Найти тему

Почему не работает программа аренды ОКН "Памятник за 1 рубль"

Оглавление

Программа льготной аренды объектов культурного наследия с обязательной реставрацией была впервые внедрена в Москве в 2012 году. В Санкт-Петербурге она стартовала в 2018 году. За время её существования удалось восстановить ничтожное количество памятников, что и вызвало вопросы об эффективности программы «Аренда за 1 рубль».

Основные проблемы

Главная причина низкого интереса со стороны инвесторов заключается в значительных затратах на восстановление памятников при неоправданно малой выгоде. Процесс реставрации культурного наследия требует значительных финансовых вливаний, привлечения фирм с лицензией Минкультуры, занимает долгое время на разработку проекта, согласование и выполнение работ — а это значительно удорожает и затягивает реставрацию. Например, проектная документация должна быть подготовлена в течение двух лет, а реставрация завершена за пять лет, что добавляет сложности для инвесторов — они-то готовы работать быстрее и стремятся как можно скорее начать получать прибыль и окупить вложения.

Ключевым препятствием является отсутствие экономических стимулов. Есть опасения, что после завершения реставрации власти могут изъять отреставрированное здание у инвестора, что подрывает доверие к программе. Получится, что ОКН просто отреставрировали за чужой счёт и изъяли «для государственных нужд». Бизнес не видит в этом никакого смысла для себя.

Особенности отдельных регионов

В Саратовской области программа была запущена в 2017 году, однако ни одного успешного проекта реализовать не удалось. Закон, принятый в 2023 году, упрощает процедуру аренды и делает её более понятной для инвесторов, но это не привело к существенным изменениям. Ограничение программы только объектами регионального значения оставляет без внимания множество разрушающихся памятников на муниципальном уровне, которые страдают от мародеров и упущенного времени.

Проблемой «старых» регионов России является ещё и то, что для инвесторов доступны самые проблемные объекты, которые существенно разрушены, находятся в плачевном состоянии и требуют гигантских финансовых вливаний. При этом никто не гарантирует выгоду в будущем, после реставрации и ввода в эксплуатацию. Выбора особо нет: если хочешь «льготный» памятник — бери, что дают. А дают зачастую только неликвид.

Выгоды нет

Эксперты сходятся во мнении, что экономическая целесообразность программы вызывает сомнения. Для мелких инвесторов вложение в реставрацию пяти миллионов рублей, чтобы сэкономить на налогах 100-200 тысяч, выглядит абсурдно. Это отражает общую проблему: отсутствие долгосрочной стратегии и привлекательных условий для бизнеса.

Возможно, стоило бы доработать программу и ввести дополнительные условия в зависимости от региона, степени износа памятника, добавить «на витрину» ОКН более привлекательные варианты… Но тогда это будет невыгодно государству. Когда речь заходит о деньгах, вопросы сохранения наследия

Существует мнение, что программа льготной аренды могла бы быть более успешной при параллельной разработке мастер-планов развития городов. Такой подход позволил бы интегрировать реставрацию исторических зданий в общую концепцию развития города, что повысило бы их привлекательность для инвесторов.

Программа льготной аренды объектов культурного наследия в её нынешнем виде остаётся слишком сомнительным инструментом, не вызывающим массового интереса у бизнеса. Чтобы «Аренда за 1 рубль» работала в сторону сохранения памятников, придётся  пересмотреть экономические стимулы и предложить более гибкие условия, учитывающие реальную ситуацию на рынке недвижимости.

Мы помогаем с лицензированием в Министерстве культуры, получением лицензии МЧС и допусками СРО — с нами вы быстро оформите все необходимые документы для выхода на госзакупки в сфере реставрации и ремонта ОКН. Звоните!

Источник: наш сайт