Найти тему
Полит74

Историк Владислав Демаков рассказал, как Челябинск стал чайной столицей России

В конце 19-го века Челябинск стал чайной столицей России. Этому способствовало появление железной дороги, которая прошла через город, и соединила европейскую часть России с восточной.

Об этом в программе «Факты и артефакты» рассказал Владислав Демаков, научный сотрудник Государственного исторического музея Южного Урала, отвечая на вопрос ведущего Андрея Трушникова. Выпуск программы является совместным проектом медиахолдинга «Гранада Пресс» и музея.

- После того, как через наш город прошла железная дорога и связала его с Сибирью, Челябинск стал крупным логистическим и транспортным центром. Предприимчивые люди поняли, что выгодно заниматься транспортировкой товаров, в первую очередь чая из Китая, Индии, с Цейлона. В 1889 году в Челябинск из Тюмени переводят таможню, поскольку чай облагался акцизом. Вслед за этим из Тюмени были переведены две чаеразвесочные фабрики. Тогда они носили наименование «чайно-рассыпочное помещение». Первыми были фабрика Кузнецова, впоследствии знаменитая на всю страну, и фабрика Колокольникова, - рассказал историк.

Впоследствии в Челябинске были построены специальные здания чаеразвесочных фабрик. Помимо упомянутых фабрик документально подтверждено, что в Челябинске находилась фабрика Симона Ведрова - это московский купец первой гильдии, а также фабрика Высоцкого и фабрика братьев Поповых.

- До настоящего времени из всех этих фабрик сохранилось единственное здание фабрики Кузнецовых. Оно находится в плачевном состоянии, хотя в 1978 году было признано памятником истории культуры. Оно находится на улице Васенко. В советское время долгое время здесь находился фармацевтический завод, который работал вплоть до 2000-х годов, - уточнил Владислав Демаков.

Как правило, на фабриках использовался детский труд, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Мальчики-подростки в возрасте 10-12 лет фасовали чай вручную. На столах у них стояли весы. Чай упаковывали в фольгу, затем она обклеивалась бумажной этикеткой с рекламой фирмы, указанием веса и сорта чая.