Не знаю, как у кого, а у меня голоса хищных зверей вызывают лишь положительные эмоции и при этом я не испытываю никакого страха. Может быть оттого, что живем с волками, рысями, лисами под одной крышей очень давно. И я точно знаю, что ни один из них, если конечно зверь не бешенный, на человека не нападет. Да и увидеть их в лесу, кроме лисиц конечно, большая удача.
Вот на днях недалеко от нас завыли волки, сейчас самое время для их консолидации. После летнего отдельного проживания матерых с прибылыми от прошлогодних волчат-переярков, семья объединяется. Ведь в зимнем лесу одинокому волку не добыть для себя ни лося, ни кабана, а на мышах как летом недолго протянешь. Ну и переяркам конечно предстоит еще многому научиться у взрослых. Вой вольных волков отличался от того как воют наши, «домашние». Поначалу мне даже показалось, что это развлекаются какие-то люди. Звуки то расходились, то соединялись и наконец звери замолчали, наверно нашли друг друга.
Но не все так спокойно и безопасно в осеннем лесу. С утра пораньше, выйдя на улицу я услышала звуки, напоминающие не то работу трактора, не то звуки пилы лесорубов, не то мычание коров, но прислушавшись поняла, прямо напротив нашего дома в лесу, трубит лось. В октябре –ноябре, когда между прочим, народ массово отправляется в лес за последними дарами природы – опятами, клюквой, калиной, у лосей и оленей начинается пора любви, борьба за самок. В это время лось перестает быть пугливым и осторожным животным, вот бы уж с кем не захотела бы я встретиться в лесу. Такие «милые, безобидные, беззащитные» копытные в эту пору представляют смертельную опасность для человека.
В отличие от хищников – волков и рысей, которые потревоженные в брачный период предпочтут побыстрее скрыться с человеческих глаз, копытные отступать не будут. Все что движется в этот период вызывает у них ярость, во всех они видят соперников. Так что заслышав их голоса лучше уносить ноги по добру по здорову. Их не отпугнет ни собака, ни резкие звуки, ни выстрелы, копытные в этот период будто теряют разум.
Никогда не забуду, что творили в московском зоопарке в период гона овцебыки, недавно привезенные туда. И хотя их вольер был построен из стальных сварных труб, это не мешало овцебыкам каждый день добавлять сварщикам зоопарка работы. Вся территория близ их вольера была перекрыта лавочками и веревками, чтобы не дай Бог какой посетитель не попал в их поле зрения, иначе могла случиться настоящая трагедии.
Чуть позже, когда стихли голоса лосей забормотали тетерева, это их осенний ток. Конечно он не такой яркий как весной, поют они вяло, предчувствуя зиму.
На токование откликнулась рысь. Время их свадеб еще ой как далеко, но поговорить они любят и осенью, особенно при встречах друг с другом. Услышав этот голос, испугалась только лисица и закричала почти рысиным голосом, но с истеричными нотками. Еще бы, рысь не преминет задавить лису, даже если не станет ее есть, конкуренция, знаете ли.
А на вечерней прогулке с собаками мы услышали крики оленей, у них тоже начался гон и этих копытных теперь в наших угодьях гораздо больше чем исконных жителей – лосей. И хотя мелькнула в моей голове на секунду шальная мысль – пойти поглядеть как дерутся между собой рогачи и, если повезет (не погибнуть) сделать незабываемый кадр, она тут же улетучилась, едва пришли воспоминания о том, как ведет себя наш милый, добрый, воспитанный домашний козел, как только потечет какая-то из коз. И подхватив собак я ускоренным шагом пошла к дому. А за моей спиной все звучали и звучали крики оленей. Так что в безопасности я себя почувствовала только за забором нашего Центра.
Лучше уж постоять за ним и послушать крики наших филинов и неясытей. У них тоже начался ток, ведь именно в это время у большинства наших сов создаются пары.