На самом деле, символизм Настоящего детектива присутствует в двух основных направления местах - в голове у Раста и в головах у оккультистов-педофилов-наркоманов, обколотых нацистскими татуировками (ну это мы разбирали, зачем), но это очень сильно разные наборы символов, и сейчас мы попробуем их разобрать, по следам Отвратительных мужиков (если в поиске ввести Disgusting Man - Настоящий детектив, то все вылезет).
Мировоззрение Раста, по всей видимости, создатели постоянно перекликают с культом этих психопатов. Они их не объединяют, разумеется, но присутствует некоторая параллель, которая находит выход в финале сериала, мы её опишем отдельно : в общем, есть такая интересная концепция - манихейство. Это такая либо мировая ересь в определении христианства (в противопоставление 4м мировым религиям), либо вымершая мировая религия, единственная в своём роде, синкретичная и впитавшая в себя кучу разного полезного отовсюду. Зародилась она в районе Ирана, в третьем веке нашей эры и впитала всё, что было в регионе - христианство, ветхозаветные верования, зороастризм, митраизм и кучу разного. По миру манихейство раскидало очень сильно, официальный конец религии - 14 век нашей эры. Однако в Китае остался один стопудово манихейский храм, который, однако, давно принадлежит буддистам.
По манихейству, мир представляет собой борьбу Света и Мрака, и Бог-персонифицированное воплощение Света. Вначале всё существовалось раздельно и не смешивалось, как водка с вермутом в стакане мерзкого британского сексоголика, а затем материя — активное начало Мрака — позавидовала красоте Света и пожелала захватить его. Открылись пять стихий Мрака — они же пять миров плоти — из них излились пять стихий мрака: дым, огонь, ветер, вода и тьма. Материя стала выращивать из них пять видов деревьев, своих воплощений. Узнав о помыслах Материи, Отец Величия вызвал свои первые эманации — Мать Жизни, она же — Великий Дух, и Первочеловека. Материя же воплотилась в плоды пяти видов деревьев и дала им созреть.
В общем, это всё довольно сильно сложная система, но Иисус там тоже, например, посредник между материальным и божественным. Христианство, естественно, считает манихейство лютой ересью и не то что пива не нальёт, а даже на одном поле не присядет.
В общем, Манихейство это суровый дуализм, где наш мир - поле битвы. Ты же не хочешь принести на поле битвы своего ребенка, младенца и там его вырастить? Вот поэтому манихейцы отказывались от деторождения сознательно. Такие чайлдфри (запрещенная в России, богомпроклинаемая, отвратительная, а что самое дебильное - абсолютно нелогичная идеология) в древности.
И что говорить нам в сериале Раст - трагедия, случившаяся с его дочкой, буквально избавила его от греха отцовства. Ну это прямо практико-ориентированное манихейство. Обратите внимание на христианскую терминологию, которую он использует, человек, откровенно глумящийся над верой на протяжении всего сезона.
"Если единственное, что удерживает человека в рамках приличия — это ожидание божественной награды, тогда этот человек кусок де**ма." Растин Коул.
Ненавидя христианство, Раст при этом медитирует на христианский крест, воспроизводя в голове "сцену в саду" и постоянно отвечая на вопрос о том, позволил бы он себя распять. Если сама эта конструкция вызывает у вас много вопросов, например: "медитировать на крест???", то вот вам картинка.
Согласно венгерскому историку Жужанна Гулачи, эта картина является одним из шести задокументированных китайских манихейских свитков из провинции Чжэцзян начала XII века, названных Ишу. фо чжэнь (букв. «Шелковый рисунок Будды [Пророка] Иисуса»).
То есть это медитирующий Иисус. Nuff said.
В общем, такую вот придумали философско-религиозную подоплёку взглядам Раста. Она же и идеально ложится в то, что мировые религии друг с другом конфликтуют в целом гораздо меньше, чем течения внутри одной религии. Поэтому Раст такой непримиримый враг христианства, а церковь в сериале выступает благочестивым прикрытием для справления самых чёрных дел, какие только могут быть - детских жертвоприношений.
И здесь мы переходим ко второй часте мистики сериала: идеология культистов.
Она завязана на двух направлениях, которые те же Отвратительные мужики разобрали достаточно подробно, но я позволю себе пройтись по ним ещё раз с уважением к их труду.
Во-первых, культ Митры. Митра - первоначально иранское божество солнца, уходящее корнями в глубокую древность. Например, в дохристианской Армении (а Армения, между прочим, первое государство в мире, где христианство стало государственной религией), в городе Ван ашвахар Васпуракан находилась священная Ванская скала Мгери Дур (дословно — «Врата Митры»), из которой по преданию родился Митра и в которую ушёл в ожидании воцарения справедливости на земле. В современной Армении восточнее Еревана расположен храм Гарни, посвящённый Мгеру, который тоже как бы посвящен трансформировавшемуся Митре.
Да и ангел Метатрон из Каббалы - тоже он самый.
Дальше я просто вставлю кусочек с вики, который комментировать - только портить.
Пещеру Митры, которую Констанций II передал александрийской церкви, в 362 году Георгий Александрийский приказал очистить, и там нашлось множество черепов (по утверждению христиан, человеческих), которые по указанию Георгия Александрийского носили по городу как доказательство возможно совершавшихся там человеческих жертвоприношений и гаданий по внутренностям. Тогда в городе произошли беспорядки, и Георгий и некоторые другие христиане были убиты язычниками.
Одно из распространённых изображений на митраистских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой), например: Рельеф Митры. Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причём фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каутопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причём им прислуживают слуги в звериных масках.
Для тех, кто не знает латынь (а может, и такие найдутся среди читателей...) гениталис - это то самое, да.
Также есть изображения испытаний при инициации. Обнажённый мист сидит с повязкой на глазах, а перед ним жрец с мечом. В сюжетах так называемого «митраистского объятия» Митра в виде льва покрывает быка (или другое парнокопытное животное), схватив его передними лапами; на фреске в капуанском митреуме на месте быка изображён обнажённый юноша, которого мистагог валит на землю, обняв сзади, в чём некоторые авторы видят гомоэротическое содержание такого ритуала, включающее ритуальную кастрацию неофита и излитие в него семени.
Короче, храмы для всех этих прелестей- митреумы, должны были изображать модель Вселенной, то есть иметь купол, а так как религия была практически тайной (кстати, митраизм относился к тем религиям, которые разрешали последователям на виду показательно принять другую религию, если нужно не спалиться, что митраист), то куполы это были сводами в подвалах, как правило.
Причему митреумы это в статье Отвратительных мужиков почему-то называю.т митрариумами, ну это оставим, звучит-то достаточно красиво.
И сами понимаете, как святилище педофилов из Настоящего детектива ужасно напоминает митреум - находится в подвешенном состоянии, полузасыпанном. Создатели сериала нашли отличное место - форм Макомб.
Культ Митры органически мешается в сознании извращенцев с Сантерией (это креольская разновидность Вуду). Тем, что, собственно, распространено среди дремучих болот этой самой Луизианы, среди бедного каджунского и креольского населения. Это я сейчас не обвиняю бедных в ереси, просто респектабельные люди оттуда, как правило, всё же христиане.
А дальше мы переходим к собственно терминологии - что за Каркоса, что за Желтый король?
А тут вообще всё просто открывалось. Безо всяких мировых религий. В общем, был такой писатель Амброс Бирс (1842-1914), который сам по себе довольно интересен, например, на меня в своё время произвёл большое впечатление его рассказ "Случай на мосту через Совиный ручей", они вообще, американцы эти самые, большие мастера которкой прозы (типа Эдгара По).
Этот Бирс помимо просто рассказов писал ещё всякие страшилки. Так вот, он придумал город Каркоса - в котором бродит душа героя одного из рассказов после его физической смерти.
Каркоза включает:
- Черные звезды на ярком небе
- Две черные звезды
- Озеро Хали
- Черные парящие башни
- Промозглые ветра
- «Демхе» и его «облачные глубины»
А потом появился писатель Роберт Чемберс (1865-1933), обратите внимание - он как раз из следующего поколения, и он, вдохновлённый Бирсом, пишет сборник рассказов "Король в жёлтом".
В этом сборнике и фигурирует Король в желтом, но его Чемберс упоминает неуловимо и шифрует среди персонажей - непонятно, кто это и чего хочет. А также везде присутствует страшный "жёлтый знак", который не описан и похож на какой-то нечеловеческий.
Обратите внимание на собственно жёлтый цвет этого всего.
А потом (ровненько ещё через поколение) пришел писатель, которого все знаю - Говард Филлипс Лафкрафт (1890-1937), который взял и всё-всё-всё из этого включил в свои страшилки. А страшилки его я так называю, но на самом деле это гигантская проработанная литературная вселенная, с единой космологией, суть которой в том, что Землю когда-то посещали отвратительные нечеловечески мерзкие пришельцы и с тех пор на Земле просыпается временами всякая хтонь, то земляная, то морская, и куча разной мистической дряни сосёт ваш разум непрекращающимся сосанием, и хлюпают во тьме разломов нечеловеческими соплями разная нечеловеческая живность.
И вот как раз там у него есть Хастур, некая темная адски могущественная сущность откуда-то с краю Вселенной, которая предстаёт на Земле в виде вихря (кстати, не напоминает ли вам это галлюцинацию Раста Коула в святилище, которую я уже вставлял?) и его аватаром как раз- является Жёлтый король.
В основном, криминология, но есть и Упанишады, и Чемберс, уже упомянутый.
Поэтому в принципе, если бы Эррола Чилдресса Раст не застрелил навсегда, то мог бы с ним обсудить космологические концепции американских Лавкрафтовских страшилок... Поскольку был немного в курсе.
Да, сам сериал нам шифрует очень много разных визуальных подсказок к ритуалам культистов-педо-наркоманов.
Неплохой такой снимок в доме у женщины, чья дочь загадочно исчезла в регионе, где практикуется Сантерия, маски и прочая фигня. Да ещё в рамочке!
А вот у ФБР есть официальные документы, где они распространяют знания о педофильским сообществах и их символике. Знакомые символы, не правда ли?
Косвенные подтверждения подлинности документа я нашел в статье Стальбовского В.В. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПЕДОФИЛОВ (СЛЕНГ, СИМВОЛИКА, СРЕДА ОСОБОЙ АКТИВНОСТИ) в журнале Вестник Академии МВД Республики Беларусь за 2018 год. Да и на англоязычных ресурсах полно подтверждений.
Ну и я обещал про финал.
В общем, финал герметично закрывает крышочку - пойманные культисты-педофилы, естественно, имеют какую-то крышу, которую, естественно, не привлечь, детективы раскалывают, таки, дело всей своей жизни (оно, на минуточку, заняло 17 лет), и происходит финальный монолог Растина Коула:
“There was a moment, I know, when I was under in the dark, that something… whatever I’d been reduced to, not even consciousness, just a vague awareness in the dark. I could feel my definitions fading. And beneath that darkness there was another kind—it was deeper—warm, like a substance. I could feel man, I knew, I knew my daughter waited for me, there. So clear. I could feel her. I could feel … I could feel the peace of my Pop, too. It was like I was part of everything that I have ever loved, and we were all, the three of us, just fading out. And all I had to do was let go, man. And I did. I said, ‘Darkness, yeah.’ and I disappeared. But I could still feel her love there. Even more than before. Nothing. Nothing but that love. And then I woke up.”
«Я знаю, был момент, когда я находился в темноте, что-то… во что бы я ни превратился, даже не в сознание, просто смутное осознание в темноте. Я чувствовал, как мои определения исчезают. И под этой тьмой было другое чтио-то — еще глубже — теплое, как вещество. Я чувствовал, мужик, я знал, я знал, что моя дочь ждет меня там. Так ясно. Я чувствовал её. Я чувствовал… я также чувствовал покой моего папы. Я как будто был частью всего, что когда-либо любил, а мы все, трое из нас, просто растворялись. И все, что мне нужно было сделать, это отпустить, чувак. И я это сделал. Я сказал: «Тьма, да» и исчез. Но я все еще чувствовал там её любовь. Даже больше, чем раньше. Ничего. Ничего, кроме этой любви. И тут я проснулся».
В общем, получается, что хэппи энд по-манихейски.
Отдельно отмечу саундтрек. Хотя песня из начальных титров "Far from dusty mesa" вокально-инструментального ансамбля The Handsome Family больше подошла бы сериалу Во все Тяжкие, ведь там речь скорее про пустыню.
А если вы хотите мне возразить одной из строчек про poison creosote, так я вам отвечу, что в виду имеется креозотовый куст в пустыне, а вовсе не химическое вещество креозот.
Ах да, забыл поприветствовать земляка - в заставку сериала попала фотография, сделанная петербургским фотографом Мурбо Даглдияном в 2011 году и честно купленная создателями сериала за 500 баксов.
Кстати, есть отличный сайт, можно посмотреть несколько живых локаций со съемок сериала (жалко, что не все):
https://kinocompass.com/ru/episodes/1667?markers=no
Извиняюсь, если утомил - но история того требовала. Надеюсь, для кого-то были раскрыты некоторые моменты. Для меня это однозначно один из любимых сериалов. Создатели умудрились в криминальную историю напихать столько смысла, что дальше уже просто некуда. Я не могу сказать, что это рецензия, наверное, это всё же разбор... Или обзор... Не знаю.
В оформлении использованы материалы самого сериала, некоторого количества статей, сайта Disgusting Man и всякое такое.
Ах да, забыл.
Раст - Иисус.
Всем пока!