В знак благодарности за его поддержку в строительстве театра ему постфактум присвоили звание Почетного гражданина Иркутска 25 января 1901 года.

Справка:

Горемыкин Александр Дмитриевич происходил из старинного дворянского рода, корни которого уходят еще во времена Алексея Михайловича Романова (Тишайшего). Родился 16 января 1832 года в Санкт-Петербурге, образование получил в Аракчеевском и Первом кадетских корпусах, службу начал в гвардии. Участвовал в сражениях Крымской войны (1853-1856 годах). После окончания академии Генерального штаба занимал различные штабные должности. В 1864 году участвовал в подавлении польского восстания, а позднее занимался административной деятельностью, возглавляя комиссию по крестьянским делам.

В 1866 году в чине генерал-майора определен Подольским губернатором. В 1870–1880-х годах находился на различных командных должностях в южной группе российских войск, участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов. С мая 1889 по апрель 1900 года исполнял обязанности Иркутского генерал-губернатора, в должности которого находился одиннадцать лет. За службу был удостоен высшего российского ордена Святого Александра Невского с бриллиантовыми знаками. Умер 8 июня 1904 года.