В Котельниках Московской области возникла необычная проблема: учителя массово увольняются из-за трудностей, связанных с наличием детей мигрантов. Причина этого явления не в заработной плате или условиях труда, а в значительных проблемах, которые создают дети приезжих, вынуждающие педагогов уходить без раздумий.
Основной источник проблемы в том, что многие семьи, приехавшие из других стран, массово отправляют своих детей в местные школы. Родители видят в этом возможность для адаптации детей и изучения русского языка. Однако на практике всё оказалось гораздо сложнее. Местные жители утверждают, что дети мигрантов, не знающие русский язык, мешают нормальному проведению уроков, заставляя учителей повторять материал несколько раз.
"Педагоги не могут справиться с таким ритмом. Они испытывают эмоциональное напряжение и уходят из-за необходимости постоянно объяснять одно и то же детям, которые не понимают, чего от них хотят,"
- рассказывает одна из родительниц. Учителя страдают, дети страдают, но проблема только усугубляется.
Классы переполнены: в некоторых из них до 30 или даже 40 учеников, что явно негативно сказывается на качестве обучения. В таких условиях учителя не могут отслеживать прогресс каждого ученика индивидуально, не говоря уже о дополнительной поддержке для детей, не владеющих русским языком.
"Наша директор призналась: учителя не могут выдерживать такого напора. Они предпочитают уехать в Москву, где меньше детей мигрантов, а зарплаты выше. В нашей школе остаются лишь самые стойкие, но даже у них появляются мысли об уходе," - говорит мать двоих детей.
Наиболее сложная ситуация складывается в начальных и средних классах. Родители жалуются на катастрофическое снижение уровня образования. Ученики также отмечают, что некоторые преподаватели предметов работают крайне неэффективно. "Математика у нас на нуле, биология тоже. Преподаватели просто не справляются," - делятся своими впечатлениями родители.
Даже семьи мигрантов не могут вынести этот образовательный хаос. Одна мать чеченского происхождения была вынуждена забрать своих детей из школы, так как обучение стало невозможным. "Учителя не справляются, а дети страдают," - отмечает она.
В некоторых классах из 38 учеников только 10 — граждане России, остальные дети мигрантов. Хотя многие из них получили российское гражданство, они все еще не владеют русским языком. Местные жители утверждают, что около 30% детей мигрантов теперь имеют российское гражданство, но языковой барьер остается значительным. Педагоги вынуждены не только вести уроки, но и исполнять роль переводчиков, объясняя материал детям.
Одна из матерей жалуется:
"В классе моего сына трое учеников до сих пор не говорят по-русски хорошо, даже живя здесь давно."
Местные жители и педагоги задаются вопросом: куда движется система образования? С увеличением числа детей мигрантов, не знающих язык, и перегруженностью учителей, уровень знаний учащихся стремительно падает. Многие семьи уже рассматривают возможность перевода детей в московские школы, где ситуация с образованием пока более благоприятна. Но такой шанс есть не у всех.
Учителя массово увольняются в такой обстановке. Последние данные указывают на дефицит педагогов в российских школах в размере 250 тысяч человек. Если эта тенденция сохранится, что же будет с образовательной системой через несколько лет?
Педагоги признают: работа с детьми мигрантов сложна, и многие не справляются с такой нагрузкой. Низкие зарплаты, тяжелые условия труда и необходимость учить детей, не понимающих языка, приводят к массе увольнений.
Надежда только на реформы. Но когда чиновники обратятся к проблеме и начнут действовать? Родители пребывают в недоумении и гневе, считая, что проблему не решают, а учителей и детей оставили на произвол судьбы. Возможно, ситуация однажды изменится к лучшему.